Урок русского языка в 5 классе "Антонимы"


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов

№ 256 ЗАТО город Фокино»

Приморский край






Урок русского языка

в 5 классе по УМК Бабайцевой




Антонимы














Автор:

учитель русского языка и литературы

Балакирева Татьяна Анатольевна





2011 г.














Конспект урока русского языка в 5 классе по УМК под редакцией В.В. Бабайцевой на тему «Антонимы»

Учитель: Балакирева Татьяна Анатольевна

Цель урока: познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие “антоним”.

провести работу по подбору синонимов и антонимов; акцентировать внимание на учёте многозначности слова во время подбора антонимов.

раскрыть роль антонимов в речи;

пропедевтика лексических ошибок, связанных с употреблением антонимов.

Ход урока:

1.Организационный момент. Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Открываем тетради, записываем число, «классная работа», а тему вы запишите чуть позже, когда догадаетесь, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

Слайд № 2.

- О каких словах-неприятелях идёт здесь речь? (Об антонимах)

Записываем тему урока,

Назовите антонимы (Солнце – тень, близко – далеко, низко –высоко)

Что же такое антонимы? (Слайд № 3).

Антоним – греческое слово: анти – приставка со значением «противоположный», онима – «имя». Но любознательный человек обязательно задаст вопрос: «Для чего, зачем нужны антонимы?»

Объяснение темы урока.

Антоним. Как и синоним, не может существовать сам по себе, а только в антонимической паре: правда – ложь, плакать – смеяться. Различают антонимы однокорневые (недолёт – перелёт, приехать – уехать) и разнокорневые (тёплый – холодный).антонимы помогают использовать приём противопоставления (антитезы) и контраста, делают речь более точной и выразительной.

Игра «Наоборот» слайд № 4.

И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «хорошо»,

А ты ответишь: «плохо».

Скажу я слово «великан»,

А ты ответишь: «кроха».

Скажу я слово «потолок»,

А ты ответишь: «пол».

Скажу я слово «потерял».

И скажешь ты: «нашёл».

- Назовите антонимы (хорошо – плохо, великан – кроха, потолок – пол, потерял нашёл).

Решение грамматических задач.

Слайд № 5.

Запишем пословицу. Сколько в ней антонимичных пар? (ученье – неученье; свет-тьма)

Делаем синтаксический разбор предложения.

Слайд № 6.

Вставьте нужные антонимы:

Любишь брать, люби … . (отдавать).

Сытый … не разумеет. (голодного)

Иди вперёд, а оглядывайся … .(назад)

Корень учения горек, да плод его …(сладок)

- Чему служат антонимы в этих пословицах? (Противопоставлению положительного отрицательному.)

- Какие части речи могут выступать в роли антонимов? (Почти все!)

Слайд № 7.

Подберите к прилагательному несколько антонимов.

Надёжный друг - … .

(Неверный, коварный, ненадёжный, вероломный.)

- Как называется группа этих слов? (Синонимический ряд.)

Чем отличаются антонимы от синонимов? (Синонимы – близкие по значению слова. А антонимы – противоположные по смыслу слова.)

Слайд № 8.

В каких предложениях употреблены синонимы, а в каких антонимы?

Эта задача несложная, простая.

Он сделал это не случайно, а намеренно.

Он сделал это неслучайно, намеренно.

Эта задача не сложная, а простая.

Составьте и запишите предложения со словами увлекательно – скучно; радостный – грустный, используя данные выше предложения в качестве образца. Обратите внимание на правописание не.

Слайд № 9. Физкультминутка.

Мы с Винни Пухом в чаще жили

Головой своей крутили

Вот так, вот так, (круговые движения головой)

Головой своей крутили


Винни Пуху мед искали

Дружно дерево качали (поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)

Вот так, вот так,

Дружно дерево качали


А потом, друзья, ходили (ходьба по-медвежьи)

И из речки воду пили

Вот так, вот так,

И из речки воду пили (наклоны туловища вперед)


А потом они плясали (пружинка с поворотом туловища влево и вправо)

Лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху)

Вот так, вот так,

Лапы выше поднимали!


Иногда при подборе антонимов могут возникнуть затруднения. Понаблюдаем. С чем это может быть связано.

Слайд № 10.

Устно подберите антонимы

к приведённым словам

Тихий, бедный, богатый, ленивый, чёрный, ветхий, высокий.

С каким словом возникли сложности? Почему?

(Со словом «высокий», потому что оно многозначное).

Высокая душа – приземлённая (устремлённая в небо или к земле).

Высокая скамья – низкая.

Что нужно учитывать при подборе антонима? Многозначность слова!

Слайд № 11.

Подберите антонимы к разным значениям многозначных слов

1. Свежий (хлеб, журнал, ветер).

(Чёрствый, старый, тёплый).

2. Лёгкий (труд, путь, ветер).

(Тяжёлый, трудный, сильный).

Слайд № 12.

Исправьте лексические недочёты, взятые из сочинений учащихся.

Герасим был хороший, а барыня жестокая.

Эта речка не широкая, а мелкая.

Царевна была добрая, а царица плохая.

Слайд № 13.

Перепишите текст, заменяя антонимами все слова, у которых они есть.

Жил – был кролик. Рано утром он вышел из своего домика и отправился в путь. Через час он свернул влево, а ещё через час – вправо. Дело было зимой, и кролику стало холодно. Он шёл всё быстрее и быстрее. Впереди уже можно было разглядеть крышу кроличьего домика, а позади ещё виднелась лесная опушка и какие-то далёкие огоньки.

- Получился ли у вас текст, не лишённый смысла?


Слайд № 14.

Подытожим урок.

- Что такое антонимы?

- Какие части речи могут выступать в роли антонимов?

- Что нужно учитывать при подборе антонимов?

- Какова роль антонимов в речи?

Объяснение домашнего задания.

Упр.746

Использованная литература:

  • Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки: Учеб.-метод. пособие. -М.: Дрофа, 2004

  • Русский язык. Практика.5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева и др.- М. Дрофа, 2010.


Слайд 1
а к ы яз го о ск е с с у с кр ла к о К Ур М в5 ой У в це по й ба а Б . В В. Балакирева Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 256 г. Фокино, Приморский край
Слайд 2
Назовите антонимы
Слайд 3
Антоним – Для чего нужны антонимы? греческое слово: анти – приставка со . значением «противоположный, онима – «имя»
Слайд 4
И нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот» Скажу я слово хорошо, А ты ответишь: плохо. Скажу я слово великан, А ты ответишь: кроха. Скажу я слово потолок, А ты ответишь: пол. Скажу я слово потерял, И скажешь ты: нашёл.
Слайд 5
Запишите пословицу Сколько в ней антонимичных пар? Ученье - свет, а неученье – тьма. Ученье – неученье; свет – тьма. Выполните синтаксический разб ор предложения
Слайд 6
Вставьте нужные антонимы Любишь брать, люби …. Сытый … не разумеет. Иди вперёд, а оглядывайся …. Корень учения горек, да плод его …. Чему служат антонимы в этих пословицах? (Противопоставлению положительного отрицательному.) Какие части речи могут выступать в роли антонимов? (Почти все!)
Слайд 7
Подберите к прилагательному несколько антонимов Надёжный друг - … . (Неверный, коварный, ненадёжный, вероломный.) Как называются группы этих слов? (Синонимический ряд.) Чем отличаются антонимы от синонимов?
Слайд 8
В каких предложениях употреблены антонимы, а в каких синонимы? Эта задача несложная, простая. Он сделал это не случайно, а намеренно. Он сделал это неслучайно, намеренно. Эта задача не сложная, а простая. Составьте и запишите предложения со словами увлекательно – скучно; радостный – грустный, используя данные выше предложения в качестве образца. Обратите внимание на правописание не.
Слайд 9
Слайд 10
Устно подберите антонимы к приведённым словам Тихий, бедный, богатый, ленивый, чёрный, ветхий, высокий. С каким словом возникли сложности? Почему? (Со словом «высокий», потому что оно многозначное). Высокая душа – приземлённая (устремлённая в небо или к земле). Высокая скамья – низкая.
Слайд 11
Подберите антонимы к разным значениям многозначных слов 1. Свежий (хлеб, журнал, ветер). (Чёрствый, старый, тёплый). 2. Лёгкий (труд, путь, ветер). (Тяжёлый, трудный, сильный).
Слайд 12
Исправьте лексические недочёты, взятые из сочинений учащихся 1. Герасим был хороший, а барыня жестокая. 2. Эта речка не широкая, а мелкая. 3. Царевна была добрая, а царица плохая. 1. Царевна была добрая, а царица злая. Проверь: 2. Герасим был хороший, а барыня плохая. 3. Эта речка не широкая, а узкая.
Слайд 13
Перепишите текст, заменяя антонимами все слова, у которых они есть Жил – был кролик. Рано утром он вышел из своего домика и отправился в путь. Через час он свернул влево, а ещё через час – вправо. Дело было зимой, и кролику стало холодно. Он шёл всё быстрее и быстрее. Впереди уже можно было разглядеть крышу кроличьего домика, а позади ещё виднелась лесная опушка и какие-то далёкие огоньки. Получился ли у вас текст, не лишённый смысла?
Слайд 14
Подведём итоги Что тако е ан К ак тон ие ч имы а с ти р ? выс ечи т уп а ант ть в р могут о ни Что мов оли ну ж ? но у при чит ыва под ть ант они боре мов Ка к ? ова рол ант ь о ни мов в ре чи?
Слайд 15
Использованные материалы http://new-pe ople.info/ind ex.php http://www.proshk olu.ru/download/1 339346/7e3a0679f1 86ea98/ •Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки: Учеб.метод. пособие. -М.: Дрофа, 2004

Полный текст материала Урок русского языка в 5 классе "Антонимы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Балакирева Татьяна Анатольевна  BalTa
16.08.2011 5 17190 2782

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК