Разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса
Методическая разработка урока
«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Сведения об авторе: Битрикова Юлия Витальевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 301 города Санкт-Петербурга |
Название: разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса |
Краткое описание материала: Данная разработка урока русского языка поможет подготовить учеников к испытаниям на экзамене в формате ГИА. Ученики 9 класса повторят приемы и способы сжатия текста, продолжат формирование навыков работы с текстом |
Задачи урока:
Формирование знаний способов и приёмов сжатия текста.
Формирование навыков работы с текстом.
Оборудование: памятки для учащихся, презентация урока, иллюстрации, раздаточный материал.
Ход урока
Эпиграф: «Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка…» С.Ожегов
I. Организационный момент урока.
II. Цели и задачи урока.
- Сегодня на уроке будем анализировать
текст, учиться способам и приёмам сжатия
текста.
III. Актуализация знаний. Слово учителя.
При написании сжатого изложения текст излагается кратко, сохраняются микротемы, но пропускаются излишние подробности. Для этого необходимо отобрать в тексте ОСНОВНОЕ и СУЩЕСТВЕННОЕ, произвести исключение второстепенного материала и обобщение, найти обобщающие речевые средства выражения и выстроить новый текст.
1. При сжатии любого текста обычно
- опускаются диалоги,
- пространные описания природы,
- описания чувств, настроений.
2. При этом сохраняются
- ключевые слова и обороты речи,
- наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передается колорит исходного текста.
3. Чтобы сжать текст, нужно вычленить главную информацию. Так, при сжатии повествования важно отобрать те действия, которые обеспечивают развитие сюжета, исключив все детали и подробности. В таком случае описания, характеристики сменяющихся действий окажутся второстепенными. При краткой передаче содержания можно преобразовать стиль текста и его тип. Но, например, при сжатии рассуждения необходимо сохранить ВСЕ аргументы, сократив лишь излишние подробности. При этом нельзя допустить, чтобы сжатое изложение превратилось в выборочное.
4. Придерживайтесь следующей последовательности операций при сжатии текста:
- уточнение темы и основной мысли; при этом особое внимание обращается на
заглавие текста и на подтекст;
- определение стиля исходного текста;
- определение типа речи;
- анализ содержания текста (выявление микротем, составление плана, уточнение
центральной части);
- выполнение чернового варианта;
- проверка собственного текста на сохранение связности и наличие ключевых
языковых средств.
Способы сжатия текста:
1) исключение второстепенной информации, подробностей, деталей;
2) обобщение частной информации, конкретных, единичных явлений;
При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.
- исключение отдельных слов, словосочетаний, фрагментов предложений,
- исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов,
- исключение вводных, уточняющих и поясняющих конструкций,
- исключение одного или нескольких предложений.
Отрывок из исходного текста |
Текст сжатого пересказа |
Пример №1 «Многолик» потому, что были и ещё Куприны: один – землемер, другой – грузчик, третий – рыбак, а ещё – ученик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но всё это рабочее воинство совмещалось в одном лице – писателе Куприне. |
«Многолик» потому, что Куприн был землемером и грузчиком, спортсменом и певцом в хоре. (Применён приём исключения некоторых членов предложения. Поскольку в отрывке из текста говорится о том, сколькими профессиями овладел писатель Куприн, мы оставили главное: профессии были самыми разными, зачастую опасными. Поэтому из всего перечня взяты контрастные.) |
Пример №2 Почему так часто он менял свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? |
Почему так часто он менял свои профессии? (Наиболее важным из трёх предложений является первое. Второе и третье конкретизируют смысл первого. Поэтому использован приём исключения предложения (-ий). |
При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.
Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи, особенностей текста.
Отрывок из исходного текста |
Текст сжатого пересказа |
Почему так часто он менял свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? |
Что заставляло его часто менять профессии, порой очень тяжелые и опасные? (В риторических вопросах снова содержится информация о профессиях, которыми овладевал Куприн, однако акцент здесь поставлен не на их разнообразие, а на тяжесть и подчас опасность. Использован приём замены однородных членов синонимичным выражением.) |
К приемам сжатого изложения относятся:
1) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов
предложения;
2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений,
повествующих об одном и том же предмете речи;
З) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;
4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
5) перевод прямой речи в косвенную;
6) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;
7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.
IV. Практическая работа
на уроке.
Для закрепления возьмём такие примеры и попытаемся применить названные способы.
Отрывок из исходного текста |
Текст сжатого пересказа |
«Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения». |
«В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу».
|
«На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки». |
« На лугу росли цветы».
|
Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова…» |
«Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном».
|
Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. |
Цель всегда конкретна, измеряема, достижима.
|
Мы набирали огромные охапки палой листвы и несли домой прекрасные, печальные букеты, и сами пропитывались их горьким запахом. |
Мы собирали огромные печальные букеты и пропитывались их горьким запахом.
|
Прочитайте текст. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, своё – пусть и непонятное тебе – родное слово. (Д. С. Лихачёв) Сократите текст Д. С. Лихачёва. |
Любовь к родному краю, культуре начинается с малого – с любви к своей семье, с уважения к людям.
|
С самого начала своей научной деятельности М. В. Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы), который составлял неотъемлемую часть его представлений о явлениях, изучающих естественные науки. Исключите второстепенную информацию предложения. |
С самого начала своей научной деятельности М. В. Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы).
|
V. Повторение этапов работы с текстом по написанию сжатого изложения.
Этапы учебной деятельности
|
Учебная деятельность |
1. Этап определения темы текста. Ответ на вопрос: «О чем текст?»
|
Как
определить тему? по началу текста; по ключевым словам; по ключевым эпизодам; по поступкам или размышлениям героев (автора) по заглавию текста |
2. Этап определения идеи текста. Ответ на вопрос: «Зачем автор его написал?», «Какую мысль хотел выразить?» |
Что нам помогает
сформулировать идею? |
3. Этап определения структуры текста.
Назовите композиционные части текста.
|
Композиция текста
– построение текста. |
4. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы |
Определите количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего и пронумеруйте их. Определите микротему каждого абзаца. Запишите ее кратко, опуская второстепенную информацию. |
5. Этап моделирования
сжатого изложения |
Как
соединить содержание микротем в текст?
лексические – повтор, однокоренные слова, синонимы; лексико-грамматические |
VI. Анализ текста.
- Познакомимся с текстом, проанализируем его.
Текст.
Географические названия.
(1)Имена рек – старейшины в мире географических названий; я имею при этом в виду имена больших, самых прославленных рек Земли.
(2)Древние люди, гонимые голодом, холодом, свирепостью зверей и двуногих соседей, всё время перебирались с места на место, всё время как бы расталкивали локтями своих современников в борьбе за самые удобные для жизни места.
(3)Бывало по-разному. (4)То племя натекало на племя, как шумная река, ворвавшееся в малое озерко: вода озера сливалась с могучим потоком, растворяясь в нём без следа. (5)То пришельцы растекались по новому месту, как по болоту или песчаной пустыне, теряясь в её песках, смешиваясь со старым населением. (6)Но почти всегда они, принося с собой свои новые имена для холмов и лесов, для посёлков и пустошей, названия больших потоков сохраняли благоговейно, принимая их от своих предшественников.
(7)Мы не знаем в точности, почему они так поступали. (8)Может быть, боялись обидеть богов этих чужих рек переименованием. (9)Может быть, просто реку труднее перекрестить по-новому: её имя так же длинно, как она сама; оно течёт вместе с нею через области и страны; поди замени его на всём протяжении его пути! (10)Так или иначе - великие водные дороги всюду и везде постоянно носят и сегодня имена, созданные в глубочайшей древности. (11)Они переходят от народа к народу, от эпохи к эпохе. (12)Первоначальный их смысл забывается тысячекратно, а они всё живут
Задания, которые помогут проверить глубину и точность восприятия исходного текста.
1. О чём говорится в этом тексте?
а) о страхе древних людей перед богами;
б) о переселении древних людей;
в) о названии рек;
г) о завоевательных войнах древности.
2. Чем отличаются имена крупных рек от названий других географических объектов?
а) почти невозможно установить их происхождение;
б) они почти никогда не менялись;
в) многие из них по значению связаны со сменой времён года;
г) в них отражена история древних междоусобиц.
3.Почему автор называет СТАРЕЙШИНАМИ имена рек в этом тексте (предложение №1)?
а) от названия рек происходили названия других географических объектов: гор, хребтов, озёр;
б) названия рек занимают особое, почётное место в ряду других географических названий;
в) названия рек невозможно перевести на другой язык;
г) право называть реки давали наиболее почитаемым представителям древних племён.
4. Найдите опорные слова в каждой части текста и, используя их, составьте план текста.
Закончите план этого текста.
1) Названия рек - _______________________________ .
2) Древние люди боролись за _____________________ .
3) Пришельцы почему-то никогда _________________ .
4) Два предположения о том, почему _______________
Примерный вариант выполнения задания №4.
1) Названия рек - старейшины в мире географических названий.
2) Древние люди боролись за удобные для жизни места.
3) Пришельцы почему-то никогда не меняли названия больших потоков.
4) Два предположения о том, почему так поступали пришельцы.
5.Дополните этот фрагмент примерами из текста.
Автор сочетает информативную насыщенность с эмоциональной выразительностью, использует слова высокого стиля («____________» из предложения №6), подчёркнутой анафорой синтаксический параллелизм (предложения №4 и ____ ), __________ («как шумная река»). Слово разговорного стиля («____________» из предложения №9) придает тексту интонацию доверительно-непринуждённой беседы.
Примерный вариант выполнения задания №5.
Автор сочетает информативную насыщенность с эмоциональной выразительностью, использует слова высокого стиля («благоговейно» из предложения №6), подчёркнутой анафорой синтаксический параллелизм (предложения №4 и № 5), сравнение («как шумная река»). Слово разговорного стиля («поди » из предложения №9) придает тексту интонацию доверительно-непринуждённой беседы.
VII. Работа по написанию
сжатого изложения.
прочитайте абзац и определите в нем основную, дополнительную и избыточную информацию;
подчеркните опорные слова, словосочетания и предложения, передающие основную информацию;
опустите слова в предложении, если они не изменяют его смысла;
опустите предложения, которые представляются вам избыточными;
переделайте предложения, обобщая информацию микротекста. (Если необходимо, объедините два предложения в одно; прямую речь замените косвенной; устраните дублирование грамматических конструкций и др.)
1.(Запишите главную часть первого предложения.)
________________ ___________________ _______________________
2.Древние люди, пытаясь найти (какое?)________ место для _________ , (что делали?) ___________ .
3. Пришельцы, захватывая ______________ , меняли названия почти всех ____________ , но всегда сохраняли (что?) __________ .
4.Мы не знаем, почему ________ .
5.Может быть, они __________ _____________ _____________ .
6. Может быть, реку трудно _________, потому что она протекает через __________ .
7.Так или иначе названия рек сохраняются __________ , переходя от __________ к ___________
Имена рек – старейшины в мире географических названий.
Древние люди, пытаясь найти удобное для жизни место, боролись со своими современниками.
Пришельцы, захватывая новые места, меняли названия почти всех пунктов, но всегда сохраняли названия больших рек.
Мы не знаем, почему они так делали. Может быть, они боялись обидеть богов. Может быть, реку трудно переименовать, потому что она протекает через многие страны. Так или иначе - названия рек сохраняются и ныне, переходя от поколения к поколению.
XI. Итоги урока. - Чему был посвящен наш урок?
- Какие приёмы сжатия текста рассматривали?
XII. Домашнее задание.
Повторить теоретический материал урока.
Памятки
Памятка «Как работать над сжатым изложением»
1. Прочитать текст, определить его тему и главную мысль, отметить изобразительно-выразительные средства.
2. Подумать, кому будет адресовано сжатое изложение, какова его задача.
3. Выделить в тексте все части.
4. Определить, какие части можно исключить, объединить. Почему?
5. Составить план сжатого изложения.
6. В каждой части текста отметить главное.
7. Отметить то, что можно объединить.
8. Подобрать обобщающие слова и предложения.
9. Изложить сжато каждую часть.
10. Подумать, как связать части между собой.
11. Перечитать написанное изложение. Все ли в нем будет понятно тому, кому оно адресовано?
Памятка для анализа изложения
1. Передайте общее впечатление от выполненных работ учащихся.
2. Охарактеризуйте полноту передачи содержания исходного текста.
3. Рассмотрите последовательность в передаче содержания, обратите внимание, нет ли логических ошибок.
4. Проверьте, нет ли искажения фактического материала, ненужных добавлений.
5. Посмотрите, как используются советы по проведению языкового анализа.
6. Отметьте речевые ошибки, особенно наиболее типичные из них.
7. Назовите случаи самостоятельного решения речевых задач («соавторские слова» и «свои слова»).
8. Охарактеризуйте качество редакторской правки.
9. Назовите орфографические и пунктуационные ошибки, объясните их причины.
10. Охарактеризуйте внешнее оформление работ.
Алгоритм написания сжатого изложения
Изложение читают два раза.
УЧТИТЕ, ЧТО ВЫ ДОЛЖНЫ ПЕРЕДАТЬ ГЛАВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КАК КАЖДОЙ МИКРОТЕМЫ (МИКРОТЕМЫ КАЖДОГО АБЗАЦА), ТАК И ВСЕГО ТЕКСТА В ЦЕЛОМ.
ПИШИТЕ АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВЫМ ПОЧЕРКОМ.
Как писать? Вы можете использовать два варианта «конспектирования» текста.
При 1 и 2 прочтении
I
1. Записывать полностью, а потом сокращать, оставляя ключевые(главные, необходимые) слова, которые передают главную тему (микротему) каждого абзаца. |
2. Записыватьсразу ключевые (главные, неоходимые) слова, которые передают главную тему (микротему) каждого абзаца. |
II. Обозначьте микротемы каждого абзаца (коротко).
III. Соблюдая абзацное членение текста, используйте приемы
исключения, обобщения, упрощения
для «сжатия» записанного текста.
IV. Формулируйте грамотное высказывание. Обязательно продумав перед этим синтаксическую структуру ваших предложений (обратите внимание на уместное и грамотное употребление однородных членов, сочинительных и подчинительных союзов в ПП, ССП, СПП в вашем сжатом изложении)
Из чего строить высказывание (текст вашего сжатого изложения)?
1. Используйте для составления предложений те слова, которые остались после «сокращения» текста. |
2. Передавайте мысли своими словами |
3. Используйте предыдущие два способа одновременно. |
V. Проверьте количество абзацев, полностью ли раскрыты микротемы каждого абзаца?
За ошибку будут считаться случаи, когда вы «добавили» в текст свою микротему или, наоборот, не раскрыли микротему в каком — либо абзаце, или объединили по ошибке два абзаца в один.
VI. Сосчитайте количество слов.
В сумме в вашем изложении (часть 1) и в вашем сочинении — рассуждении (часть 3) должно быть 140 слов
Вы можете сжать изложение до 70 слов (вместо 90), но тогда сочинение должно содержать соответственно тоже 70 слов. Либо сжать изложение до 90 слов (норма), тогда объём сочинения должен быть не менее 50 слов.
Пожалуйста, пользуйтесь орфографическим словарём, для проверки вашего изложения на наличие орфографических ошибок!
Будьте внимательны, не спешите!
Удачи Вам!
Источники материалов, литература:
1. Борисенко Н.А. как мы готовимся к новому экзамену в 9-м классе // русский язык, № 8/2007.
2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. как учить работать с книгой. М., 1995.
3. Евграфова С.М. секреты изложения // русский язык, № 34/1999; № 10/2000; № 12/2001.
4. Соболева О.В. понимание текста: зачем, кого, чему и как учить? // русский язык, № 23/2007.
5. Хаустова Д.А. разные типы изложений // русский язык, № 3/2006.
6. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход. М.: кНорус, 2007.
7. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. как учить работать с книгой. М., 1995. с. 145–200.
8. Граник Г.Г., Борисенко Н.А. развитие воссоздающего воображения на уроках русского языка // русский язык в школе. 2006. № 6. с. 3–10.
9. Граник Г.Г., Борисенко Н.А. понимание текста на уроках русского языка и литературы // русский язык. 2007. № 23. с. 23–28.
10. Евграфова Е.М. понимание и воображение // русский язык, № 5/2003. с. 14.
11. Методика развития речи на уроках русского языка / под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Просвещение, 199
12. Наталья Анатольевна Борисенко, Андрей Георгиевич Нарушевич, Надежда Ароновна Шапиро
Материалы курса «подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой
аттестации по русскому языку в 9 - 11-х классах»: лекции 1–4. – М.: педагогический университет «первое сентября», 2008. – 76 с.
13. http://festival.1september.ru/articles/578272/
14. http://vestnik.tspu.ru/files/PDF/articles/burtceva_e._v._98_102_4_106_2011.pdf Е. В. Бурцева
РАБОТА С ТЕКСТОМ ПРИ ОБУЧЕНИИ СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ
15. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Uspen_ImDom/03.php Успенский Л. Имя дома твоего. Очерки по топонимике
16. http://www.philology.ru/linguistics2/ozhegov-74c.htm Ожегов С. И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. - М., 1974. - С. 285-291
На странице приведен фрагмент.
Автор: Битрикова Юлия Витальевна
→ juli-biti 14.11.2011 2 6923 1170 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.