Конспект интегрированного урока по литературе "Богатырское служение Родине" для 6 класса


Гулец Ирина Владимировна

Интегрированный урок

(литература, музыка, изобразительное искусство)

6 класс

тема: Богатырское служение Родине


Цели и задачи урока: повторение изученного по теме «Былины»; познакомить учащихся с интерпретацией былинного эпоса в русском искусстве: живописи и музыке.

Оборудование: репродукции картин: В. М. Васнецов – «Богатырь», «Богатыри», «Гусляры», М. А. Врубель – «Богатырь», иллюстрации И. Я. Билибина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» и «Илья Муромец и Святогор», а также запись Н. А. Римского - Корсакова «Садко», карточки-задания, гусли, портрет Н. А. Римского-Корсакова.


Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Конец Х века – знаменательное время в истории Руси. После многих лет борьбы с внешним врагом, после междоусобных раздоров Русь обрела относительный покой. С 980 года начал княжить Владимир Святославич. Под властью Киева отдельные княжества были объединены, а 988 году Русь приняла христианство. Киев стал центром Руси, здесь задумывались и решались государственные дела, обсуждались новые походы, вершилась судьба земли русской. И происходило это на княжеских пирах, в кругу друзей, с верной дружиной и знатными мужами города. Славились княжеские пиры не только обильным угощением и деловыми беседами, но и искусством певцов-сказителей, которые под аккомпанемент гуслей слагали величальные песни-славы, вспоминали были давних лет.


- За что славили гусляры Владимира Красно Солнышко? (сумел расширить границы Руси, при нем Русь приняла христианство, укрепил Русь городами-заставами).


На княжеском пиру и сам князь, и его гости, ждут когда же начнет гусляр свой рассказ о славных русских богатырях.


- А как же мы называем эти рассказы – песни о богатырях? (Былины. Учащиеся рассказывают о главных героях эпических песен, о Киевском и Новгородском циклах).


Рассказ учителя о гуслях.

Русские гусли – инструмент очень древний. По предположению историков этот инструмент был у восточнославянских племен еще в 6 веке. А при раскопках в городе Новгороде археологи среди других предметов домашнего обихода нашли инструмент, сделанный 900 лет назад.

Вы, ребята, наверное, не раз слышали выражение – «гусли звончатые». Когда-то это был просто красивый эпитет, отражавший характер звучания инструмента. Но сейчас звончатые гусли – устоявшееся название, которое помогает отличать инструмент от других его разновидностей – щипковых и клавишных гуслей. Звончатые гусли – самые древние и самые простые (показ инструмента). Треугольный или трапециевидный ящик ставился на колени музыканта (указываем на репродукцию картины В. Васнецова «Гусляры»). Струн у инструмента от 7 до 13. Исполняя мелодию гусляр поочередно защипывал струны, а если он сопровождал пение аккордами, то просто проводил по всем струнам пальцами правой руки, а пальцами левой руки в это время приглушал те струны, звуки которых не должны были участвовать в аккорде.


Учитель

Ребята, давайте сейчас представим, что мы с вами очутились на княжеском пиру. Один (или несколько) из вас сейчас попробует выступить в роли гусляра. Задание № 1. Исполните начало былины, используя гусли: Возьму гусли звонкие, яровчатые да настрою гусли на старинный лад, заведу старину стародавнюю, бывальщину о деяниях славнорусского богатыря Добрыни Никитича. Синему морю на тишину, а всем добрым людям на послушание.


Учитель

В Древней Руси было два крупнейших культурных центра: Киев и Новгород. Между городами возникло невольное соперничество, которое сказывалось во многом: в 1037 году в Киеве был заложен Софийский собор, а через несколько лет начали строить свой Софийский собор и новгородцы; Киев славился былинами, и Новгород имел свои былины или, как их на севере называли, старины. Исполнялись они обычно на пирах-братчинах. Братчины собирали людей одного ремесла, одного достатка и были намного демократичнее княжеских пиров Киева. По таким вот братчинам ходил гусляр Садко.


Во славном Ново-граде

Как был Садко купец, богатый гость.

А прежде у Садко имущества не было:

Одни были гусельки яровчаты:

По пирам ходил-играл Садко.

Учитель

Былинный Садко действительно жил в Новгороде в 12 веке. Не был он богатым, как Илья Муромец или Добрыня Никитич, не совершал подвигов. И все-таки сложили о нем былину, потому что сила его была под стать богатырской: это сила – искусства. В былине речь идет о том незабываемом впечатлении, которое производила на новгородцев игра Садко на гуслях.

Неповторимо прекрасна и музыка оперы «Садко» Н. А. Римского-Корсакова. Римский-Корсаков - композитор-сказочник (далее кратко о творчестве композитор). В 1896 году он создает оперу «Садко» и называет ее былиной.

Ребята слушают фрагмент оперы песню Садко «Заиграйте мои гусельки».


2. Экскурсия по «живописной мастерской», где представлены репродукции картин Васнецова «Богатырь», Врубеля «Богатырь», иллюстрация Билибина.

Учитель

Итак, мы с вами в живописной мастерской, перед вами репродукции картин знаменитых художников. Кто герои этих картин?

Обратимся к картине В. М. Васнецова «Богатыри»


Виктор Михайлович Васнецов увлекался фольклором. Картина «Богатыри» является, пожалуй, его визитной карточкой. Написана картина в 1898 году. Замысел полотна художник объяснил так: «Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого».


Рассматривание картины «Богатыри»

Полдень. Тяжко гудит степь под копытами могучих коней. Жаркий ветер разметал косматые конские гривы. Положил, примял седой ковыль, тронул с места белоснежные громады туч. Богатырская застава… Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – богатыри.

- Кто изображен в центре группы богатырей?

В центре группы богатырей на дородном коне сидит Илья Муромец, славный богатырь, воспетый в народных былинах. Мощная сила, мудрость и выдержка чувствуются во всем его облике. У Ильи Муромца благородное лицо, яркие зоркие очи, прямой нос, окладистая борода с проседью. Сидит И. М. в черкесском седле. На сбруе и уздечке красуются «пряжки красного золота, они мокнут, да не ржавеют». Поводья и подпруги шелковые, «они тянутся, да не рвутся». Нет такой силы, которая могла бы не только выбить богатыря из седла, но даже подвинуть его. Бурушка, конь И. М. слегка потряхивает бубенчиками под челкой, зло косит кровавым глазом в сторону врага.

- Что у Ильи в правой руке?

С правой руки И. М. свисает палица булатная, за ней виден колчан со стрелами.

- А что в левой руке?

В левой руке - щит и громадное «мурзавецкое» копье.

- Во что одет И. М.?

Одет И.М. в железную кольчугу, на голове шлем.


- Почему насуплены густые брови Ильи?

- Гуда так пристально глядят богатыри? Что зрят они?

Зорко всматривается И. М. из-под узорной рукавицы в степную даль, в сторону врагов-кочевников. Он и его товарищи готовы к бою.


- Кто изображен по правую руку от Ильи?

По правую руку от Ильи - княжеский дружинник Добрыня Никитич тронул из ножен широкий меч. На нет тоже кольчуга железная, конь под ним богатырский.


- Кто изображен слева от Ильи?

Слева от Ильи – самый молодой богатырь Алеша Попович, лукавый и смекалистый, ловкий и находчивый. Лицо его мужественно и одновременно лирично, движения мягки и вкрадчивы. Сидит он на коне, который намного меньше коней его друзей. В руке у него наготове лук и стрела. Он тоже готов дать отпор врагам.

Богатыри… Вот они во всем величии затаенной силы, беспредельной мощи. Они бы рады решить все миром. Не проливать ничьей крови. Но обид нельзя прощать. Нельзя потакать ворогу.

Задание № 2. Рассмотрите репродукцию картины Васнецова «Богатырь». Опишите богатырское снаряжение и упряжь коня, используя устаревшие слова (см. приложение к уроку).


Давайте рассмотрим еще одну картину, принадлежащую кисти Михаила Врубеля – «Богатырь».

Написано полотно было в 1898 году. На ней Врубель изобразил мощную фигуру древнего витязя – Ильи Муромца верхом на тяжелом коне в первозданной лесной чаще. Конь как будто врос в землю, раздувая ноздри, кося глазом. Врубель хотел изобразить настоящую русскую лошадь, за образец он взял тяжелого битюга-ломовика. По поводу маленьких сосенок внизу Врубель говорил, что ими он хочет намекнуть на слова былины:

Чуть повыше лесу стоячего,

Чуть пониже облака ходячего…

Тяжелая, грузная фигура богатыря, в которой как бы сконцентрировалась вся неизмеримая мощь и сила русской земли, русского народа, величавое спокойствие и какая-то глубокая мудрость во взоре. От богатыря веет не только силой, но и спокойной добротой человека большой души – это верный защитник всего справедливого, правого на земле. Богатырь Врубеля – не только олицетворение мощи и силы народной души, но и верности, справедливости.


Задание № 3 Подберите к иллюстрации И. Билибина подпись из текста былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».


3. Викторина по былинам.


  1. Назовите село, в котором родился Илья Муромец? (Карачарово)


Из того ли то из города из Мурома,

Из того села да Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец…(И.М. и Соловей-Разбойник)

2. Назовите имя самого большого богатыря? (Святогор)


Поглядел богатырь в руку правую,

Увидал тут Илью Муромца,

Он берет Ильи да за желты кудри,

Положил Илью да он к себе в карман,

Илью с лошадью да богатырской…(И. М. и Святогор)


  1. Как звали сына богатыря Ильи Муромца? (Сокольник)


Как увидел тут Илюшенька

На правой руке свой перстень:

- Ах ты, чадо мое малое,

Дитя-то ты неразумное,

Ты ведь мною-то построено,

От меня силушка заведена…(И. М. И Сокольник)


  1. Назовите имя девицы, племянницы князя Владимира, которую Добрыня спас от Змея Горыныча? (Забава)


Случилось Змею летать да мимо Киева-града.

Увидал он Князеву племянницу,

Молоду Забаву дочь Потятичну,

Идучи по улице да по широкой…(Добрыня и Змей)


  1. Как звали змея, с которым сразился русский богатырь Алеша Попович, из города Ростова сын попа соборного? (Тугарин)


И скоро Алеша наряжается,

Садился на добра коня,

Взял одну сабельку острую

И поехал к Тугарину Змеевичу… (Алеша Попович и Тугарин)


Заключительное слово учителя

Главные герои былин вполне реальные люди. Святые мощи Ильи Муромца покоятся в Киево-Печерской лавре; курганы-могилы побитых Алешей Поповичем врагов можно встретить в ростовских краях; «Добрынин»-островок на берегах Оки близ Рязани – все это живые свидетельства славной богатырской жизни верного служения Святой Руси былинных героев, чьи имена передаются из поколения в поколение. Из всего увиденного и услышанного сегодня на уроке мы можем сделать вывод, что Русь-матушка всегда находилась и находится под защитой славных богатырей.


Приложение к уроку.

Карточка к заданию № 2

Назовите богатырское снаряжение и упряжь коня, используя устаревшие слова.

Куяк (доспех из металлических пластинок, нашитых на сукно)

Чембур (поводья)

Поршни (обувь без голенищ)

Стремя Сабля

Узда Копье

Понюгальце (кнут) Пряжка

Чеботы (сапоги с низким голенищем) Кольчуга

Подпруга Палица

Латы Шлем

Нагалище (ножны)

Кушак (пояс)

Седло

Шалыга (плеть с грузиком на конце)





Текст к заданию № 1

Возьму гусли звонкие, яровчатые да настрою гусли на старинный лад, заведу старину стародавнюю, бывальщину о деяниях славнорусского богатыря Добрыни Никитича. Синему морю на тишину, а всем добрым людям на послушание.



7




Полный текст материала Конспект интегрированного урока по литературе "Богатырское служение Родине" для 6 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гулец Ирина Владимировна  Lexsus
12.09.2011 1 3573 494

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК