Конспект урока "Традиции семейных отношений в художественной литературе" (по роману Л.Н.Толстого "Война и мир")




Тема: «Семейные традиции в художественной литературе» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Автор: преподаватель литературы Бирюкова Наталья Николаевна

Категория: высшая

Образование: высшее Тверской Государственный университет

Учебное заведение: Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище №17» г.Бежецка, Тверской области.

Адрес учебного заведения: 171984 Тверская область, г.Бежецк, ул.Л.Толстого, д.33

Домашний адрес: 171984 Тверская обл., г.Бежецк, ул.Нечаева, д.4, кв.9

Телефон: +7 915-701-98-17































Тема урока: «Семейные традиции в художественной литературе» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Цели: - познакомить с традиционным укладом жизни дворянских семей, основываясь на текст художественного произведения классической литературы 9Л.Н.толс той «Война и мир»);

-дать понятие семьи, семейной традиции, семейного воспитания, составить представление об идеале семейных отношений;

-развивать художественное мышление, умение анализировать, составлять свое представление о семейных традиций;

- прививать любовь к классической литературе;

-воспитывать любовь к культуре, семейным традициям, отношениям.

Оборудование: 1)художественные тексты: Л.Н.Толстой «Война и мир»,

2)Портрет писателя Л.Н.Толстого;

3) ТСО: мультимедийное сопровождение в виде презентации; отрывки из художественных фильмов, музыкальное сопровождение

4) раздаточный материал: отрывки из художественных текстов, стихи поэтов о семье, тестовые задания, карточки –маршруты с заданиями.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Ход урока:

1.Оргмомент

Музыкальное сопровождение: Песня «Родительский дом» ( 1 куплет)

- приветствие учителя;

-отметить отсутствующих.

2.Сообщение темы и целей занятия

Тема занятия: «Семейные традиции в художественной литературе» - слайд 1

Цели:

- познакомить с традиционным укладом жизни дворянских семей основываясь на текст художественного произведения классической литературы;

-дать понятие семьи, семейной традиции, семейного воспитания, составить представление об идеале семейных отношений;

-развивать художественной мышление, умение анализировать, составлять свое представление о семейных традиций;

- прививать любовь к классической литературе;

-воспитывать любовь к культуре, семейным традициям, отношениям. (слайд 2)

3. Основная часть

1. Работа с ассоциациями

-Как вы понимаете слово семья? (слайд 3)

Обучающиеся работают самостоятельно – на листочках записывают свое понимание слова «Семья»

Составление конструктора: (слайд 4)

Ячейка общества

Мама и папа

Семья Взаимопонимание

Любовь

Традиции

Бабушка и дедушка

Родственники

Ведение хозяйства

Быт

Дети



Очень много ассоциаций можно перечислять, связывая их с понятием семья, так как это слово многозначно, и каждый человек в это понятие вкладывает свой особый смысл. Но от слова семья веет добром, любовью, пониманием.

2. Работа со словарем Ожегова и Даля. (погружение в ассоциации)

Давайте обратимся к словарям, которые составили выдающиеся русские лингвисты Ожегов и Даль. ( слайд 5-6 портреты лингвистов )

Определение по словарю Ожегова:

Определение по словарю Даля: Семья – совокупность близких родственников, живущих вместе; в тесном значении : родители с детьми.

Действительно, семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

-Какие ассоциации мы можем добавить в наш конструктор?

-Знаете ли вы народные пословицы о семье?

Вся семья вместе, так и душа на месте.

На что и клад, коли в семье лад.

У кого детей много, тот не забыт от Бога.

Родительское слово мимо не молвится.

При солнце тепло, а при матери добро.

Как Бог до людей, так отец до детей.

- Многие учителя, классики литературы, выдающиеся ученые отдавали должное внимание семейному воспитанию.

Давайте прочитаем высказывания и попытаемся объяснить их значение:

Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. (В.А.Сухомлинский)



Семья – один из шедевров природы. (Д.Сантаяна)

Воспитание – хорошее дело: им решается участь человека. (В.Г.Белинский)



Растите детей ваших в добродетели: только она одна и может дать счастье. ( Л.Бетховен)

3. Работа с художественным текстом (конструктор новых знаний)

Семья – это большая ценность, это родные люди, которые тебя окружают с детства, это свет семейного очага, это те традиции , которые мы впитываем с молоком матери и стараемся пронести через всю нашу жизнь. Тип семейного воспитания менялся с веками, так как менялось время, мода, ценности.

Работа со стихом «Семья» - (музыкальное сопровождение)

- Как автор реализует слово Семья?(слайд - )

- Согласны ли вы с позицией автора?

Давайте обратимся к классической литературе и проследим, какие традиции семейного быта были в дворянских семьях в 19 веке. Обратимся к великому творению Л.н.Толстого «Война и мир». Об это произведении справедливы слова А.г.Герцена: «Есть вечные песни, великие творения, завещаемые из века в век».

- как вы понимаете эти слова?

Вечные ценности семейных традиций, семейного воспитания изложены на страницах этой великой книги. В мирной , бытовой жизни людей нет спокойствия, в ней кипят страсти, свои интересы. Используя прием ы сопоставления и контраста Толстой подводит читателя к пониманию настоящей жизни, настоящих ценностей, которые не изжили себя в веках и по сей день остаются актуальными.

Вступительная беседа:

-Какие семьи представлены в романе? (Ростовы, Болконские, Курагины, Друбецкие, Безуховы)

Прочитав роман, вы побывали в гостях у этих семей. А теперь постараемся разобраться, какую же семейную жизнь Л.Н.Толстой считает настоящей.

-Слои какого общества они представляют? (дворяне)

Давайте обратимся к дворянскому воспитанию в высшем свете.

А) семья Ростовых.

Чтение отрывка т.1 ч. 1 Именины у Ростовых

Именины в доме Ростовых (эпизод из худ.фильма)

- Есть ли в семье дети?

-Каковы взаимоотношения между взрослым и детьми?

-Соблюдают ли Ростовы светские условности?

-Каковы принципы воспитания в семье?

Письменная работа:

Составьте кодекс семьи Ростовых:

Гостеприимство, уважение к каждой личности, искренность и понимание между родителями и детьми, честность, открытость, жизнь сердцем.

Вывод: Семья Ростовых живет больше чувствами, чем головой. Хорошие они люди. Я не ошибусь, если скажу, что каждый из нас был бы счастлив, живя в такой семье.



Б)А теперь погостим немного у Болконских в имении Лысые Горы.

- чтение отрывка из художественно текста.

-просмотр эпизода из художественного фильма.

Ничто не может изменить спокойной, деятельной и размеренной жизни старого княжеского дома в Лысых горах. Старый князь Николай Андреевич Болконский заслужил такую жизнь, он стар, он заслужил этот покой, эту размеренную жизнь.

- Какое воспитание дал старый князь своим детям Андрею и Марье?

-Какие главные качества он заложил в характерах детей?

-О чем болит душа старого князя Николая Андреевича?

-Почему требовательный Николай Андреевич пользовался авторитетом у своих детей?

Письменная работа: составьте кодекс семьи Болконских

Требовательность к себе и своим поступкам, честность, добродеятельность, порядочность, ответственность, разумность в поступках.

Учитель: Толстой пишет о «хороших манерах, царствовавших в доме Болконских»

Задание: сравните семьи Ростовых и Болконских

Учитель обобщает сказанное: Взаимоотношения родителей и детей в семье Ростовых и детей между собой строятся на доверии друг к другу, любви, уважении. Дух равенства, бескорыстия господствует в этой семье.

Взаимоотношения в семье Болконских строятся не на принципе равенства, но они тоже полны любви, только скрытой: Болконские все сдержаны. Отношения старого князя и дочери Марьи достаточно сложны и тяжелы. Но это не значит, что они плохие люди.

-Какой художественный прием избирает Толстой для изображения этих семейных гнезд? ( сопоставление, схожесть)

В) на фоне характеристик Ростовых и Болконских контрастом прозвучат взаимоотношения в семье Курагиных.

-Как понимает свой родительский долг Василий Курагин?

-Каковы взаимоотношения между детьми?

-Какова общая атмосфера в семье?

Вывод: атмосфера всеобщего расчета и бездуховности царит в семье Курагиных. Делать служебную карьеру, сделать «выгодное замужество или женитьбу» - так понимает свой родительский долг отец семейства Курагин, при этом его дети мало его интересуют. Детей «надо пристроить», так полагает Василий Курагин. Элен он выдает за ставшего богатым Пьера Безухова, Ипполит устроен дипломатом в Австрию. Остается Анатоль, с его беспутствами, долгами, пьянством. Возникла мысль женить его на княжне Марье. Безнравственность , допускаемая в семье Курагиных, становится нормой их жизни .Об этом говорит поведение Анатоля, отношение Элен к Пьеру. В доме Курагиных нет искренности и порядочности.

4. Закрепление.

Индивидуальные выступления:

1) дать характеристику герою:

-Марья Болконская

-Элен Курагина.

2) Сопоставить хозяев семейств:

-граф И.А.Ростов

-Князь Н.А.Болконский

-Князь В. Курагин.

3) Определите одним словом главный стержень семьи:

-Ростовы – любовь

Болконские – порядочность

Курагины –расчет



5) Рефлексия

Придумайте визитную карточку семей и з романа Толстого и своей семьи.

Ростовы- кто к нам ходит, делает нам приятное.

Болконские- кто к нам не ходит , делает приятное, кто ходит –одолжение.

Курагины –нам приятны только те, кто нужен.

Моя семья –

Итоговый вопрос: какую семейную жизнь можно считать настоящей?

6. Осознание изученного.

«Моя будущая семья» (игра)

Каждой группе предлагается :

  1. Нарисовать герб семьи, в котором должны быть отображены символические моменты истории семьи, ее традиции и ценности.

  2. Придумать девиз семьи и объяснить его.

  3. Блиц интервью. Следует завершить предложения:

«Мое самое большое желание- ….»

«Я ни в коем случае не хотел (а) , чтобы…»

«в моей семье исключено….»

«Я хочу сказать «спасибо» моей семье за….»

«В моей семье под запретом…»

«Счастливая семья –это…»

Слово учителя: Лучшие умы человечества искали и ищут ответ на вопрос: «В чем смысл жизни?» Многие считают , что смысла в ней нет вообще, поскольку человек рождается и умирает. Грустные мысли…

А мы сегодня пришли к выводу, что главное на Земле – семья и любовь. Любовь к матери, мужу, сестре, брату, ребенку. Все остальное, как бы оно ни было красиво т важно (одежда, мебель, путешествия, деньги, машины, успех в делах) , лишь прилагается к главному - к семье, в которой царят любовь, сострадание, нежность, милосердие. И когда все в твоем доме любят друг друга, ото поневоле пытаются и остальных сделать также любящими и счастливыми. Да все в мире начинается с семьи, с дома – и ДОБРО , и ЗЛО. Так пусть в мире будет больше счастливых семей, а значит добра!

7. Итог урока

Звучит песня «Родительский дом» (2, 3 куплеты)

Родительский дом – это начало всех начал для каждого человека, родительский дом – это семья. Каждая семья имеет свои традиции, свои правила и нормы воспитания, об этом говорил еще великий классик Л.Н.Толстой. Но хотелось бы, чтобы каждая семья стремилась к нравственным нормам, к честности, порядочности, искренности, морали, и в таких семьях вырастут нравственные люди, люди –патриоты своего отечества и государства, люди, способные любить, доверять, т.е. жить настоящей жизнью.













8




Полный текст материала Конспект урока "Традиции семейных отношений в художественной литературе" (по роману Л.Н.Толстого "Война и мир") смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бирюкова Наталья Николаевна  ПУ17Натали
05.09.2011 0 5688 862

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК