Урок русского языка в 9 классе "Сжатое изложение публицистического стиля"


Сценарий урока в 9 классе.

«Как писать сжатое изложение»


Пояснительная записка.


Сценарий урока представлен по направлению «Гуманитарное». Урок проводился в 9»Б» классе, как часть подготовки к Государственной итоговой аттестации, к части «С». Класс довольно сильный, умеют рассуждать, логически мыслить. В классе 26 человек- 10 мальчиков и 16 девочек, семьи социально – благополучные, атмосфера в классе благоприятная, дети не враждуют, с удовольствием общаются друг с другом.


Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе включает несколько типов заданий, одно из которых - написание сжатого изложения. Данный вид письменной работы требует навыков отбора существенной информации, очень краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка передаются в изложении без искажающих изменений; вычленения в тексте основных микротем; обобщения содержания исходного текста. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако выпускник должен использовать авторские ключевые слова и словосочетания.

Как видим, перед выпускником стоит довольно трудная задача. Поэтому основная цель урока – НАУЧИТЬ писать сжатое изложение на материале публицистического текста.

Вспомогательные цели урока:

  1. Образовательная: обучить учащихся приемам сжатия  текста;

  2. Развивающая:  способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти; 

  3. Воспитательная:  формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.

Задачи урока :

  1. Познакомить с приемами развития текста

  2. Научить применять приемы на практике

  3. Повторить особенности публицистического текста

  4. Познакомить с текстом краеведческого содержания

  5. Способствовать воспитанию самостоятельности через возможность проявить свои знания в практической ситуации;

  6. Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности.

Форма урока: урок изучения нового материала.

Применяемые технологии:


Используемая аппаратура: Проектор, компьютер, ноутбук, экран.






План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Определение цели и задач урока.

  3. Погружение в проблему.

  4. Работа с теоретическим материалом.

  5. Конкретизация проблемы. Ознакомление с приемами.

  6. Организация работы в группе.

  7. Работа с презентацией.

  8. Закрепление изученного. Работа в парах и группах.

  9. Обсуждение результатов работы.

  10. Рефлексия.



Этап


Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

Организационный

2 мин

Добрый день, дорогие ребята!
Запишите в тетрадях сегодняшнюю дату и тему урока:  
Сжатое изложение публицистического текста.

Подумайте, исходя из темы, какими могут быть задачи нашего урока.

Сразу включаются в рассуждение, выясняют, какие задачи нужно решить, чтобы освоить тему урока.


Погружение в тему.

4 мин

Ребята, сформулируйте по данной теме проблемные вопросы.
- Нам предстоит пройти ГИА, которая состоит из 3 частей, первая часть которой содержит задание написать сжатое изложение прослушанного текста. А сегодня мы будем писать сжатое изложение публицистического текста.

(Как правильно сжать текст? Какие приёмы сжатия текста  использовать?)


Вспомним, что такое публицистика? 

(Литература по общественно – политическим вопросам современности)


Назовите характерные стилевые черты публицистики. 

(Воздействие на умы, сердца людей, призывность, убедительность. Авторская позиция)


А какие языковые средства характерны для публицистического стиля?

Вводные слова, антитезы, повторы, восклицательные предложения, предложения побудительного характера.


Какие жанры публицистики вам известны?   

(Статья, репортаж, интервью, заметка)


С одной из таких заметок сегодня мы познакомимся на уроке.



Работа с теоретическим материалом

4 мин

А что значит сжать текст? 

Рассуждение. Заслушиваются 2-3 человека. (Сжать текст – это значит сократить его, но при этом сохранить основную мысль, идею автора в каждом абзаце, т.е. убрать всё лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное, отказаться от подробностей.)


Чем отличается подробное изложение от сжатого изложения?

Обсуждение.

(Задача подробного изложения – максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив композиционные и языковые особенности.)


Задача сжатого изложения – кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.



Конкретизация проблемы

4 мин

Как вы думаете, каким образом можно сжать текст, сделать его меньше, не утратив, однако, его смысла, идеи?

Познакомимся со способами и приёмами сжатия текста.

Способы и приёмы сжатия текста

1. Исключение подробностей Необходимо сначала выделить главное, а затем убрать подробности.

2. Обобщение.   Сначала вычленяем единичные существенные факты, объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст.

3.Упрощение синтаксических структур.

Рассуждаем вместе. Исключение подробностей обычно называют сразу.



Выдаю инструкцию с приемами.


Прием опережающего закрепления

2 мин

Все ясно? Может быть, кто - то уже готов приступить к сжатию текста? Мне нужна группа из трех человек для работы самостоятельно.

Три человека (желающие) получают лист с инструкцией написания сжатого изложения, текст и начинают работать за ноутбуком.


Фронтальная работа

6 мин

А сейчас мы немного потренируемся. Поработаем над приемами сжатия текста. Обратите внимание на экран.

Учащиеся работают с презентацией.

Слайд 3. Отличие полного изложения от краткого. Спрашиваю сначала их мнение, потом открываю слайд.

Слайд 6-8. Работа над приемом исключения. Принцип- сначала упрощают школьники, потом результат на слайде.

Слайд 9-11. Прием обобщения. Принцип тот же.

Слайд 12. Вопрос: как можно сочетать эти два приема?

Слайд 14. Прием упрощения синтаксических конструкций. Работа с материалом на слайде и в тетрадях. Очень кратко.


Закрепление изученного.

Работа в парах и группах.


6 мин

Познакомьтесь с инструкцией написания сжатого изложения. (приложение 1)

Знакомятся самостоятельно


А теперь будем работать непосредственно над сжатием текста. Он есть на каждой парте. Эта заметка в несколько измененном виде была опубликована в газете «Двиноважье» 5 лет назад, к 60-тилетию победы. В ней жительница Березника Светлана Федоровна Харюшева рассказывает о своем дяде, уроженце деревни Чамово, Быкове Анатолии Максимовиче. (приложение 2)

Чтение заметки вслух.

Обязательно сначала прочитают про себя, потом прошу читать ученика с хорошей дикцией. Рассуждаем- какое впечатление производит текст?Оценка текста, героев учащимися.


Все ли вам понятно?



Уточнение непонятного, ответы на возникшие вопросы.


На ваших столах текст, инструкция «Как писать сжатое изложение», чистые листы бумаги, маркеры. Будем работать в паре. Первая колонка по парам работает с 1,2 абзацем, вторая- с третьим, третья- с четвертым, пятым. Разделите лист на 2 части. На одной записывайте ключевые слова или выражения, основную мысль. На другой - ваш вариант сокращённого текста.

Работа в парах.

Маркеры для того, чтоб зачеркивать ненужный материал.

Закрепление изученного. Обсуждение результатов работы.

12 мин

Ну что ж, давайте посмотрим, что получилось.

Учащиеся по парам зачитывают получившийся текст абзаца, остальные вносят дополнения, исправления.

Параллельно ученики редактируют текст на листочках, который есть у каждого.

Обязательно указывается прием сжатия, которым пользовалась пара.


4 мин

А теперь посмотрим, что получилось у тех, кто выполнял индивидуальное задание.

Экспертами назначаю трех человек с трех колонок, у которых наиболее хорошо получилась работа с приемами.

Текст с ноутбука выводится на экран. Идет обсуждение в классе.

Мнение экспертов.


Рефлексия

3 мин

О чём мы говорили сегодня на уроке?

Чувствуете ли вы. что овладели приемами сжатия текста?

Какой из приемов вам показался наиболее доступным?

Каким приёмом сжатия текста вы воспользовались?

Выставление оценок за урок.


Отвечают, что приемы усвоили. Наиболее доступный прием- исключение подробностей, им пользовалось большинство учащихся во время самостоятельной работы.

Прошу оценить свою работу каждого (листок со списком- по рядам).


Домашнее задание:


Продумать средства связи между частями и написать сжатое изложение по тексту.





Публицистический стиль


Стилевые черты

Языковые средства

Призывность

Использование предложений побудительного характера

Эмоциональность

Много восклицательных предложений

Убедительность

Обращения

Риторические восклицания

Использование некоторых средств выразительности

Риторические вопросы

Вводные слова

Риторические обращения

Распространённые предложения

Авторская позиция

Антитезы


Повторы




Инструкция «Как писать сжатое изложение»

  1. Выделите в тексте важные, необходимые мысли.

  2. Найдите среди них главную мысль.

  3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

  4. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

  5. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

  6. Обдумайте средства связи между частями.

  7. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.

  8. Запишите получившийся вариант текста.


Статья из газеты «Двиноважье»


В преддверии Дня великой Победы я хочу рассказать еще об одном участнике войны.

У него не было наград. Не было долгих военных дорог до победы. Не было пути домой с фронта к маме, к родным.

Мой дядя, Быков Анатолий Максимович, родился в 1925 году в деревне Чамово. Когда принесли повестку, Толя находился в Рочегде, работал в лесу. Ночью пошел он домой через Двину, провалился под лёд, еле выбрался и только к утру был дома. Родители не спали. Мать вязала носки и рукавицы, собирала одежду. Отец запряг лошадь и повез в Березник будущего солдата, которому не было еще и восемнадцати лет. Всю дорогу молчали. Приехали. Когда около военкомата выстроились призывники: отец не мог смотреть на них без слез: молоденькие, худые, полуголодные ребята…

А потом начались трудные дни ожидания. Писем долго не было. Потом пришло одно- первое и последнее. В нем сын писал, что они делают плот и через несколько дней будут переправляться через реку. А в октябре отца вызвали в сельсовет. Там он получил «похоронку», где извещали, что Толя пропал без вести. Дома отец так и не сказал ничего жене. А она, сердцем чувствуя беду, плакала каждый день. А отец все думал: может, ошибка произошла, может, вернется сын. И до конца войны скрывал «похоронку» от родных.

После войны Быковы нашли следы сына. Человек из соседней деревни рассказал, что был с Толей в одной части. Переправлялись через реку на плотах, началась бомбежка. Кто успел, тот выскочил на берег, а остальные попали под обстрел. Вода в реке была красной от крови. Вот на этой переправе, выходит, Толя и погиб. И когда родители получили письмо, где он жив - здоров, в живых его уже не было.

Вот такая история. Не успел парень стать ни кадровым военным, ни отцом. Зато - стал мужчиной и погиб. Погиб участником Великой Отечественной войны.



Полный текст материала Урок русского языка в 9 классе "Сжатое изложение публицистического стиля" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Вашкевич Олеся Дмитриевна  альтернатива
06.11.2011 4 11010 1371

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК