Урок русского языка по теме "Комплексная подготовка к ГИА при изучении темы ССП"
Шлотгауэр Светлана Викторовна
МОУ «Гимназия№1»
Учитель русского языка и литературы
Урок по русскому языку по теме:
СПП с несколькими придаточными
Цели урока:
Образовательные:
-продолжить подготовку к государственной итоговой аттестации ;
- систематизировать и обобщить знания по темам: «Орфограммы - гласные в корне слова» ( Б2, ч.2 ГИА ), «Приставки, их правописание» ( Б3, ч.2 ГИА), «Правописание глагола и его форм» ( Б4, ч.2 ГИА), «Виды связи в предложениях с несколькими придаточными» ( Б14,ч.2 ГИА);
- проверить знания, умения и навыки учащихся по данным темам;
Развивающие:
- развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать полученные факты;
- развивать умение работать как самостоятельно, так и в коллективе;
- формировать умение пользоваться справочными пособиями;
- формировать навыки исследовательской работы;
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к родному русскому языку;
- формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
Оборудование урока:
- пакеты заданий для индивидуальной работы, тесты, таблицы, справочные материалы;
Ход урока:
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем подготовку к итоговой аттестации, и работать мы сегодня будем с частью Б. Наша задача- повторить ранее изученный материал по заданиям А7, Б1, Б2, Б3 и Б4 и систематизировать знания по заданию Б14, так как оно совпадает с изучаемой нами темой.
Итак, объем работы достаточный, поэтому приступим. Запишем в тетрадях число и тему урока.
Проверка домашнего задания
Мы начинаем с повторения выразительно- изобразительных средств русского языка.
Вопрос- в каком задании из части А содержится данная тема? (А7). Перед вами на доске тропы и фигуры речи. Что такое тропы? (слова и словосочетания в переносном значении). А фигуры речи? ( стилистические приемы, в которых слово не обязательно выступает в переносном значении). Итак, цифровой диктант. Я даю определения, вы в соответствующую колонку разносите цифры, для контроля один ученик работает у доски (см.Приложение 1). Проверка. Теорию мы вспомнили, теперь переходим к практике - проверяем домашнее задание. Вы должны были найти из художественных произведений примеры использования тропов и фигур речи. (Проверка домашнего задания)
Небольшая разминка по Б1
Вопрос – что включает в себя это задание? ( Замена стилистически нейтральной лексики на стилистически окрашенную и наоборот). См.Приложение 2
Опрос
Повторяем ранее изученное. Индивидуальная работа у доски. Предложен текст, из которого ученик выписывает слова с чередующимися гласными в корне, распределяя их по группам (Б2). Из этого же текста второй ученик выписывает слова с орфограммой в приставках, также распределяя их по группам (Б3).(См.Приложение 3) Параллельно с ними на месте это же задание делают 2 эксперта. После того, как работа у доски будет закончена, они сверяют свои работы с работами на доске. А класс с третьим учеником работает по заданию Б4- это правописание глагола и его форм (см.Приложение 4). Проверка. Проверка индивидуальных заданий.
Новый материал
Итак, ребята. Теперь давайте вспомним, какие виды подчинительной связи возможны в предложениях с несколькими придаточными. На доске я представлю вам схемы предложений, а вы в это время вспоминаете вид подчинения. Следующий вид нашей работы - работа в группах. Мы обращаемся к заданию Б14 ГИА. Первая группа работает с первым вариантом теста. Задача- найти предложение с однородным соподчинением, построить его схемы (вертикальную и горизонтальную) и определить типы придаточных. Вторая группа - найти во втором варианте теста предложение с последовательным подчинением, построить его схемы (вертикальную и горизонтальную) и определить типы придаточных. Третья группа – найти в пятом варианте теста предложение с неоднородным соподчинением, построить его схемы (вертикальную и горизонтальную) и определить типы придаточных. После того, как работа будет выполнена, эксперты от каждой группы выходят к доске и показывают результаты своей работы. (работа выполняется по «Тренировочным вариантам экзаменационных работ для проведения ГИА в новой форме»/ авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С.Степанова. –М.:АСТ:Астрель, 2009 )
Закрепление
Теперь каждая группа получает задания: находит в тексте предложения и составляет их схемы.1я группа- с последовательным и параллельным подчинением, 2я- с параллельным и однородным, 3я- с однородным и последовательным подчинением. См. Приложение 5. Проверка.
Итоги урока
Итак, сегодня мы с вами очень плодотворно поработали, вспомнив ранее изученное (А7-Б4) и освоив новую для нас тему СПП с несколькими придаточными. Закреплять эту тему и углубляться в нее мы будем на следующем занятии. Мы рассмотрим СПП с разными комбинациями сочетания соподчинения и последовательного подчинения.
Домашнее задание
1- выписать из произведения М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 3 предложения с параллельным, однородным и последовательным подчинением, составить их схемы.2- выписать из предложений 8 словосочетаний и определить их тип грамматической связи, совершив, где возможно, замену на синонимические словосочетания.
Использованные материалы:
«Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА в новой форме»/ авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С.Степанова. –М.:АСТ:Астрель, 2011)
Эпитет
Сравнение
Метафора
Метонимия
Синекдоха
Гипербола
Литота
Олицетворение
Перифраз(а)
Анафора
Параллелизм
Антитеза
Градация
Инверсия
Риторический вопрос
Риторическое обращение
Многосоюзие
Бессоюзие
Вопросы к цифровому диктанту:
Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении.
Скрытое сравнение; вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту.
Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части и т.д.
Образное определение; слово, определяющее предмет и подчеркивающее его свойства.
Стилистический прием контраста, противопоставления явлений и понятий.
Стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости.
Прием, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф.
Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи.
Ключи:
Тропы:
7
3
5
1
9
Фигуры:
3
4
2
Приложение 2
ГИА- Б1
Замените слово домище на стилистически нейтральное (большой дом)/слово официально-делового стиля (большое строение);
слово поговорить на стилистически окрашенное (поболтать).
Приложение 3
ГИА- Б2
Фонтан в центре города
(1)Девочка ждет начала.
(2)Вот струи приседают и прожектора пригасают, а музыка дает вступление. (3)Из середины взмывает, нарастая и уже на ходу рассыпаясь, разлохмачивая верхушку, невидная своим бесцветным стволом, но озаряющая окрестность белой кипящей кроной, мощная струя. (4)И вот уже по всей окружности вокруг нее, чуть склоняясь каждая в свою сторону, возникают еще струи. (5)Добавляется центральных струй, и они закрывают пространство от центра до краев. (6)А когда они вновь разрежены, то все это пространство заполнено прекрасными огромными цветами из воды…
(7)Запомнить бы вот это- порыв ветра, как он наклоняет и треплет заросли воды, а при этом нижние тонкие струи как колосья в поле перед грозой.
(8)Вот затихло, и музыка притихает, чувствуя, что не она здесь главная. (9)Вот нарастает звучание воды, выплескиваются все новые аккорды, и вот уже согласный хор, напоминающий водопад, царствует над округой. (10)И вся вода поднимается, кажется, не напором снизу, а небесным притяжением, замирает вдруг и походит на огромный воздушный шар, который вот- вот взлетит и возьмет с собой всю площадь.
Задание:
1)Выпишите все слова с чередующимися безударными гласными в корне. Распределите их по группам в зависимости от условия проверки.
Приложение 3
ГИА-Б3
Фонтан в центре города
(1)Девочка ждет начала.
(2)Вот струи приседают и прожектора пригасают, а музыка дает вступление. (3)Из середины взмывает, нарастая и уже на ходу рассыпаясь, разлохмачивая верхушку, невидная своим бесцветным стволом, но озаряющая окрестность белой кипящей кроной, мощная струя. (4)И вот уже по всей окружности вокруг нее, чуть склоняясь каждая в свою сторону, возникают еще струи. (5)Добавляется центральных струй, и они закрывают пространство от центра до краев. (6)А когда они вновь разрежены, то все это пространство заполнено прекрасными огромными цветами из воды…
(7)Запомнить бы вот это- порыв ветра, как он наклоняет и треплет заросли воды, а при этом нижние тонкие струи как колосья в поле перед грозой.
(8)Вот затихло, и музыка притихает, чувствуя, что не она здесь главная. (9)Вот нарастает звучание воды, выплескиваются все новые аккорды, и вот уже согласный хор, напоминающий водопад, царствует над округой. (10)И вся вода поднимается, кажется, не напором снизу, а небесным притяжением, замирает вдруг и походит на огромный воздушный шар, который вот- вот взлетит и возьмет с собой всю площадь.
Задание:
1) Выпишите из текста все слова с приставками, правописание которых зависит от глухости/звонкости звука, который обозначает последующая буква.
2) Выпишите из текста все слова с приставкой ПРИ-. Объясните правописание приставки в них.
Приложение 4
ГИА-Б4
Работа у доски
Лукав...вший, неопису...емый, всхлипыва...шь, расклан...вшийся; вывал...нная в пыли одежда, пристрел...нное оружие, недовеш...нное белье, смеш...нные браки; увенч...ный славой корабль, поля засе...ны, выкач...нный из ворот мяч, свал...нный в угол хлам, вкач...нный в шар воздух; бор...щийся, стел...щийся, постро...в, засе...в.
Приложение 5
Однородное соподчинение
[ ], ( где) и ( где)
Неоднородное соподчинение ( параллельное )
( когда), [ ], ( который )
Последовательное подчинение
[ ], ( откуда), (где )
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шлотгауэр Светлана Викторовна
→ svet1970 18.11.2011 0 5748 1103 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.