Урок внеклассного чтения "Настоящая дружба, любовь и преданность" (по рассказу Джека Лондона "Бурый волк"); 6 класс.
Черкасова Лариса Ивановна,
учитель русского языка и литературы МОУ сош № 30
Ногинского района Московской области
Произведение зарубежного автора часто знакомит учеников с проблемой, которая потом в более глубоком виде будет затронута при изучении русской литературы. Вводя в курс рассказы и повести иностранных авторов, мы расширяем список возрастосообразных произведений и одновременно готовим знакомство с литературой отечественной.
Таким образом литература зарубежная становится союзником учителя. Расширяется поле литературных ассоциаций, обеспечивающих интерес к чтению и литературное развитие школьников; новая литературная реальность делает урок более интересным; формируется толерантность, понятие разного менталитета; развивается понятие образно - мотивных цепочек в мировой литературе. Расширяется читательский кругозор учащихся.
Джек Лондон «Бурый волк». Знакомство с этим рассказом может продолжить изучение творчества
Л. Андреева «Кусака» и Э. Сетон – Томпсон «Снап». Таким образом в сознании учащихся выстоится образно-мотивная цепочка внутри единого пространства мировой литературы.
В возрасте 10 – 12 лет ( 5 – 6 класс) очень ярко проявляется интерес к взаимоотношениям человека и животного. Особенно, если животное, в частности собака, оказывается мудрее, добрее, преданнее человека. К сожалению, в мире сейчас много жестокости. Считаю, что подобные произведения учат школьников добру, любви к ближнему.
Тема урока: «Настоящая дружба, любовь и преданность»
Цели и задачи: обратить внимание на взаимоотношение человека и животного; показать, как проявляются настоящая дружба и любовь со стороны человека и его собаки; научить видеть добро, чувствовать необходимость поддержки и внимания с обеих сторон; дать понятие преданности. Проследить, как отражена тема урока в произведениях русской и зарубежной литературы.
Литература и кино: взаимосвязь искусств.
- История появления Волка в семье Уолта Ирвина и Медж.
- Загадочное поведение. Куда и почему убегал Волк? «Неизменно держал путь на север, влекомый каким-то внутренним побуждением, которого никто не мог понять».
- Своенравный характер собаки. Сумели ли новые хозяева приручить свободолюбивого пса и заслужить его доверие. Борьба за право называться хозяином. « Преимущество было на стороне Ирвина… Очевидно, Волк понятия не имел о женщинах…».
- Могли ли Ирвин и Медж стать для Волка настоящими хозяевами? Почему пёс не лаял, а лишь рычал? « Прошло немало времени, прежде чем мужчине и женщине удалось погладить его». Глухое рычание было ответом на все попытки гостей приблизиться к собаке.
- Появление незнакомца из Клондайка. Почему после встречи со Скифом Миллером Волк впервые за всё пребывание у Ирвина и Медж залаял? « …это просто удивительно! Он позволяет вам делать с ним всё, что вы хотите…»
- « Там его настоящая жизнь, и там он будет чувствовать себя лучше всего».
- Настоящие друзья не продаются. Бурый был для Миллера не просто другом – он был ребёнком, вынянченным с младенчества. « Мать у него издохла, так я его сгущенным молоком выкормил… Он никакой матери не знал, кроме меня».
- « А ведь она (собака)… тоже имеет право выбирать…» Эксперимент. Проблема выбора. Метание собаки.
- Выбор сделан! Ничто не может заменить Родину, никто не может заменить хозяина – друга! « Он принял решение. И они поняли это; поняли также и то, что для них самих испытание только началось»
- Какой исход ожидали и предпочли бы вы? Как, по-вашему, правильно ли поступил Волк – Бурый?
- В каких знакомых вам произведениях вы уже сталкивались с проблемой взаимоотношения человека и животного? Всегда ли люди правильно себя ведут по отношению к «братьям нашим меньшим»?
- Вспомните истории Кусаки, Снапа, Белого Бима и др.
- Просмотр фрагментов из кинофильма «Белый Бим Чёрное Ухо».
- Подведение итога урока: что же такое настоящая дружба, любовь и преданность? Чьи поступки могли бы служить образцом для нас, людей, существ разумных? Обоснуйте своё мнение.
- В качестве домашнего задания можно предложить нарисовать своего домашнего любимца или любое любимое животное, рассказать о нём.
План урока и вопросы составлены Черкасовой Л.И.
На уроке использован текст рассказа Джека Лондона «Бурый волк» и фрагменты кинофильма «Белый Бим Чёрное Ухо», снятый в 1977 году по одноимённой книге Гавриила Троепольского режиссёром Станиславом Ростоцким.
На странице приведен фрагмент.
Автор: черкасова лариса ивановна
→ larisaivanovna1 03.09.2011 0 13712 1795 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.