Урок русского языка по теме "Сложные предложения с разными видами связи"
Проценко В.А., учитель русского языка
и литературы МОУ Подгоренской СОШ №1
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ
«СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ»
( обобщающий урок русского языка в 9 классе, разработанный по модульной технологии)
Цели урока:
Закрепить знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений.
Закрепить навыки построения линейных схем предложений с различными видами связи.
Отработать пунктуационные навыки по теме, развивать пунктуационную зоркость.
Продолжить работу по развитию монологической речи учащихся.
УЭ-0. Содержание и задачи урока-модуля. (1-2 мин.)
Программа для учащихся.
После изучения темы вы будете знать:
- классификацию видов сложных предложений с различными видами связи;
- правила расстановки знаков препинания в сложных предложениях с различными вида связи.
В результате усвоения темы вы будете уметь:
- применять на практике изученные пунктуационные правила;
- строить линейные схемы сложных предложений с разными видами связи;
- иллюстрировать теоретические положения своими примерами.
УЭ-1. Работа с текстом. (10 мин.)
Работа в группах по вариантам.
Цель: Закрепление знаний о сложных предложениях с разными видами связи, повторение признаков публицистического стиля, анализ лексики.
Китаец кинул японцев.
Ну, не любят в Китае японцев, что поделаешь! Китайские фанаты отчаянно освистывали гостей из страны восходящего солнца на протяжении всего их матча с Таиландом на Кубке Азии – не помогло: подопечные знаменитого бразильца Зико победили со счетом 4:1 и вышли в четвертьфинал. Во время игры китайцы забрасывали сектора с японскими болельщиками петардами, а после матча окружили автобус сборной Японии. Напуганный водитель (тоже, понятно, китаец), несмотря на протесты Зико, рванул с места, так и не дождавшись двух игроков. За брошенными во враждебном окружении Сунсуке Накамурой и Ясухито Эндо пришлось высылать отдельную машину. А японская федерация направила организатором турнира официальный протест.
Примечание: текст заранее распечатан по количеству учащихся.
Задания.
1 группа анализирует лексику.
2 группа анализирует строение предложений.
3 группа анализирует стиль.
(На подготовку ответов отводится 4-5 минут, затем заслушиваются сообщения представителей каждой группы).
УЭ-2. Закрепление навыка расстановки знаков препинания в предложениях с сочинительной и подчинительной связью. Устная работа в парах и индивидуальная работа. (7 мин.)
Цель. Повторить правила постановки знаков препинания знаков препинания в сложных случаях.
А. Устная работа в парах.
Расскажите своему партнеру правила постановки знаков препинания в сложных предложениях при стечении сочинительных и подчинительных союзов. В случае затруднения см. стр.86 учебника.
Б. Устная работа в парах.
Сравните предложения. Объясните партнеру правила постановки знаков препинания.
Мы его не понимали, 1. Мы его не понимали,
но, когда он взвел курок но когда он взвел курок
и насыпал на полку пороха, и насыпал на полку пороха, то
многие, невольно вскрикнув, многие, невольно вскрикнув,
схватили его за руки. схватили его за руки.
(М. Лермонтов)
Женщина все говорила
и говорила о своих несчастьях,
и, хотя слова ее были привычными,
у Сабурова от них вдруг защемило сердце.
Женщина все говорила
и говорила о своих несчастьях,
и хотя слова ее были привычными, но
у Сабурова от них вдруг защемило сердце.
(К. Симонов)
Проверьте себя по учебнику (с. 86)
В. Индивидуальная работа по вариантам с взаимопроверкой по ключу.
Составьте линейные схемы этих предложений по вариантам. Проверьте работы друг друга по ключу.
УЭ-3. Закрепление навыка синтаксического разбора предложения.
(5-7 мин. Общеклассная работа.)
Запишите в тетради предложение, произведите его синтаксический разбор.
Уже все было готово к нашему отлету упаковано снаряжение продукты инструменты личные вещи но ледяной аэродром не реке где нас с Василием Николаевичем должны были высадить затопила наледь и теперь там невозможно было посадить самолет.
Алгоритм работы.
Прочитайте предложение с правильной интонацией.
Простое или сложное (если сложное, назвать простые в нем).
Союзное или бессоюзное.
Если союзное, то сложносочиненное или сложноподчиненное.
Простые предложения в составе сложного (выделить грамматические основы в простых предложениях).
Если сложносочиненное, то назвать смысловые отношения между простыми. Указать средства связи между простыми предложениями. Если сложноподчиненное, то назвать главное и придаточное, указать средства связи между простыми предложениями и вид придаточного. Если бессоюзное, то определить смысловые отношения между простыми. Если предложение с разными видами связи, то выделить смысловые части. Каждую часть разбить как соответствующее простое или сложное предложение.
Составьте схему предложения.
Проверьте свою работу по ключу.
УЭ-4. Работа по развитию речи. (7мин.)
Уровень 1.
Цель. Уметь совершенствовать написанное.
Перестройте текст, преобразовав простые предложения в сложные синтаксические конструкции.
(Индивидуальная работа, выполняется в тетради. Работы зачитываются, рецензируются одноклассниками).
Наступила дружная весна. Теплое солнце согрело мерзлую землю. В лесу по ложбинке побежал веселый ручей. На пути он заметил под корнями белоствольной березы норку. Здесь с осени спал колючий ежик. Неугомонный ручей забрался в норку и разбудил зверька. Ежик выбрался из своего зимнего убежища, лег на спинку и подставил ласковому солнцу брюшко. (По Г. Скребницкому).
Примечание: текст распечатан по количеству учащихся.
Уровень 2.
Цель. Совершенствовать умение писать сочинение на заданную тему.
Напишите сочинение – миниатюру на тему «Весенний ручеёк», используя сложные синтаксические конструкции.
УЭ-5. Подведение итогов урока. (2 мин.)
УЭ-6. Срез знаний. Тест (10 мин.)
1. В каком случае представлено сложное предложение с разными видами связи?
1) Солнце как будто запоздало в это утро и, когда оно заглянуло из-за домов и церквей, застало всех в страшной суматохе.
2) Как ни велика сила Базарова, она только свидетельствует о величии силы, его породившей и питающей.
3) Громадная фигура, сидевшая за столом спиной к нему, повернулась, и на Павку глянули из-за густых черных бровей суровые глаза брата.
4) В доме Шуминых только что закончилась служба, которую заказывала бабушка, и теперь Наде было видно, как в зале накрывали на стол.
2. В каком случае представлено сложное предложение с paзными видами связи?
1) Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.
2) Когда видишь перед собой остатки величественной красоты, которая была в таком обилии сосредоточена в Акрополе, воочию убеждаешься, как противостояли друг другу искусство и опустошительные войны.
3) Андерсен собирал зерна поэзии с крестьянских полей, согревал их у своего сердца , сеял в низких хижинах, и из этих семян вырастали и расцветали невиданные и великолепные цветы поэзии, радовавшие сердца бедняков.
4) Жизнь есть постоянный труд, и только тот понимает ее вполне по-человечески, кто смотрит на нее с этой точки зрения.
Примечание:
УЭ – учебный элемент
Ключи:
УЭ - 2
(когда…), [ ]
(когда…), то [ ]
(хотя…), [ ]
(хотя…), но [ ]
2. [ ], и , . [ ], и .
УЭ -6
4
4
Источники:
http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovskaia_Rus_EGE_B/4.html
http://www.traktat.com/language/book/punkt/znak_05/razn_vid.php
http://www.gramota.ru/class/coach/punct/45_188
http://www.evartist.narod.ru/text1/49.htm
http://www.klassika.ru/read.html?proza/lermontov/geroi.txt&page=26
На странице приведен фрагмент.
Автор: Проценко Валентина Александровна
→ бонита0187 28.12.2011 2 13013 2549 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.