Конспект урока и презентация по теме "Великий сказочник Г.Х. Андерсен. Сказка "Снежная королева@
План-конспект открытого урока по сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева».
Урок 1.
Тема урока:
«Великий сказочник Г.Х.Андерсен. Сказка «Снежная королева».
Мир прекрасен! Радуйтесь жизни! Будьте оптимистами!
Боритесь за человека, сердце которого покрыто льдом!
Будьте терпеливы в достижении цели! Не жалейте времени
и сил, чтобы воспитать в себе человечность, отзывчивость
и доброту!
Г.Х.Андерсен.
Цель урока: познакомить детей с датским сказочником Г.Х.Андерсеном и первыми сказками «Снежной королевы», на основе прочитанного учить выделять черты характера героев, анализировать их поступки , развивать устную речь учащихся.
Метод: беседа, комментированное чтение отрывков, инсценирование эпизодов, рассказ учителя, различные виды пересказа (художественный, пересказ с изменением лица).
Наглядные пособия: презентация к уроку, пейзажи (лето и осень); муз. записи звуков природы.
К уроку ученики получают индивидуальные задания:
Пересказ эпизода«Снежная королева увозит Кая»
от лица Снежной королевы, Кая .
План урока.
1. Рассказ учителя о жизни Г.Х.Андерсена с использованием воспоминаний сказочника о своем детстве.
2. Комментированное чтение «Сказки первой».
Индивидуальное задание: художественный пересказ сказки.
3. Беседа по содержанию «Сказки второй». Выборочное чтение, инсценирование эпизодов.
4. Комментированное чтение «Сказки третьей».
5. Домашнее задание.
Ход урока.
I.Вводное слово учителя о Г.Х.Андерсене.
«В цветущей Дании, где свет увидел я, Берет мой мир свое начало,»- писал Г.Х.Андерсен .
Дания- прекрасная страна, подарившая миру великого сказочника. Рассмотрим портреты писателя, прочитаем строки его воспоминаний о детстве (Смотри автобиографию сказочника)
Слайды 1,2.
«Мир прекрасен! Радуйтесь жизни! Будьте оптимистами! Боритесь за человека, сердце которого покрыто льдом! Будьте терпеливы в достижении цели! Не жалейте времени и сил, чтобы воспитать в себе человечность, отзывчивость и доброту!» -утверждал Г.Х.Андерсен.
«Я обязан своим положением только самому себе», -говорил мудрый сказочник, оглядываясь на пройденный путь. Пятьдесят лет писал Андерсен сказки для детей (Андерсен-автор 170 сказок). Одной из самых поэтичных и красивых явилась сказка «Снежная королева».
На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с первыми сказками «Снежной королевы», с ее героями.
II. Комментированное чтение «Сказки первой».
Слайд 3.
Запись в тетради : « Г.Х. Андерсен. «Снежная королева».
Обратите внимание на начало сказки, то, как Андерсен приглашает читателя войти в сказочный мир. (См. «Ну, начнем! Вот…)
-Как звучит голос автора? ( доверительные интонации, неравнодушный, восторгается, любуется, тревожится, беспокоится).
Беседа после прочтения сказки.
«Жил-был тролль…» -так начинается сказка Андерсена.
Слайды 4,5.
Дания, скандинавская страна, расположенная на севере, в сознании народа бытовали представления о мифических существах, населявших леса, горы и реки. Таков тролль.
-Каким вы представляете тролля?
В сказке «Лесной холм» Андерсен пишет о тролле: «Старый тролль был в короне из ледяных сосулек и полированных лесных шишек, в медвежьей шубе и меховых сапогах» (См. изображение тролля на слайдах)
-Какие слова передают отношение Андерсена к троллю?
-Какие свойства имело волшебное зеркало?
-Почему осколки «наделали несравненно больше вреда, чем само зеркало»?
-Перескажите «Сказку первую», включив в пересказ действия тролля, его учеников, рассказ о свойствах зеркала.
-Как связана «История первая» с событиями, рассказанными в других главах?
III. Работа над «Сказкой второй».
1.«Как жили и дружили Герда и Кай».
Слайд 7.
-Кто являются героями второй сказки?
-Расскажите о жизни Герды и Кая , их садике. Как жили обе семьи?
-Для чего две семьи устроили «сад» в деревянных ящиках? Что это был за сад?
-Какими были отношения между детьми?
Словарная работа: доверительный, теплый, дружеский, нежный, заботливый, доброжелательный.
«Инсценировка» эпизодов: «Как жили и дружили Герда и Кай», «Осколок волшебного зеркала попадает Каю в глаза».
2. Снежная королева.
-Как начинается рассказ о Снежной королеве? Что рассказала бабушка детям о Снежной королеве?
-Почему бабушка после слов Кая о королеве завела речь о другом?
-Почему и в первый раз Снежная королева пришла к Каю, а не к Герде: ведь осколок еще не попал в его сердце?
-Какой увидел Кай Снежную королеву в первый раз? (Обратите внимание на глаза: «Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда! И, однако, живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира» ).
Слайды 8,9.
-Как изменился Кай после того, как осколок волшебного зеркала попал ему в глаз и сердце? Какими стали забавы мальчика? Что говорит об этом автор ?
Представим, что нужно проинсценировать еще один эпизод: «Снежная королева увозит Кая». Изобразите декорации площади, на которой происходит главное событие, определить цвет красок, которые нужно использовать для декораций.
-Как описывается в сказке второе появление Снежной королевы и ее свиты?
-Какой ее теперь видит Кай? Что сказал Кай, когда Снежная королева его поцеловала?
Слайды10, 11.
Пересказ эпизода от лица Снежной королевы, Кая (Индивидуальное задание)
Обобщающий вопрос.
-Почему именно Кай стал пленником Снежной королевы?
IV. Комментированное чтение «Сказки третьей».
«Что же было с маленькой Гердой после того, как исчез Кай»? –так продолжает свой рассказ автор.
Слайд 12.
-Герда попадает в прекрасный цветник женщины, умевшей колдовать. Каким вы видите это место? Чем вдруг оказалась похожа старуха-волшебница на Снежную королеву?
Слайды 13,14.
-Как автор описывает Герду (3 сказка)?
«А волосы у Герды вились, и кудри золотым сиянием окружали ее милое, приветливое личико, кругленькое и румяное, словно роза» (обращаем внимание на отношение автора к Герде)
«Доброму сердцу чуждо высокомерие», -считал мудрый сказочник. Как вы думаете, можно эти слова отнести к Герде?
Найдите слова, которые особенно ярко характеризуют отважную девочку?
-Какие встречи и какие испытания ждут Герду впереди?
Слайды 15,16.
V. Домашнее задание.
Прочитать сказки 4 и 5, пересказать близко к тексту понравившийся эпизод
VI. Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами познакомились с героями сказки «Снежная королева», Гердой и Каем.
-Какими словами можно охарактеризовать Герду, Кая?
( Герда : самоотверженная, милая, ласковая, заботливая, тревожится за Кая, любит природу, мечтательная. Кай: злой, жесткий, грубый, резкий, эгоистичный )
Герои сказки Г.Х.Андерсена добиваются счастья благодаря мужеству, мудрости, доброте , а не с помощью волшебных сил. Нам всем остается терпеливо учиться у них.
В скандинавском фольклоре встречается образ ледяной девы, повелительницы снегов и метелей, которая уводит в свое царство жениха девушки. Снежная королева в сказке Андерсена уносит в свои владения мальчика Кая. Однако грозную Снежную королеву побеждает маленькая хрупкая девочка Герда, ее доброта и самоотверженность помогают Каю вернуться к людям. В этом мудрость сказки Андерсена.
Использованная литература:
Н.Я. Мещерякова. Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы. М.»просвещение»,1975.
С.Е. Шамаева. Классная и внеклассная работа по зарубежной литературе в 5-8 классах: Кн. для учителя: Из опыта работы/ Под ред. С.В.Тураева.-М.: Просвещение,1989.-128 с.
Е.С.Барова. Уроки литературы в 6-м классе по учебнику-хрестоматии «год после детства». Методические рекомендации для учителя. Под научной редакцией Е.В.т Бунеевой. // Серия «Свободный ум».-М.: «Баллас», 1999.-256 с.
Андерсен Г.Х. Снежная королева.
Сказка в семи историях. Пер. с дат. А.Ганзен.
Худ. Э. Левандовская. Орджоникидзе, «Ир», 1978.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Аллаерова Парвина Мирзоаброровна
→ Парвина 09.12.2011 0 31740 6149 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.