Урок русского языка в 8 классе по теме "Подлежащее и способы его выражения"
Тема урока: Подлежащее и способы его выражения.
Цели урока:
- Расширение понятия о подлежащем и способах его выражения.
- Развитие умения находить подлежащее в предложении.
- Воспитание любви к родной природе.
- Научить находить подлежащее в предложениях и определять его состав.
- Показать явления субстантивации слов на примере подлежащего.
- Активизировать знания учащихся о главных членах предложения.
- Показать красоту родной природы.
Компьютер, проектор, маленькая корзинка с приготовленными вопросами, раздаточный материал (Приложение 1,2,3,4,5,6), презентации: «Подлежащее и способы его выражения», «Лес», «Тест. Способы выражения подлежащего».
Конспект урока:
I Организационный момент.
Слово учителя: Здравствуйте, садитесь.
(С. №2) За окнами осень – чудесная пора, золотые краски природы и яркое солнце, не по-осеннему тёплое, подарят нам хорошее настроение. Пусть атмосфера доброжелательного сотрудничества царит в течение всего урока.
II Подготовка к объяснению нового материала.
Откройте тетради, запишите число.
- Вспомните, что вам известно о подлежащем? (Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа: кто? или что? Выражено существительным или местоимением в именительном падеже. Образует вместе со сказуемым грамматическую основу предложения.)
- Испытываете ли вы трудности при определении грамматической основы предложения? (да, нет, не всегда)
Памятка
Рифмовка «Главные члены предложения»
Когда перед вами задача – найти
Главные члены предложения,
Прежде всего, отыщите глагол,
Глагол в любом наклонении.
Потом от него мы вопросы Кто? Что?
К другим словам направляем
И подлежащее, как на крючок,
На эти вопросы поймаем.
Предлагаю выполнить задание: (С. №4) (Приложение 2)
Данные предложения «рассыпались», помогите найти в них подлежащее, не соединяя слова:
- Деревья, от, гнулись, ветерка, малейшего;
- реку, Грека, ехал, через;
- везёт, на, Соньку, Санька, санках; (существительные стоят в именительном падеже и отвечают на вопрос что? или кто?)
- мать, дочь, любит; (подлежащее зависит от порядка слов в предложении, т.к. у одушевлённых существительных совпадают формы именительных и винительных падежей)
- велосипед, грузовик, разбил; (подлежащее – грузовик, зависит не от порядка слов, а от смысла)
III Сообщение темы и цели урока.
- Итак, ребята, кто-то из вас, может быть, уже определил тему урока? (С. №5) «Подлежащее и способы его выражения». Запишите тему в тетрадь.
- Скажите, какая часть темы урока вам достаточно известна, а какая требует дополнить знания новыми сведениями? (ответы учащихся)
- Исходя из сказанного, определите цель и задачи на урок. (Ответы детей).
IV Объяснение нового материала.
- Запишите в тетради 2 предложения: (С.№6)
- Завтра обязательно наступит.
- Учиться всегда пригодится
- Найдите грамматическую основу предложения и укажите чем выражено подлежащее:
- (С. №7) В роли подлежащего выступает 1-наречие и 2-инфинитив, а непривычное для нас существительное или местоимение в именительном падеже.
- Кто первый находит ответ, выносит его на доску и записывает в тетрадь.
ит
иц ив
ес ам сл
ит ою еж ов
ри ел зп до ос
га ча ьн ре ме оч
но те ст ое дл ти ет
ви еп ль ие на ог еи ан
ще те ри но чи ре ча нф ие
су ст ль ла еп сл чи ст ин
- Дополним ещё наш список из Памятки (Приложение 1), в которой представлены предложения с разными способами выражения подлежащего.
- Существительное;
- Прилагательное;
- Причастие;
- Числительное;
- Наречие; - Союз;
- Предлог;
- Частица;
- Междометие;
- Инфинитив; - Словосочетание;
- Фразеологизм;
- Собственное наименование;
- Предложение
Вы – умницы, хорошо справились с заданием, порадовали меня своими знаниями, поэтому я вас приглашаю в осенний лес на прогулку.
Демонстрация презентации «Лес» .
VI Закрепление нового материала. (С. №9)
Запишите предложения, подчеркните грамматическую основу, укажите чем выражено подлежащее, (отметьте в словах орфограммы) (работаем с доской) (Приложение 4):
- Сытый голодного не разумеет.
- Семеро одного не ждут.
- Понимать – значит сочувствовать.
- Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио.
- Большое окно было распахнуто.
- Большое видится на расстоянии.
- Что общего между ними? (слово «большое»): определим синтаксическую роль (4 – определение, 5 – подлежащее: т.е. одновременно называет предмет, отвечая на вопрос что?, и его признак).
Прилагательное употреблено в значении существительного, перешло в разряд существительных. Такой способ словообразования в лингвистике называется субстантивацией (переход одной части речи в другую).
Найдём определение термина в словаре или обратимся к Интернету, читаем определение и запишем в тетрадь (С. №10).
- Прочитайте примеры субстантивации из Памятки (3, 4, 5, 6?) (Приложение 1).
- Составьте два предложения со словом «читающая», но в 1-ом предложении – причастие; во 2-ом – субстантивированное существительное.
(например, Читающая девочка сидела у окна.
Читающая сидела у окна.)
Продолжаем работу. Сейчас я предлагаю вам решить тест. Вы проверите себя насколько усвоили новый материал. Рассаживаемся группами за компьютеры и начинаем работу.
Демонстрация презентации Тест «Способы выражения подлежащего».
VII Итог урока.
- У кого есть вопросы ко мне по теме урока? Может быть, с чем-то не разобрались?
- Кто может ответить на данный вопрос?
- Тогда у меня есть корзина вопросов к вам.
- Что такое подлежащее? (главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа КТО? ЧТО?).
- Какая часть речи может занять место подлежащего? (любая).
- Как называется в лингвистике переход частей речи в разряд существительных? (субстантивация)
VIII Домашнее задание (С. №11) (Приложение5)
Для всех:
Упр.56 (по заданию: списать, вставить подходящее по смыслу подлежащее, подчеркнуть грамматическую основу предложения, указать, чем выражено подлежащее).
На выбор:
- Написать мини-сочинение (7-8 предложений) на тему «Осень», используя в предложениях разные способы выражения подлежащего;
- Выписать 7-8 предложений из художественных произведений с разными способами выражения подлежащего.
IX Рефлексия. Составить и начертить «График урока» (Приложение 6). Спасибо за урок!
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шестакова Светлана Анатольевна
→ Swetusya 21.11.2011 2 45628 4477 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК