Слайд 1
Обстоятельство и его
виды
Урок русского языка в 8 классе
Учитель – Савчак Т.А.
МОУ лицей № 2
г. Сургут
#������� ���������########################################0#H#:#>#2#0# ###:#0#B#5#@#8#=#0#####�+ _##�#####�###################P �######�#��#$#�_################
Савчак Т.А.
г. Сургут,
МБОУ лицей №2,
учитель русского языка и литературы.
ТЕМА УРОКА: ОБСТОЯТЕЛЬСТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ВИДЫ. (8 кл.)
Цель урока: создать условия
для расширения представления учащихся об
обстоятельстве;
для знакомства с основными видами обстоятельств и
способами их определения;
для развития речи учащихся, умения наблюдать языковой
материал, обобщать, делать выводы.
Ход урока.
Проверка домашнего задания (упр. 9, 10 «Рабочая тетрадь» Г.А.Богдановой) с помощью буквенного диктанта, который составил ученик (Учащиеся записывают в 3 столбика только гласные из приставок – Е или И. Проверяется диктант по ключу – гласные Е составляют букву Ё). (слайд 1)
1 |
Е Е |
прекратить |
придумать |
прервать |
2 |
Е Е Е |
прекрасный |
преинтересный |
преобразовать |
3 |
Е |
превращать |
пририсовать |
придаток |
4 |
Е |
премудрый |
приблизить |
приключение |
5 |
Е |
преспокойно |
присоединить |
приголубить |
6 |
Е Е Е |
претерпеть |
преступник |
предобрый |
7 |
Е |
преклонить колено |
приобрести |
приморский |
8 |
Е |
препятствие |
приобщиться |
присесть |
9 |
Е |
президент |
прибрежный |
прищурить |
10 |
Е Е Е |
претензия |
преграда |
преследовать |
Учитель:
- Ребята, мы изучаем второстепенные члены предложения. Вы уже знаете, что такое дополнение, определение, познакомились с разновидностью определения – приложением.
Ответьте на вопросы :
- Как подчёркивается приложение, почему? (волнистой линией, потому что это разновидность определения)
- Какой второстепенный член может быть прямым и косвенным?
Приведите примеры (дополнение)
- Может ли определение быть выраженным существительным? (может, например: тетрадь в линейку)
- А причастным оборотом? Приведите примеры.
Пока класс отвечает на вопросы, у доски один ученик выполняет синтаксический разбор предложения:
Над домом размеренно качался серебристо-зелёный шатёр тополя. (простое, двусоставное, распространённое, повествовательное, невосклицательное)
Проверяем по слайду (слайд 2)
- Проверьте разбор, какие у вас замечания? У кого не так? Какими членами предложения являются слова: над домом, размеренно? (обстоятельствами)
- Темой сегодняшнего урока является «Обстоятельство и его виды». Давайте вспомним, что мы знаем об обстоятельстве. (Составляется кластер) (слайд 3)
«Верите ли вы, что…» (Предлагается заполнить карточки с таблицей)
(слайд 4)
|
Верите ли вы, что… |
да |
нет
|
1 |
Обстоятельство обозначает признак действия или другого признака |
+ |
|
2 |
Обстоятельство зависит от сказуемого |
+
|
|
3 |
Обстоятельство может быть согласованным с подлежащим |
|
+ |
4 |
Существует 5 видов обстоятельств |
|
+ |
5 |
Обстоятельство может отвечать на вопрос: какой? |
|
+ |
6 |
Обстоятельство может обозначать причину |
+
|
|
7 |
Обстоятельство может быть выражено глаголом |
+
|
|
8 |
Обстоятельство может отвечать на вопрос: несмотря на что? вопреки чему? |
+ |
|
9 |
Обстоятельство может быть выражено причастным оборотом |
|
+ |
10 |
Деепричастный оборот может быть обстоятельством |
+
|
|
11 |
В качестве обстоятельства может быть сравнительный оборот |
+ |
|
- Какие неверные утверждения вы обнаружили? (Учащиеся называют, учитель записывает на доске все номера неверных, по мнению ребят, утверждений, затем предлагает проверить их предположения по учебнику).
Чтение параграфа 19, стр.85.
Прочитать параграф, свериться с таблицей «Верю – не верю». Сколько у вас получилось несовпадений? (Обсудить). (слайд 5)
Ещё раз прочитать параграф, попытаться рассказать об обстоятельстве как можно больше. Ответить на вопросы?
- Вернёмся к нашему кластеру. Что нового мы узнали? Что можно добавить в кластер? Новые сведения записываются в прямоугольники.
(слайд 6)
Закрепление материала. Упр. 189.
Сделать вывод, составить синквейн. (слайд 7)
Напомнить структуру синквейна:
1 строка – одно слово или словосочетание – тема,
2 строка – два прилагательных-определения,
3 строка – три глагола,
4 – предложение из четырёх слов, отражающее суть темы,
5 строка – одно слово или словосочетание - вывод.
(слайд 8)
Обстоятельство
Разное, распространённое
Обозначает, зависит, выражается
Обстоятельство зависит от сказуемого
Второстепенный член
Творческое задание. Добавить в данные предложения обстоятельства ( карточки) (слайд 9)
Вадим отстал от своих товарищей… (обст. причины).
Мы отправились в лес… (обст. цели).
Ребята поспешили на речку… (обст. цели).
(Обст. места)…поднималось солнце.
(Обст. времени)… над лесом занялся пожар.
Домашнее задание: параграф 19, упр. 191. (слайд 10)
Прочитайте задание к упражнению, какие будут вопросы?
Примечание. Урок подготовлен по учебнику: С.Г.Бархударов и др. «Русский язык. 8 класс». М., «Просвещение», 2003г.
Использована «Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 8 класса» Г.А.Богдановой. М., 2003г.
Учитель Савчак Т.А
Автор: Савчак Татьяна Александровна
→ savchaktata 28.09.2011 0 26925 5900 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.