Тема:
«Число. Имя числительное».
Форма урока:
урок – презентация, интегрированный
(частично)
Тип урока: Отработка и совершенствование
знаний, умений и навыков.
Цель:
Формирование умений опознавать
числительные в речи, отличать их от
омонимичных частей речи по значению,
грамматическим признакам и строению;
грамотно писать, соблюдать нормы
произношения.
Развитие умений грамотного употребления
числительных в заданной речевой
ситуации. Развитие мотивации к учению,
внимания, логического мышления.
Воспитание бережного отношения к книге.
Любви к родному языку, творчеству.
Оборудование: ПК (презентация),
таблицы на доске.
Ход урока:
Организационный момент.
Работа со словарными словами:
миллион, миллиард, одиннадцать,
девяносто, двести, четыреста.
Работа на ПК (презентация).
1) Учитель. Начнем урок с последних
новостей. Вас приветствует диктор
школьного телевидения. (слайд №1).
Здравствуйте, уважаемые учащиеся 6Д
класса! В эфире рубрика «ЭТО ИНТЕРЕСНО!».
Учителями математики подсчитано, что
за 6 лет обучения, вами, уважаемые
учащиеся, получено более 1000
000 отметок; нам, учителям, подарено
около
1000 000 000 улыбок.
Курс 6 класса составляет около 200
уроков русского языка и около 400
уроков русского языка и математики.
Всем известно (это неоспоримый факт),
что обучение в школе составляет 11
лет. Ну и, наконец, самое приятное:
подсчитано, что долгожданные летние
каникулы длятся более 90
дней.
2) Ребята, обратите внимание
на факты! Сколько примерно было вами
получено хороших отметок «4» и «5»?
Сколько нам, учителям, подарено улыбок?
3) Какая часть речи нам помогла
узнать много интересного? (имя
числительное).
4) Тема урока: «Число. Имя
числительное». Что вы думаете по поводу
формулировки темы урока? Какие цели
будем преследовать? (Число – категория
математическая; имя числительное –
лингвистическая, языковая => на уроке
будет прослеживаться связь математики
и русского языка).
Учитель. У нас необычна формулировка
темы, необычен урок и по форме, попытаемся
проследить тесную связь математики и
русского языка, такой урок называется
интегрированный.
5) Можем ли мы назвать числа
на слайде именами числительными? (нет)
6) Что же нужно, чтобы числа
стали именами числительными? (записать
словами или употребить в речи)
7) Почему именно эти числительные
встретились в новостях? (словарные
слова)
8) Запишите в тетрадь, сверьте
правильность на слайде.(самопроверка)
III. Повторение
В новостях встретилось числительное
90. Что вы можете сказать
об особенностях склонения этого
числительного? (2 формы)
Какие числительные подчиняются этому
правилу? (40,100) (демонстрация
таблицы на слайде «Особенности склонения
числительных 40,90,100, учащиеся
делают вывод с помощью таблицы)
Встретились числительные 200,
400. Какова особенность их склонения?
(С помощью таблицы учащиеся делают
вывод).
Задание:
– Проверим ваши практические умения.
Раскройте скобки, согласуя имена
числительные с существительными. (Работа
по вариантам. Взаимопроверка, выставление
оценок по критериям на слайде, в это
время учитель проверяет тетради у 2
учащихся, ставит оценки).
Раскройте скобки.
1вариант. Из (545) килограммов
макулатуры можно получить около (375)
килограммов новой бумаги и изготовить
около (12000) ученических тетрадей.
2 вариант. Первой женщиной, побывавшей
в космосе, была Валентина Терешкова. Её
корабль приземлился через (2) суток
(22)часа (50) минут после старта. Во время
полёта она совершила более (48) полных
оборотов вокруг Земли.
4.Как мы находим имена числительные
в речи?
а) по вопросам
б) по значению
в) им. числительное = число
Но есть такие случаи, когда корень со
значением числа входит в состав других
частей речи. Как быть? Как отличить
числительные от омонимичных частей
речи?
Задание: Из всех слов на слайде
выберите только имена числительные и
запишите в тетрадь. (Фронтальная проверка,
аргументированные ответы).
Выберите имена числительные
Двойка
Тысяча девятьсот восемьдесят седьмой
Трехэтажный
Два
Семь шестых
Утроить
Около полутора минут
Пять
Полтораста километров
Семидневный
5.Мы не задумываемся о том, что
им.числительные употребляем в речи
всегда и везде, постоянно, каждый день.
Получается, эта замечательная часть
речи очень нужна в нашей жизни. Ребята,
скажите, на каких учебных предметах мы
часто сталкиваемся с этой частью речи?
(на всех)
Вы когда – нибудь встречали математические
задачи в художественной литературе, в
рассказах? (нет)
6. Оказывается, есть такой случай
необычного употребления математической
задачи в художественном произведении.
В повести А.Н. Толстого «Детство Никиты».
- Ребята, закройте глаза и представьте
все, о чем я сейчас прочитаю. (Можете
сесть как вам удобно, расслабьтесь).
Купец продал 10 аршин синего сукна
по 3руб. 64 копейки за аршин и 10 аршин
черного сукна по 2 руб.36 копеек. Сколько
денег получил купец? – прочитал Никита.
И сейчас же, как всегда, представился
ему этот купец из задачника. Он был в
длинном и пыльном сюртуке, с желтым
унылым лицом, весь скучный и плоский,
высохший. Лавочка его была темная, как
щель; на пыльной плоской полке лежали
два куска сукна; купец протягивал к ним
тощие руки, снимал куски с полки и глядел
тусклыми глазами на Никиту.
Посмотрите, ребята, на слайд, а вы так
представляли купца?
У Никиты было очень богатое воображение,
возможно, это уводило его в сторону, он
не мог решить задачу. Сколько мучений
ему принесла математика. Ребята,
поможем Никите решить задачу.
– Все ли слова вам понятны? (аршин
– старая русская мера длины = 71см.)
– Какая запись поможет решить
задачу? (краткое условие задачи)
(Я не математик, сегодня у нас присутствует
консультант, замечательный математик
Искандарова Л.А. В случае затруднения
будем обращаться к ней.)
Решите и правильно прокомментируйте
задачу.
10 аршин – 3руб. 64коп.
10 аршин – 2руб. 36коп.
8. Ребята, мы решили математическую
задачу, которую встретили в повести. К
сожалению, уравнения, примеры в
художественной литературе я не встречала,
а вы?
Но с уравнениями вы часто сталкиваетесь
на уроках математики, где должны не
только правильно решать, но грамотно
употреблять числительные в речи.
На слайде уравнение уже решено и рядом
дан комментарий употребления числительных
в речи. Нет ли ошибок? Что мы должны
помнить о буквах латинского алфавита?
X
+ 25 =50
85 – Z
= 36
Сумма
икс
и
двадцать пять
равно
пятьдесят. Y
+ 12 =100
Икс
равно
Двадцать
пять.
x, y,
z – м.р.
другие
латинские буквы – ср. р.
9. На слайде есть числительное 100, в
его составе 3 цифры, а из скольких слов
оно состоит? (из 1) игра «Пальчики».
IY. Задание на развитие
творческого мышления.
Вам, наверное, понравилось работать с
задачей из повести, решать уравнения
на уроке русского языка. А сейчас сами
попробуйте погрузиться в чудесный,
волшебный мир чисел. Чтобы осуществить
наш замысел, перенесемся в студию
звукозаписи и попробуем озвучить диалог
героев из мультфильма «Корпорация
монстров», используя имена числительные.
(Работа в группах по трое).
Итоги урока.
Дома: 1) упр.467
2) Закончить творческое задание
3) Сочинить сказку с использованием
имен числительных
4) Придумать несколько заданий
для контрольной или проверочной работы
по теме «Имя числительное».
Список литературы
Богданова, Г.А.
Уроки русского языка в 6 классе.
/Г.А.Богданова// Имя числительное как
часть речи. – Москва: Просвещение, 2001.
– с.175
Гостеева, Ю.Н.
Интегрированный урок на тему «Число.
Имя числительное» / Ю.Н.Гостеева// Русский
язык в школе. – 1993. - №3.- с.128
Розенталь, Д.Э.
Русский язык: пособие для поступающих
/ Д.Э.Розенталь// Числительные
количественные, порядковые, дробные.
– Москва: Просвещение, 2003. – с.298
Сухова, Л.С. Русский
язык. Готовимся к экзамену. / Л.С.Сухова//
Морфология: Омск, 2005. – с.178