Урок русского языка «Правописание букв Ы – И после Ц»; 5 класс
Перфокарты
I вариант
ц нк ц трусовый
ц млянский ц тата
операц я ц плята
ц кламен милиц я
пац ент ц кнуть
радиац я мотоц кл
авиац оный ц корий
сестриц н Пшениц н
медиц нский инструкц я
I I вариант
ц нга ц гейка
ц ркуляция ц рк
ц ганка панц рь
продукц я соц ализм
революц я рац я
операц онный редакц я
Куниц н спец алист
иниц атор Синиц н
реакц оный секц я
Автор: Зайцева Ирина Николаевна
Место работы: МОУ СОШ № 2 с УИОП г. Реутова Московской области
Должность: учитель русского языка и литературы
План - конспект урока русского языка в 5-ом классе по теме
« Правописание букв Ы – И после Ц»
Цель урока: сформулировать правильный способ выбора написания букв Ы – И после Ц с учётом структуры слова.
Оборудование: а) таблица « Правописание Ы – И после Ц»;
б) сигнальные карточки «Ы» - «И»;
в) лингвистический цветок с лепестками;
г) перфокарты;
д) карточки с заданием разноуровневого характера.
Ход урока.
Эпиграф
Цыплёнок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал
И цифр знал не мало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы.
И только одного не знал,
Где И, а где же Ы.
1. Слово учителя. Цыплёнок не знал, но вы, конечно же, должны знать. ( сообщение темы и цели урока).
2.Осложнённое списывание. ( записать на доске).
Сели птиц.. на страниц..
знают быль и ( небылицы). (буквы)
Поселились мудрец..
в застеклённые ( дворцы). (глаза)
Вставить пропущенные буквы, знаки препинания, обозначить морфему, в которой пропущена орфограмма.
- Какой вывод мы можем сделать?
( В окончаниях существительных множественного числа после Ц пишется буква Ы).
3. Работа по схеме № 32 на стр.учебника
Внимательно рассмотрим схему и таблицу на доске.
Попробуйте самостоятельно сформулировать правило о написании букв Ы – И после Ц.
4.Объяснение написание слов при помощи сигнальных карточек.
а) объяснить правописание И – Ы после Ц в словах при помощи сигнальных карточек ( упр. 443);
б) записать эти слова в тетрадь, выделив зелёной пастой.
5. Игра « Одень цветик - семицветик»
( на лепестках лингвистического цветика написаны слова с пропуском букв Ы – И после Ц. Лепестки с помощью магнитов учащиеся прикрепляют к рисунку, расположенному на магнитной доске).
6. Образование прилагательных от существительных с орфограммой в корне Ы – И после Ц.
аукцион → аукционный
цитадель → цитадельный
цирк → цирковой
авиация → авиационный
коалиция → коалиционный
Дополнительные задания:
а) Словарная работа: уточнить по толковому словарю значения слов коалиция, аукцион, цитадель.
б) устно составить с этими словами предложения.
- Сделайте вывод, проанализировав записанные на доске и в тетради слова. ( Вывод: в производных словах, образованных от слов с буквой И после Ц, сохраняется эта же гласная.)
7. Транскрипция слов
Цирковой [ цыркавой’ ] цыплёнок [ цыпл’онак ]
Вывод? (Звук Ц – всегда твёрдый, поэтому мы произносим [ ЦЫ ], а пишем ЦЫ или ЦИ в зависимости от того, где это буквосочетание находится: в корне, суффиксе, окончании).
8. Составление предложения со словами-исключениями. (Лучшие предложения записываются на доске).
ЦЫган на цЫпочках подошёл к цЫплёнку и цЫкнул: «ЦЫц!»
9. Составление «гнёзд» однокоренных слов: графически обозначить корень слова
а) цыган
цыганочка
цыганский
цыплёнок
цыплята
цыплятник
цыплятница
цыплячий
цыкать
цыкание
цыкнуть
прицыкнуть
Вывод (Во всех производных словах пишется в корне та же гласная, что и в словах – исключениях, от которых образованы)
б) От существительных куница, львица, тигрица, синица образовать прилагательные с суффиксами –ЫН.
в) Назовите и запишите фамилии на –ЫН.
Курицын, Лисицын, Кормилицын, Синицын, Спицын.
Выводы?
10. Работа по учебнику.
Упр. № 447
11. Творческий диктант « Узнай слово»
По толкованию лексического значения узнать слово и написать его правильно.
Общее название для лимона, апельсина, мандарина (цитрусы); подготовка к концерту или спектаклю (репетиция); дословная выдержка из какого-либо произведения (цитата); ёмкость для перевозки и хранения жидкости (цистерна); птенец курицы (цыплёнок); болезнь дёсен, возникающая при отсутствии витаминов в пище (цинга); метал синевато-белого цвета (цинк).
12. Взаимопроверка через заполнение перфокарт. (На доске ответы и за что какие оценки) перфокарты 1в. и 2в.
13. Подведение итогов; выставление оценок; поощрения.
а) за высокий темп работы –
б) за глубину знаний –
в) за аккуратность и чистоту исполнения –
г) за умение сосредоточиться –
д) за активность –
Д/з: У4. упр. 448 (всем);
РР4. упр. 206 (дополнит. задание).
К.п. 12. 1в.
И И
И И
И Ы
И И
И Ы
И И
И И
Ы Ы
И И
2в.
И И
И И
Ы И
И И
И И
И И
Ы И
И Ы
И И
1 ош – «4»
2 ош. – «4»
3 – 5 ош. – «3»
6 и более – «2»
Используемая литература:
С.И. Львова, Г.К. Лидман-Орлова Русский язык. Учебник для 5 класса. В 2 частях.- М., 2008.
С.И. Львова Русской речи чудеса. Книга для учащихся. – М., 2008.
Л.В. Успенский Слово о словах.- М., Просвещение, 2007.
А.Т. Арсирий Материалы по занимательной грамматике русского языка.- М., Просвещение, 2000.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зайцева Ирина Николаевна
→ Ирина15 26.09.2011 0 6835 1137 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.