Конспект урока русского языка по теме «Путешествие в страну Глагол». (Систематизация и обобщение изученного); 6 класс
Ратайко Ирина Ивановна,
учитель русского языка и литературы ГОУСОШ № 139 г. Санкт-Петербурга
Конспект урока по русскому языку.
Тема: «Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол»».
«Путешествие в страну Глагол»
6 класс
Форма проведения урока: урок-игра «Путешествие в страну Глагол».
Цель урока: обобщить и систематизировать материал, изученный по теме «Глагол», выявить степень сформированности практических умений и навыков у учащихся; развивать умение обучающихся работать в команде, применять свои знания в нестандартной ситуации.
Оборудование урока: раздаточный материал с заданиями, компьютер с выходом в Интернет или толковый словарь русского языка, карта для путешествия, опорный конспект для всех участников игры.
Ход урока:
Слово учителя:
Ребята, сегодня мы с вами путешествуем в одну из удивительных стран. Эта страна называется Глагол. Мы знакомились с ней на протяжении целого ряда уроков. А цель нашего возвращения: повторить уже известное о Его Величестве, короле этой страны - Глаголе для того, чтобы постичь все тайны этого королевства. Для начала подумайте, как могло произойти его название страны.
– глаголить - говорить.
Итак, наш первый тур в путешествии связан именно с этим процессом – процессом говорения.
Разобьёмся на группы. Каждая группа имеет свой номер. Наше путешествие проходит согласно карте. Рассмотрим её.
Приложение 1
Как видим, до королевства «Глагол» (оно в центре) нам ещё нужно добраться. Ваши группы сейчас находятся в разных концах города. Ваша цель дойти до границы королевства. Для этого вам нужно записать свой маршрут, используя глаголы движения в первом лице. Единственное условие: глаголы не должны повторяться.
Девизом нашего путешествия станут слова А. К. Югова («Думы о русском языке»):
« Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи» А. К. Югов.
Перед вами лежат листки бумаги. Запишите на них свой маршрут.
Например (7): Отправляюсь от больницы, обхожу её справа, прохожу под эстакадой, заглядываю в институт, выхожу из него, пробегаю по плотине, огибаю старый лес, направляюсь к зоне поиска, стою на границе.
Ребята записывают варианты своего маршрута. Меняются листами. Вслух озвучивают маршруты, следят за ними по карте. Выигрывает этот конкурс тот, кто быстрее всех запишет свой маршрут, не имея повторов слов.
На доске запись: 1 гр. – х глаголов, повторы – У.
Второй тур: перешагните границу королевства.
Слово учителя:
Мы добрались до границы,
Но глагол так прихотлив:
Охраняет его лично
Верный страж инфинитив.
Смотрит строго за порядком,
Наступает всем на пятки.
Пропуск твой быть должен в норме:
Обратись к начальной форме.
Задания для групп: запишите начальную форму данных глаголов:
Заботился, научили, поиграли, попросила, благодарили, надевал, извинилась.
Продавал, восхищались, боялась, помещаешь, подружиться, привыкают, поступило.
Поздравляем, посоветовалась, научится, полюбовалась, навещал, облюбовали, увлекается.
Знакомил, занимается, ехали, защитит, изучат, пьёшь, платим.
Сидят, уважал, забываю, приветствуем, обращаются, запомнила, приведут.
На доске запись:
1 группа – 7, ошибок – 0
И.т.д.
Третий тур:
В королевстве Глагол случился переполох. Его Величество никак не может найти клад, в котором он оставил завещание. Ему надо в этом помочь.
Наши группы отправятся в обсерваторию. Что это такое?
Словарная работа с привлечением Интернет:
Обсерватория (позднелат. observatorium, от лат. observo — наблюдаю), учреждения, производящие астрономические и геофизические (магнитные, гидрометеорологические, сейсмические и др.) наблюдения и исследования. Первоначально О. возникли как пункты наблюдений, в дальнейшем, как правило, превращались в научно-исследовательские учреждения. (БСЭ. slovari.yandex.ru)
Слово учителя:
Тяжела дорога к кладу,
Да со звёздами нет ладу:
Перепутались местами
Разберитесь с ними сами.
Задание:
Перед вами два созвездия. В каждом из них должно быть по пять звёзд. Наши звёзды – это слова. Разберите их по созвездиям и дайте этим двум созвездиям названия.
Здороваться, говорить, достигать, видеть, любить, переписать, положить, гнать, брить, награждать.
Ответ: название созвездий: первое спряжение и второе спряжение
I - Здороваться, достигать, переписать, брить, награждать.
II – Говорить, видеть, любить, положить, гнать.
За выполнение этого задания правильно команда получат ключик
О
бъясните
ребятам, как вам удалось так быстро
разобраться в звёздах.
Четвёртый тур:
В старом доме непорядок:
Всё свалилось сверху вниз.
Чтоб порядок навести,
Надо полочки найти.
Нам, конечно, надо знать,
Как глаголы проспрягать.
Спрягаем глаголы уборки: подметать, убирать, мыть, протирать. Дайте названия вашим полочкам, на которые вы раскладывали глаголы. (Лицо, число)
П
ятый
тур:
Чтобы к кладу вам пройти,
Надо в гору заползти.
Будем вверх мы подниматься,
И с ветрами там сражаться.
Вам нужно подняться на вершину скалы. Но вам мешают три злых ветра. Разделите эти слова на три группы. Дайте название каждому ветру, нарисуйте карту ветров, и они успокоятся. Предупреждение здесь есть лишние слова, их нужно отбросить.
Глаголы: начинаться, поговоришь, любуется, наклоняться, прочитаешь, встаньте, подниматься, толкаешь, нагнись, поставьте, улыбается.
Ответ: ( 3 причины, по которым пишется Ь в глаголах)
-Начальная форма глагола
- Глаголы 2 лица, единственного числа на -ешь
- глаголы повелительного наклонения
Лишние слова: любуется, улыбается ( в них Ь не пишется)
З
а
правильное выполнение задания группа
получает ключик
Шестой тур:
Перед вами водопад.
Путешественник не рад?
Чтобы речку перейти,
Надо корень вам найти.
И на Е перемени,
В вид глагола загляни.
Натирать (несов. в) – натёр (сов. в.), запирать – запер, набирать - наберу, умирать – умер, перестилать – перестелил.
*
Как зовут хозяйку этого водопада? (Ир-а)
Седьмой тур.
Вот попали вы в пещеру.
Полумрак и сырость там.
Что-то вижу на скале.
Живопись понятна мне.
Вы рисунки разберите,
К ним глаголы подберите.
Ребята составляют слова по заданным схемам
В
осьмой
тур.
Наскальная живопись(читаем):
Появляется Глагол:
-Тяжела была дорога
К королевству моему.
Путь не долго ж вы искали:
На синонимах скакали,
Одолели водопад.
Я остался этим рад.
На скале в пещере Ламы
Разобрали пиктограммы.
Злые ветры вам мешали,
Вы их смело укрощали.
Но осталась ещё боль –
Синтаксическая роль.
Предложенья разберите,
Все глаголы подчеркните.
Задание: определить синтаксическую роль глаголов
Жить – Родине служить. Учиться – всегда пригодиться. (Пословицы)
И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесём, и внукам дадим, и от плена спасём. ( А. Ахматова)
Оставьте в пещере на скале свою пиктограмму – схему третьего предложения.
Раскрывается пещера и из неё выходит Глагол.
Глагол:
В час весёлого ученья
Отправляйтесь вы в ущелье.
В полумраке на столбах
Там сундук скрывает клад.
Но ларец закрыт с секретом,
Коль споткнётесь вы на этом,
Не получите сей клад,
И глагол не будет рад.
Секрет замка – устойчивые выражения.
Дана нам только первая их часть, глаголы надо подобрать.
Сломя голову….. (бежать)
Спустя рукава…. (работать)
Палки в колёса ….. (ставить)
голову на отсечение…. (давать)
дальше своего носа…. (не видеть)
зубы на полку…. (класть)
воздушные замки …. (строить)
Подводятся итоги конкурса. Группе, набравшей большее число ключиков, Глагол доверят право открыть сундук с завещанием.
Страшный звук и лязг вокруг –
Открывается сундук.
Что за диво там? Заданье:
Знать глагола завещанье.
(Завещание глагола – опорная схема по данной части речи.)
Ученики рассказывают о глаголе по схеме.
Заключительное слово учителя:
Путешествовать устали?
Клад глагола отыскали.
Гляньте: полон сундучок.
Получите «пятачок». (Ребята получают призы – шоколадные пятачки)
Всем домашнее заданье:
Знать глагола завещанье (Повторить опорную схему «Глагол»)
Приложение 1. Карта путешественников.
Источники информации:
Карта путешествия. Раздаточный материал из пособия «Русский язык в картинках» для студентов-иностранцев. Изд.: Минск, Университетское .1990 г
Л. И. Строк. Опорные конспекты по русскому языку 5-9 классы (2 издание) Изд.: Минск, Университетское 1996 г
БСЭ. slovari.yandex.ru
Ключик. Программа СоrelDRAW9
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ратайко Ирина Ивановна
→ IriR 03.12.2011 0 13062 2241 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.