Урок русского языка «Правописание букв Ы – И после Ц»; 5 класс


Перфокарты



I вариант



ц нк ц трусовый

ц млянский ц тата

операц я ц плята

ц кламен милиц я

пац ент ц кнуть

радиац я мотоц кл

авиац оный ц корий

сестриц н Пшениц н

медиц нский инструкц я





I I вариант



ц нга ц гейка

ц ркуляция ц рк

ц ганка панц рь

продукц я соц ализм

революц я рац я

операц онный редакц я

Куниц н спец алист

иниц атор Синиц н

реакц оный секц я


Автор: Зайцева Ирина Николаевна

Место работы: МОУ СОШ № 2 с УИОП г. Реутова Московской области

Должность: учитель русского языка и литературы



План - конспект урока русского языка в 5-ом классе по теме

« Правописание букв Ы – И после Ц»


Цель урока: сформулировать правильный способ выбора написания букв Ы – И после Ц с учётом структуры слова.


Оборудование: а) таблица « Правописание Ы – И после Ц»;

б) сигнальные карточки «Ы» - «И»;

в) лингвистический цветок с лепестками;

г) перфокарты;

д) карточки с заданием разноуровневого характера.


Ход урока.

Эпиграф

Цыплёнок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал

И цифр знал не мало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы.

И только одного не знал,

Где И, а где же Ы.

1. Слово учителя. Цыплёнок не знал, но вы, конечно же, должны знать. ( сообщение темы и цели урока).

2.Осложнённое списывание. ( записать на доске).

Сели птиц.. на страниц..

знают быль и ( небылицы). (буквы)

Поселились мудрец..

в застеклённые ( дворцы). (глаза)

Вставить пропущенные буквы, знаки препинания, обозначить морфему, в которой пропущена орфограмма.

- Какой вывод мы можем сделать?

( В окончаниях существительных множественного числа после Ц пишется буква Ы).

3. Работа по схеме № 32 на стр.учебника

Внимательно рассмотрим схему и таблицу на доске.

Попробуйте самостоятельно сформулировать правило о написании букв Ы – И после Ц.

4.Объяснение написание слов при помощи сигнальных карточек.

а) объяснить правописание И – Ы после Ц в словах при помощи сигнальных карточек ( упр. 443);

б) записать эти слова в тетрадь, выделив зелёной пастой.

5. Игра « Одень цветик - семицветик»

( на лепестках лингвистического цветика написаны слова с пропуском букв Ы – И после Ц. Лепестки с помощью магнитов учащиеся прикрепляют к рисунку, расположенному на магнитной доске).

6. Образование прилагательных от существительных с орфограммой в корне Ы – И после Ц.


аукцион → аукционный

цитадель → цитадельный

цирк → цирковой

авиация → авиационный

коалиция → коалиционный

Дополнительные задания:

а) Словарная работа: уточнить по толковому словарю значения слов коалиция, аукцион, цитадель.

б) устно составить с этими словами предложения.

- Сделайте вывод, проанализировав записанные на доске и в тетради слова. ( Вывод: в производных словах, образованных от слов с буквой И после Ц, сохраняется эта же гласная.)

7. Транскрипция слов

Цирковой [ цыркавой’ ] цыплёнок [ цыпл’онак ]

Вывод? (Звук Ц – всегда твёрдый, поэтому мы произносим [ ЦЫ ], а пишем ЦЫ или ЦИ в зависимости от того, где это буквосочетание находится: в корне, суффиксе, окончании).

8. Составление предложения со словами-исключениями. (Лучшие предложения записываются на доске).


ЦЫган на цЫпочках подошёл к цЫплёнку и цЫкнул: «ЦЫц!»

9. Составление «гнёзд» однокоренных слов: графически обозначить корень слова

а) цыган

цыганочка

цыганский


цыплёнок

цыплята

цыплятник

цыплятница

цыплячий


цыкать

цыкание

цыкнуть

прицыкнуть


Вывод (Во всех производных словах пишется в корне та же гласная, что и в словах – исключениях, от которых образованы)


б) От существительных куница, львица, тигрица, синица образовать прилагательные с суффиксами –ЫН.


в) Назовите и запишите фамилии на –ЫН.

Курицын, Лисицын, Кормилицын, Синицын, Спицын.


Выводы?

10. Работа по учебнику.

Упр. № 447

11. Творческий диктант « Узнай слово»

По толкованию лексического значения узнать слово и написать его правильно.

Общее название для лимона, апельсина, мандарина (цитрусы); подготовка к концерту или спектаклю (репетиция); дословная выдержка из какого-либо произведения (цитата); ёмкость для перевозки и хранения жидкости (цистерна); птенец курицы (цыплёнок); болезнь дёсен, возникающая при отсутствии витаминов в пище (цинга); метал синевато-белого цвета (цинк).

12. Взаимопроверка через заполнение перфокарт. (На доске ответы и за что какие оценки) перфокарты 1в. и 2в.

13. Подведение итогов; выставление оценок; поощрения.

а) за высокий темп работы –

б) за глубину знаний –

в) за аккуратность и чистоту исполнения –

г) за умение сосредоточиться –

д) за активность –



Д/з: У4. упр. 448 (всем);

РР4. упр. 206 (дополнит. задание).


К.п. 12. 1в.

И И

И И

И Ы

И И

И Ы

И И

И И

Ы Ы

И И


2в.

И И

И И

Ы И

И И

И И

И И

Ы И

И Ы

И И


1 ош – «4»

2 ош. – «4»

3 – 5 ош. – «3»

6 и более – «2»



Используемая литература:

  1. С.И. Львова, Г.К. Лидман-Орлова Русский язык. Учебник для 5 класса. В 2 частях.- М., 2008.

  2. С.И. Львова Русской речи чудеса. Книга для учащихся. – М., 2008.

  3. Л.В. Успенский Слово о словах.- М., Просвещение, 2007.

  4. А.Т. Арсирий Материалы по занимательной грамматике русского языка.- М., Просвещение, 2000.







Полный текст материала Урок русского языка «Правописание букв Ы – И после Ц»; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зайцева Ирина Николаевна  Ирина15
26.09.2011 0 6783 1137

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК