Конспект урока внеклассного чтения по литературе "Виктор Гюго. Собор Парижской Богоматери" для 9 класса
Гибадуллина Сария Ахтямовна
МБОУ «СОШ №20» г. Альметьевск
учитель русского языка и литературы
I категория
Романтизм в зарубежной литературе
Виктор Гюго (1802-1885гг.)
«Собор Парижской Богоматери» (1831г.)
ЦЕЛИ:
познавательные:
создание исторической перспективы формирования понятия романтизма как литературного направления;
жизнь и творчество В.Гюго, писателя-романтика, публициста-патриота, политика-демократа;
развивающие:
формирование представления о жанре исторического романа в литературе романтизма;
знакомство с произведением французского романтического направления;
развивать читательский дар (интерес);
показать идейно-тематическую преемственность;
воспитывающие:
привить учащимся навыки исследования текста, умение определять традицию, а затем и своеобразие сочетающегося с ней авторского новаторства;
я думаю, что главное желание автора – достучаться до сердец читателей и предупредить их о страшной нравственной катастрофе: «…Что это за мир такой, если решил он обойтись без добрых людей…?»
показать, что революция – справедливое и неизбежное возмездие;
увидеть несправедливое устройство мира, основанное на угнетении народов
ПЛАН (I и II уроки)
Романтизм в зарубежной литературе.
Литературный эпиграф.
Портрет писателя через биографию и общественную деятельность.
Виктор Гюго – великий писатель-романтик, публицист-патриот, политик-демократ.
Музыкальный эпиграф (вступление к 5 симфонии Бетховена).
Выразительное чтение отрывка из книги 1 гл.1
Встреча с героями. Их портретная характеристика. Сюжет из м /ф «Горбун из Нотр- Дама».
Главные идеи романа:
Идея народной революции как справедливого и неизбежного возмездия.
Идея противоречивого мира.
Идея несправедливости устройства мира, основанного на угнетении народов.
Нравственная идея романа. Художественные особенности романа.
Антитеза.
Символика образов
Зодчество – «первая книга человечества».
Романтизм в зарубежной литературе
Виктор Гюго (1802-1885гг.)
«Собор Парижской Богоматери» (1831г.)
Романтизм – принадлежность не одного
Только искусства, не одной только поэзии:
Его источник в том, в чем источник и
искусства и поэзии – в жизни.
В.Г.Белинский
Работа в тетрадях, затем эпиграф, тезисный план обсуждаемого и т.д.
Классицизм, романтизм, сентиментализм - литературные направления, с которыми мы знакомимся на уроках литературы. Возникают эти направления вследствие исторических перемен и преобразований:
1.Дайте общую характеристику классицизма как художественного направления.
- Рассмотрим причины возникновения романтизма в зарубежной литературе во Франции.
Романтизм начал складываться в конце 18- начале 19 века и вызвано это литературное направление обострением борьбы между феодализмом и буржуазией.
2.Расскажите о чертах классицизма
3.Чем романтизм отличается от классицизма?
В эпоху романтизма возникают исторические романы. Автором одного из них является французский писатель Виктор Гюго.
Хорошие слова были сказаны М. Горьким об этом человеке, что он
Трибун и поэт, он гремел
Над миром подобно урагану,
Возбуждая к жизни все, что
Есть прекрасного в душе человека.
М. Горький.
Учитель:
В 1952 году по решению Всемирного Совета Мира все прогрессивное человечество отмечало 150-летие со дня рождения великого французского поэта, писателя, драматурга, общественного деятеля, Виктора Гюго. Еще кровоточили раны Второй мировой войны , в сердце Парижа стоял разбитый фашистами пьедестал памятника Гюго- бронзовая статуя писателя была уничтожена фашистами- но голос Гюго, не умолкавший в годы оккупации Франции, с новой силой звал своих соотечественников бороться за мир, за уничтожение захватнических войн.» мы хотим мира, страстно хотим его… Но какого именно мира мы хотим? Мира любой ценой? Нет! Мы не хотим мира, при котором согбенные не смели бы поднять чело; наша цель - свобода! Свобода обеспечит мир!»
Эти слова скажет Гюго в 1869 году, выступая в Лозанне на «Конгрессе друзей мира», председателем которого он будет избран. Борьбе за освобождение угнетенных он посвятил всю свою жизнь, свое творчество.
Гюго родился в 1802 году в Безансоне. Его отец - Жозеф Гюго - сын ремесленника, внук и правнук хлебопашцев, пятнадцати лет вместе со своими четырьмя братьями ушел сражаться за революцию. Он участвовал в подавлении мятежа в Ванде, был много раз ранен. При Наполеоне стал бригадным генералом. До конца своих дней заблуждался в оценке Наполеона, считая его защитником революции.
Когда умерла мать (ему было 19 лет) поселяется в мансарде (как его герой Мариус из «Отверженных»), живет в бедности, но пишет стихи, свои первые романы, пытается понять истинную расстановку сил в стране, сближается с республиканцами.
Гюго был участником революции 1848 года. С трибуны Учредительного собрания он произнес пламенную речь в защиту Республики. 2-го декабря 1851года, узнав о государственном перевороте, совершенном крупной буржуазией, решившей опять восстановить монархию, теперь уже во главе с императором Луи Наполеоном III ,Гюго со своими товарищами организовал Комитет сопротивления. Они призывали к борьбе, выпускали прокламации, руководили сооружением баррикад, каждую минуту рискуя быть схваченными и расстрелянными…За голову Гюго была назначена награда в 25 тысяч франков (сыновья его были в тюрьме) но только лишь тогда, когда стало очевидным поражение республиканцев, Гюго под чужим именем перешел французскую границу. Начался 19-летний период изгнания писателя из Франции. Но и в эмиграции он продолжал сражаться. Памфлет В.Гюго « Наполеон-Малый» и цикл стихов «Возмездие» прогремели по всей Европе и на все времена пригвоздили Наполеона III к позорному столбу.
Живя на скалистом островке Герясей, который находился в Ла-Маншском проливе, Гюго в центре всех событий мира. Он переписывается с Джузеппе Мадзини, организует сбор средств для вооружения отрядов Гарибальди. В 1859году писатель выступает с отрытым письмом к правительству Соединенных Штатов, протестуя против казни Джона Брауна…
Эмиль Золя писал впоследствии, что для его двадцатилетних сверстников Гюго казался сверхъестественным существом, закованным в цепи, колоссом, который продолжал петь свои песни среди бури и ненастья».
Виктор Гюго был главой французских романтиков. Его считали своим идейным вождем не только литераторы, но и художники, музыканты, деятели театра. В 20-ых годах в те далекие времена, когда в искусстве утверждался романтизм, в маленькой скромной квартире Гюго в Париже по улице Нотр Дам де Шан, в определенные дни собирались молодые люди, многим из которых суждено было стать выдающимися деятелями мировой культуры. Тут бывали: поэт Альдред де Моссе, писатели Проспер Мериме и Александр Дюма, художник Эжен Делакруа, композитор Гектор Берлиоз.
После революционных событий 30-ых годов на собраниях у Гюго можно было увидеть и польского писателя-эмигранта Адама Мицкевича немецкого поэта-изгнанника Генриха Гейне. Члены кружка были против дворянской реакции, которая в период народных восстаний и реставраций утверждалась во многих странах Европы. Шли споры о задачах искусства, о месте художника в обществе, о том, как и какими художественными средствами возможно понять и показать жизнь, сложный, противоречивый духовный мир человека, понять его роль и его судьбу в окружающем мире..
Дополнят это сообщение…
Ребятам было дано домашнее задание….
Они расскажут о Гюго и представят нам его как писателя-романтика, публициста-патриота и политика-демократа.
Все это правильно, и когда в искусстве утверждался романтизм, в канун 1830года Виктор Гюго начал писать роман «Собор Парижской Богоматери», который стал художественным манифестом романтиков.
И цель нашего урока, сохраняя целостное восприятие романа, « войти в него», почувствовать, понять его идейно нравственное содержание, услышать в нем не только живое дыхание исторического времени, но и созвучность тем проблемам, которые задает вам(9-классникам) сегодняшняя жизнь, поиска своего пути в ней.
И чтобы лучше понять и почувствовать ту историческую эпоху, в которой происходили события, описанные Гюго в романе, я предлагаю вам прослушать композицию из симфонии Бетховена№5, как нельзя ярче перекликающуюся с романом Гюго.
- Подключить выразительное чтение из книги 1 гл. 1
- Прослушав эту композицию, мы с вами мало-мальски да нет, почувствовали местный колорит времени. Нам стала понятна эпоха исторического романа. Обратите внимание, мы остановились на описании дворцового правосудия.
- Итак, внимание! Что нас ожидает?
- Нас ожидает встреча с главными героями. Перечислите их:
- Клод Фролло (книга 2 гл.3,книга4 гл.2)
- Квазимодо (книга 2 гл.3,книга 4 гл.2,3; стр.152,153(о душе) стр.156,159)
- Эсмеральда
- Феб де Шатопер
- Народ
- Собор
Но прежде мы посмотрим сюжет из м\ф «Горбун из Нотр -Дама ».
А вот образы главных героев показаны в неразрывной связи с образом Собора.
Почему роман и называется «Собор Парижской Богоматери», а не по именам наших главных героев.
Вывод:
-Учитель. Собор в романе – символ. Более трехсот лет его строили безымянные народные мастера. «Здесь время – зодчий, а народ – каменщик», - скажет Гюго об удивительной архитектуре Собора.
Образ Собора – это символическое выражение талантливости народа, его души и его верований, его страхов и надежд. Собор в романе – место борьбы света и тьмы, справедливости и коварства.
Поговорим о Фроле:
Действительно, власть в Соборе принадлежит Клоду Фролло. Но душа Собора не Клод Фролло, а Квазимодо. Именно он «вливал жизнь в его необъятное здание», он заставлял петь его колокола. Собор стал убежищем и для Эсмеральды. Но здесь обитал и Клод Фролло – священник и убийца, ученый и изувер. Клод – образ трагический и страшный, и автор не просто убивает его рукой разъяренного Квазимодо, но заставляет его принять смерть в жестоких мучениях. И эти смертные мучения испытывает Клод не в схватке со своим приемышем, который преданно любил его, но вдруг прозрел, понял, что он, Клод Фролло, убийца Эсмеральды, а в схватке с Собором, который, как живое существо, мстил ему.
- Клод (стр.146,147)
- Квазимодо (стр.50…150,151,154..)
- Эсмеральда
Феб де Шатопер (книга 2 гл.3)
Феб… Гюго не дает нам его портрета, здесь это было бы невозможно, так как он появляется внезапно. Действие развивается стремительно и по ходу эта стремительность будет нарастать; такого решения требует от Гюго замысел композиции романа. Но все же портрет его мы встретим в сцене у Флер-де-Лис, невесты капитана. Общество будет чопорным, скучным. И мы увидим скучающего жениха
Книга 2 гл. 3 стр.243,247,248
Итак, Феб прискакал вовремя: Квазимодо и Клод ( это был он) чуть было не похитили Эсмеральду….Эта сцена важная в композиции романа. Здесь впервые встречаются четверо наших героев, здесь связываются их судьбы, перекрещиваются их пути.
- Феб де Шатопер…Какую роль суждено будет ему сыграть в романе?
Эсмеральда, освобожденная Фебом, полюбит его. А красавец Феб??? Он не способен был не только любить, но и защитить в критический момент девушку. «Есть сердца, в которых любовь не растет»,- устами Квазимодо скажет Гюго. Феб предал Эсмеральду.
Но был ли среди героев человек, способный полюбить Эсмеральду также глубоко и самозабвенно, как умела любить она?
-с этим вопросом обратимся к классу…
Те, кто читал роман, назовут имя Квазимодо и расскажут о его беззаветной любви, о том, как он спас Эсмеральду от неминуемой смерти, укрыл ее в Соборе, нежно выхаживал измученную девушку. Догадавшись, что Эсмеральда любит Феба, Квазимодо, несмотря на то, что он уже понял, что сам страстно любит ее, самоотверженно простоял целый день у дверей особняка Флер-де-Лис, чтобы привести красавца-капитана к Эсмеральде и сделать ее счастливой.
Рассказать, как повел себя Квазимодо в конце романа, о его смерти и браке.
- Мы подошли к пониманию нравственной идеи романа
Сущность человека проверяется его делами и его отношением к другим людям. Но сильнее всего духовная ценность человека проявляется в его умении самоотверженно и беззаветно любить.
Любовь, способность любить – драгоценный дар, которым обладают не все люди. Лишь душевно щедрые люди достойны этого дара. Настоящая любовь, посетившая человека, делает его прекрасным. Способствует расцвету всех лучших качеств его души.
Роман заканчивается двумя главами «Брак Феба» и «Брак Квазимодо» - значит, сделать вывод……
- Народ действует в романе как активная сила и, по мысли Гюго, определяет ход истории. Главным героем является пестрая и шумная толпа простолюдинов Парижа: мастеровые и школяры, бродяги и бездомные поэты, воры и лавочники, все те, кто составлял третье сословие в конце 18 века, двинувшееся на штурм Бастилии и уничтожившее эту цитадель абсолютизма.
Простолюдины определяли ход празднества во Дворце правосудия; они, отверженные, брошенные на самое дно общества, организовали свое королевство со своими законами, которые не подчинялись законам, установленным богатыми. Это «парижская голь», как называл их Людовик XI, бросилась на штурм Собора, чтобы спасти Эсмеральду, а затем сражались с отборными силами короля.
Все это так. Толпа многолика и многоголоса.
-Но стремится ли автор рассказать об угнетенном народе нечто такое, что определило бы его общие, конкретные черты?
- Есть ли в романе герои, тесно связанные своими действиями с народной толпой?
Да, конечно, это Эсмеральда – уличная танцовщица, и Квазимодо – горбатый звонарь.
Они выходят из самой гущи толпы и представляют как бы два ее главных лица, два лика народа.
Эсмеральда олицетворяет все доброе, талантливое, жизнеутверждающее – то, что заложено в людях природой, к чему стремится изболевшаяся душа народа, Квазимодо – страшную силу, таящуюся в народе, скованном рабством, темнотой, жизнь народа, которая изуродована насилием, гнетом, подобно тому, как изуродовано тело горбуна.
- Опираясь на реальность, исходя из нее, автор обобщает эти главные черты, сгущает краски. Его герои становятся образами-символами.
- Квазимодо родился кривым, горбатым, хромым, один глаз его был закрыт каким-то наростом. От колокольного звона он оглох. Глухота сделала его почти немым. Здесь все символично, гротеск, преувеличение. Но за ним – правда, страшная правда жизни.
- Но не только обобщение, доведенное до символа, - суть образов главных героев романа, несущих в себе черты народные.
Для того чтобы ярче и глубже раскрыть эти черты, Гюго использует антитезу – контрастное противопоставление, так красота и гармония образа Эсмеральды резко контрастирует с уродством Квазимодо, которое в свою очередь так же резко контрастирует с его духовной, внутренней красотой. В изуродованном теле без вины виноватого отверженного Квазимодо живет нежная и трогательная душа. Просветленное величие, преданность, душевная красота Квазимодо проявляется в его любви к Эсмеральде.
- Но Эсмеральде и Квазимодо противостоят также символические образы тех, кто угнетает. Это Феб де Шатопер и Клод Фролло. Они (архидьякон Собора Парижской Богоматери и начальник королевской стражи) или сам король Людовик XI – жестокие, равнодушные к страданиям других людей и этой жестокостью утверждающие свою власть над ними.
- Если Квазимодо страшен внешне, то Клод Фролло пугает своим душевным уродством.
Ученый, способный к критической оценке своих поступков, служитель церкви, исповедующий ее догматы, архидьякон полюбил. Но великое чувство, облагораживающее человека, дающее людям необыкновенную силу для свершения добра, - в душе священника порождает чудовищную, гибельную страсть. Сам священник «становится демоном», исчадием зла.
Мы ознакомились с элементами художественного языка романа и давайте сформулируем идею романа.
Идея…Мир создан на антитезе прекрасного и безобразного, радостного, светлого и уродливого, злого бесчеловечного, искусственно навязанного народу угнетателями, теми, кто присвоил себе власть и право власти над людьми. Эта идея характерна для творчества романтиков, и Гюго утверждает ее на страницах своего романа.
Но герои, олицетворяющие народ, гибнут. Побеждены и те, кто бросился на штурм Собора.
- Значит ли это, что писатель не видит пути к освобождению народа?
Обратимся к роману. Три ученика разыграют в лицах необходимый отрывок.
Это сцена в Бастилии, в келье Людовика XI (книга10 гл. 5, стр.462-464)
- Что значит эта сцена в романе?
Можно ли считать ее ключевой для понимания главной идеи романа?
Вы должны уяснить, что идея революции пронизывает весь роман, является его идейным стержнем. Она звучит не только в предупредительных словах Жака Копеноля – чулочника из города Гента.
Народ – вся пестрая многоголосая народная толпа противостоит королю, королевской власти, духовенству. И мы не только чувствуем и понимаем это, читая роман. Мы даже слышим топот и гул толпы, которая заполняет собой площади, улицы Парижа.
Вывод: роман создан Гюго во время баррикадных боев революции 1830 года, свергнувшей окончательно всех Бурбонов. Живы были и все участники Великой французской революции, те, кто штурмовал Бастилию, а потом пережил реставрацию Бурбонов и католической церкви. И писатель стремится в далекой истории французского народа найти ответ о том, что может народ, каково его будущее?
- Как связано с деятельностью народа будущее всей Франции?
Современники Гюго, читая роман, знали, что то, о чем предупреждал короля Копеноль, уже совершилось, цитадель королевской власти пала, уничтоженная народом. Но писатель предупреждает угнетателей всех мастей, современных ему и будущих: если понадобится, народ опять скажет свое слово, когда пробьет его час.
Самоанализ урока внеклассного чтения по роману В.Гюго «Собор Парижской Богоматери».
Организационная сторона учения зависит от качества поурочных планов.
Приемы преподавания:
сообщение, информация, постановка вопросов, задания, применение алгоритмических предписаний (последовательность), создание проблемной ситуации.
Используются следующие методы помощи: монолог, эвристическое построение урока, исследовательский метод, проблемное изложение.
Были даны индивидуальные работы: сообщение из биографии и творчества писателя, подготовка выразительного чтения эпизодов, самостоятельная подготовка характеристики главных героев.
Самостоятельная работа, характер самостоятельной работы - воспроизводящее и тренировочное задание.
ТСО, эстетично оформлены используемые материалы, целесообразно использована симфония №5 Бетховена и занимает правильное место в структуре урока, перед характеристикой героев использован просмотр сюжета из м\ф «Горбун из Нотр-Дама».
На уроке использованы: 1)выставка книг В.Гюго, 2) портрет, 3) картина Собора Парижской Богоматери из журнала «Вокруг света».
Присутствует межпредметная связь (связь с историей, с архитектурой).
У детей формируются учебные умения: они учатся сравнивать, анализировать, доказывать, обобщать, выдвигать гипотезы, применять знания в новой ситуации, планировать свою деятельность, подбирать средства деятельности.
На уроках внеклассного чтения важно, чтобы учащиеся нашли изучаемый роман и прочли его, используя различные закладки с выводами о героях и событиях.
Именно на уроках литературы осуществляется обратная связь с учащимися, т. е. положительной она бывает во всех живых организмах.
На данном уроке учащимися приобретены все эти знания, умения, навыки.
Используемая литература
Гюго В. Собор Парижской Богоматери. – Новосибирск: Дет.лит., 1994 – 528 с.
Евнина Е. Виктор Гюго. – М., 1976
Моруа А. Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго. – М: Радуга., 1983
Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. – Л., 1958
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гибадуллина Сария Ахтямовна
→ Sofya165 30.10.2011 1 11646 956 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.