Статья "Технологии личностно-ориентированного образования на уроках русского языка и литературы"


Черкасова Лариса Ивановна

Учитель русского языка и литературы МОУ сош № 30

Ногинского района Московской области


Технологии педагогических мастерских в рамках личностно – ориентированного образования

«Учиться говорить и писать нужно всё время. Язык – самое выразительное, чем обладает человек, и, если он перестанет обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать. За своим языком – устным и письменным – надо постоянно следить.

Верный способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит», – писал Д.С. Лихачёв.

Русский язык – главный фактор сохранения и дальнейшего развития российской государственности и русского национального самосознания. Это система символов и понятий, через которые мы видим мир, познаём его, оцениваем себя и своё место в нём.

Научить школьников грамотно и красиво говорить, правильно излагать свои мысли на бумаге и в речи, быть грамотными – основная задача учителя.

Модернизация школы предполагает не только качественное изменение содержания обучения, но и обновление методов, средств и форм обучения с учётом новых реалий в обществе и новых закономерностей самой системы образования. Учащиеся должны не только запоминать факты, усваивать правила и определения, но и овладевать общими понятиями и закономерностями, рациональными приёмами применения знаний на практике. Обучение в современной школе должно стимулировать не только умственное, но и общее развитие учащихся.

Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи.

В настоящее время особое значение придаётся тем идеям и направлениям, которые могут быть реализованы в системе технологий личностно – ориентированного и развивающего обучения. Мы готовим детей к выходу в жизнь, где они уже сами будут искать ответы на жизненно важные вопросы.

Личностно – ориентированное обучение нацелено на большую практическую направленность и жизненную востребованность полученных результатов. Наша задача – переход от старых принципов образования к новым, направленным на умственное и общее развитие учащихся современной школы.

Ребёнок – уникальная личность, которая стремится к реализации своих качеств, открыта для понимания смысла деятельности и восприятия нового опыта. Задача педагога – осознавать ценность развития личности ребёнка, а для обучаемых – осознавать жизненные явления и процессы и выбирать правильное решение в различных ситуациях.

В личностно – ориентированном образовании основой является понимание и взаимопонимание. Если в традиционном обучении главенствующую роль играет объяснение, где звучит монологическая речь учителя, то понимание – это общение, сотрудничество, равенство. Как справедливо отмечает Ольга Ивановна Горбич, «главная идея нового подхода – переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу». На этом этапе важно осознание того, что это переход от управления к самоуправлению, то есть к самостоятельности, которая так важна школьникам при выходе в большую жизнь.

Но ученику необходима педагогическая помощь и поддержка – это ключевые слова в характеристике личностно – ориентированного образования. Дети доверяют учителю, и он должен проявить своё педагогическое мастерство так, чтобы не разочаровать, не оттолкнуть современного школьника, а отзывчивостью, пониманием, любовью к ученику привлечь его к процессу познания нового.

Своеобразие целей личностно – ориентированных технологий определяется ориентацией на свойства личности и её формирование и развитие в соответствии со способностями человека.

Основным средством достижения поставленной цели является урок. Это та часть учебного процесса, где реализуются все основные проблемы обучения, воспитания и развития личности. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только привить интерес учащихся к предмету, но и развивать их творческую самостоятельность. Поэтому проблемные вопросы, споры,

обсуждения – основа деятельности на уроках. «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить», – афоризм А. Дистервега можно считать девизом современной школы.

Педагогическая мастерская – необычная форма проведения урока – получила своё развитие в практике французских педагогов, которые выдвинули лозунг: «Все способны!» Сущность рассматриваемой технологии заключается в том, что в атмосфере раскрепощённости и взаимного доверия ученики сами добывают и осмысливают знания по предмету. В мастерской создаются условия для самостоятельного выдвижения учащимися идеи, дальнейшее развитие которой происходит в процессе совместного обдумывания.

Принципы построения педагогической мастерской заключаются в том, что учитель создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества и общения. Работая вместе с учениками, учитель – мастер не торопится отвечать на вопросы, необходимую информацию он подаёт малыми дозами. Официальное оценивание работы ученика исключается: не хвалят, не ругают, не выставляют отметок в журнал. Ребёнок волен высказывать свою точку зрения, не боясь ошибиться, быть смешным. Создаётся «ситуация успеха», когда каждый может проявить себя. Особенно такая работа важна для слабых учеников, которые часто стесняются высказываться. Здесь, когда все равны, принимается и обсуждается позиция каждого.

Особенностью работы педагогической мастерской является то, что учитель нужен ученикам только тогда, когда самостоятельный поиск не завершается открытием. Но открытием уже можно признать то, что ученик сам добыл знания в процессе работы, даже если на его пути были тупики и, как казалось, безвыходные ситуации. Это главное.

На первом этапе урока – фаза индукции – учитель создаёт эмоциональный настрой. В качестве индуктора может выступать слово, образ, фраза, текст и т.п. Дети сами формулируют проблему, проявляя при этом личное отношение к предмету обсуждения.

Например, в начале урока «Крылатые слова и менталитет народа» в 11 классе уместно предложить такое задание:

Прочитайте текст русского философа И. А. Ильина***. Согласны ли вы с автором? В чём? Аргументируйте свой ответ. Озаглавьте текст.

Каждый народ имеет свой инстинкт, данный ему от природы. У каждого народа инстинкт и дух живут по-своему и создают драгоценное своеобразие. Так, каждый народ по-своему вступает в брак, по-своему рожает, болеет и умирает, по-своему женится, трудится, хозяйствует и отдыхает. По-своему поёт, творит музыку, строит дома и Храмы, по-своему молится и геройствует. У каждого народа иной и особый душевный уклад и духовно - творческий акт… Так нам дано от Бога… И это прекрасно – и никогда не было осуждено в Писании.

Различны травы и цветы в поле. Различны деревья, воды, облака. И каждому народу подобает быть, и красоваться, и Бога славить по-своему.

Мысль – погасить это многообразие, свести всё к единому штампу – могла зародиться только в больной душе.

Какова основная мысль данного текста:

1) Каждый народ имеет свой инстинкт, данный ему от природы.

2) У каждого народа инстинкт и дух живут по-своему и создают драгоценное своеобразие.

3) Каждому народу подобает быть, и красоваться, и Бога славить по-своему.

4) Мысль – погасить многообразие хвалений, свести всё к чьему-либо превосходству - недопустима.

Сейчас часто звучит термин – толерантность. Каково его значение?

Каждый работает самостоятельно, при индивидуальной работе есть возможность сосредоточиться. Возможно такое задание сразу дать группе, тогда учащиеся, предлагая свой вариант ответа, обсуждают и приходят к определённому выводу. Это так называемая социализация. В это время работа корректируется, дополняется, то есть улучшается.

Задача учителя в период социализации – отмечать достоинства любой версии, чтобы внушить детям уверенность в своих силах.

Рефлексия – очень важный момент работы. У учеников есть возможность высказаться, поделиться чувствами, возникающими в процессе урока. Это уже психологический момент в педагогической мастерской._________________________________________________________________

*** Музиянова Л.А. Творческие мастерские. М.: Русский язык в школе, 2003 г, с. 76


Чтобы такой урок прошёл успешно, учителю предстоит провести работу: подготовить дополнительный справочный материал, из которого учащиеся извлекут и ответы, и новые проблемы.

Продолжая урок «Крылатые слова и менталитет народа», можно предложить такую работу:

КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЯМИ.***

I. Установите национальную идентификацию данных слов:

- Аккуратность, чопорность, ответственность, профессионализм.

- Гостеприимство, справедливость, терпеливость, душевность.

- Сдержанность, дружелюбие, миролюбие, приветливость.

- Интеллигентность, дисциплинированность, собранность, немногословность.


II. Перед вами буквальный перевод идиоматического выражения.

Попробуйте подобрать русский эквивалент.

1. Англичане говорят, что такие люди похожи друг на друга как две горошины, шведы –как две ягоды, немцы и чехи – как яйцо и яйцо. А что говорим мы?

Французы о такой ситуации говорят: когда у кур будут зубы, англичане – когда полетят свиньи, немцы – когда собаки залают хвостами. А что говорим мы?

Англичане говорят о таком человеке, что он живёт в клевере, немцы – что он сидит, как червячок в сале, французы – как петух в тесте. А что говорим мы?



2. Англичане говорят о таком человеке: негнущийся, как кочерга, французы – прямой, как кол, испанцы – прямой, как палец святого Иоанна. А как говорят по-русски?

После случившегося англичане в этой ситуации видят звёзды, а французы – 36 подсвечников. Что в этом случае происходит с русскими?

Если англичанин знает что-либо очень хорошо, он говорит: знаю, как кисть своей руки, а француз и немец – как собственный карман. А русский?

В обобщённом виде принципы работы педагогической мастерской таковы:

1) равенство всех участников, включая учителя;

2) добровольное вовлечение в процесс деятельности;

3) отсутствие прямого оценивания;

4) чередование индивидуальной и групповой работы;

5) важность самого процесса работы, а не только результата;

6) разнообразие используемого материала;

7) ответственность каждого за свой выбор при отсутствии прямого соревнования.

Таким образом, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок, грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.

Технологии педагогических мастерских «снимают» традиционность урока, оживляют мысль, раскрепощают учащихся, воспитывают культуру общения и потребность в практическом использовании знаний, вызывают интерес к предмету. А главное – способствуют формированию полноценной, разносторонне развитой личности, на что и направлена современная школа.

______________________________________________________________________________________

*** По материалам разработки Л.М.Корчагиной.


Литература

1) Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009 г. с.36

2) Золотая энциклопедия мудрости. М.: РООССА, 2007 г. – 602 с.

3) Левитес Д.Г. Практика обучения: образовательные технологии. Воронеж: Институт практической психологии, 1998 г. с. 102.

4) Любичева Е.В., Болдырева Л.И. Родным войти в родной язык. Санкт – Петербург: Сага, 2005 г. с. 321

5) Музиянова Л.А. Творческие мастерские. М.: Русский язык в школе, 2003 г. с.76

6) Мурашов А.А. Культура русской речи. М.: Просвещение, 2009 г. с.12

7) «Открытые уроки по курсу «Русский язык» под ред.Е.В.Васильевой. По материалам разработки Л.М. Корчагиной. с.98






Полный текст материала Статья "Технологии личностно-ориентированного образования на уроках русского языка и литературы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Черкасова Лариса Ивановна  larisaivanovna1
26.09.2011 0 8652 787

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК