Урок русского языка "Исследование одного слова" (повторение изученного по темам «Лексикология», «Лексикография»); 2 курс


Министерство образования и науки РФ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБОУ СПО «Суражский педагогический колледж им. А.С.Пушкина»






Конспект урока русского языка


Тема: УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ОДНОГО СЛОВА (повторение изученного по темам «Лексикология», «Лексикография».).


II курс













ПОДГОТОВЛЕН И ПРОВЕДЕН

ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

РОМАНЕНКО ИРИНОЙ СЕРГЕЕВНОЙ







СУРАЖ


УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ОДНОГО СЛОВА.


Тема: повторение изученного по темам «Лексикология», «Лексикография». Цели:

- обобщить и систематизировать знания по изученным темам,

  • прививать навыки исследовательской работы,

  • развивать умение пользоваться словарями и дополнительной справочной литературой,

  • расширять лингвистический кругозор студентов, формировать профессиональные качества личности,

- воспитывать эстетическое отношение к слову как основной единице языка.

Литература: Даль В.Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 1: А-3.-М.:Терра, 1995.

Ожегов С. И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1995.

Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. Пособие для учащихся. М., «Просвещение», 1978.

ХОД УРОКА

Слова бывают разные,

Слова бывают всякие,

Слова бывают ясные,

Твёрдые и мягкие,

Слова бывают смелые,

Упрямые, суровые,

Но непременно дело

Стоит за каждым словом.

С. Баруздинн

1. Подготовка к восприятию темы урока в ходе беседы

  • Есть ли у вас любимое слово? Назовите его.

  • А любимая книга? Певец? Песня? Цвет?

- Оказывается, всё в окружающем нас мире делится на любимое и не любимое. Всё, кроме слов. Мы об этом не задумываемся, потому что
воспринимаем слова как нечто естественное и вечное, привычное до такой
степени, что мы не задумываемся над ними. Возможно, мы безразличны к
словам ещё и потому, что мы ничего или почти ничего не знаем о
сложных взаимоотношениях в мире слов. Сегодня мы на уроке поближе
познакомимся с одним словом, которое для всех людей является очень
важным. Это слово...впрочем, какое это слово, я скажу позже.

-Но вначале вспомним основную терминологию по теме урока.


2.Опрос.

- Что такое лексика?

  • Дайте определение лексикологии.

  • Что такое полисемия?

  • Какие виды лексических значений слова вы можете назвать?

  • От чего зависит понимание значения слова в речи?

  • На каком виде переноса значений основана метафора? Приведите
    примеры.

  • На каком виде переноса значений основана метонимия? Приведите
    примеры.

- Какие виды системных отношений существуют в лексике?


3. Работа над семантикой слова.

  • Отгадайте загадку: что быстрее мысли? (время)

  • Итак, говорить мы будем о слове - время.

  • Как вы понимаете значение этого слова? (ответы студентов)

  • Давайте зачитаем словарную статью из « Словаря русского языка» С.И.
    Ожегова и узнаем, как в словаре трактуется значение этого слова, и
    сопоставим с данными словаря В.Даля( на столах словари или распечатки словарных статей, можно использовать компьютер):

Ожегов С.И и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.

ВРЕМЯ: 1) Одна из форм существования бесконечно развивающейся материи - последовательная смена её явлений и состояний. Вне времени и пространства нет движения материи.

2) Продолжительность, длительность чего - н., измеряемая секундами, минутами, часами. Сколько времени?

3) Промежуток той или иной длительности, в который совершается что-н., последовательная смена часов, дней, лет. Хорошо провести время.

4) Определённый момент, в который происходит что-либо. В любое время дня.

5) (мн. в одном знач. с ед.) Период, эпоха. Во время Петра 1.

6) Пора дня, года. Вечернее время.

7) Подходящий, удобный срок, благоприятный момент. Самое время обедать.

8)Период или момент не занятый чем-н., свободный от чего-н. Нет времени на прогулки.

9) В грамматике: категория глагола, специальными формами относящая действие в план настоящего, прошедшего или будущего. Глагол настоящего времени.

10) времён кого-чего, в знач. предлога с род. п. В период, в момент существования кого-чего-н.( о ком-чём-н. бывшем в отдалённом прошлом). Писатели времён классицизма.


Владимир Даль. Толковый словарь.

Время ср. длительность бытия; пространство в бытии; последовательность существования; продолжение случаев, событий; дни за днями и века за веками; последовательное течение суток за сутками. Время летит. Время года, весна, лето, осень, зима. Время дня, утро, полдень, вечер, полночь.// Пора, година, срок, спопутный или противный чему - нибудь случай. Не вовремя гость, хуже татарина.// Погода, состояние воздуха. Каково время? Ясно, дождь, снег.// Счастье, земное благоденствие, благосостояние. Время красит, а безвременье старит.// Грам. изменение глагола, для обозначения действия или состояния настоящего, прошедшего или будущего.

Временить, мешкать, медлить, отлагать, откладывать дело, отсрочивать, оттягивать, тянуть время; выжидать, поджидать.// Арх. марить, быть мареву; изменять вид свой издали, являться зрителю в обманчивом виде, от времени, погоды, преломления лучей. На море временит.

Временной, преходящий, кратковременный, сделанный на время Временитель, -ница, мешкатель, медлитель, человек нерешительный. Временник, хронограф, летопись, описание минувших событий.

Времемер, снаряд для измерения времени, часы солнечные, песочные, колёсные.


- Какой вывод мы можем сделать, познакомившись со значениями слова?
(оно многозначное).

-Что ещё можно сказать о значениях этого слова? (некоторые значения вышли из употребления, т.е. устарели).

- Конкретное значение слова, как мы знаем, проявляется в контексте,
давайте определим, в каких значениях употреблено слово время в
следующих отрывках:


1. Хвалю того, кто соблюдает время

И весь свой век по времени живёт.

Перегорит и он страстями всеми,

Переберёт и он весь мир забот.

Б.Пастернак

2. « Время проходит!» привыкли вы говорить, вследствие установившегося неверного понятия. Время вечно: проходите вы!

М.Сафир

3. Берегите время: это - ткань, из которой сделана жизнь.

С.Ричардсон

4. И так прозрачна огней бесконечность,

И так доступна вся бездна эфира,

Что прямо смотрю я из времени в вечность

И пламя твоё узнаю, солнце мира.

А.Фет

5. Всякому овощу своё время.

6. Время довольно длинно для тех, кто им пользуется; кто трудится и кто мыслит, тот расширяет его пределы.

Вольтер


7. Время и деньги - самое тяжкое бремя в жизни, поэтому самые несчастные из смертных - это те, у кого и того, и другого в избытке...

Сэмюэл Джонсон

8. Я выбрал имя не спроста –

Оно из Пушкинских времён,

Из грустной музыки, с холста

И с чудодейственных икон...

А.Дементьев


- Составьте свои примеры на недостающие значения слова и объясните, в каком значении вы употребили слово время в своих предложениях или словосочетаниях.

4. Выяснение этимологии слова.

- Мы знаем, что слова имеют свою историю рождения и жизни.
Сопоставьте данные двух этимологических словарей о происхождении
слова время. Сделайте вывод.


К.М. Шанский, В. В. Иванов, Т.В. Шанская. Краткий этимологический словарь русского языка

Время. Заимств. из ст.-сл. яз. Исконно русск. веремя утрачено. Образовано с помощью суф. -мен (> мя) от той же основы, что и вертеть в * vertmen произошло упрощение групп согласных и выпало t, er между согласными в ст.- ел. дало рѣ, изменившееся потом в др.- русск. в ре, ен давшее в др. русск. а. Первоначальное значение сущ. время - « нечто вращающееся».

Макс Фасмер. Этимологический словарь русского языка

Время, заимств. из цслав. вместо *веремя, ср. укр. вереме « вёдро, погода», блр. вереме, др.-русск. веремя, ст.-слав. врѣ мѧ, бол г. време, сербохорв. Вриjеме, словен. Verve// Родственно др.-инд. Varta ср. р. «колея, рытвина, дорога, желоб», сюда же вертеть.


5. Исследование ассоциативно - деривационных отношений (подбор однокоренных слов)

- Подберите однокоренные слова к существительному время, Объясните значение полученных слов, исходя из значения производящей основы.

- Мы видим, что значения однокоренных слов (при всех их различиях) в
чём-то сходны. Обратитесь к словообразовательному словарю. Какие ещё
слова можно образовать? (Приложение)

- Просмотрите ещё раз данные словаря В.Даля. Какие из производных слов уже не употребляются в современном языке? (Временить, временчивый, временитель, временник, времемер).

- Почему? Как называются такие слова? (историзмы и архаизмы).


6. Установление синтагматических отношений слова.

- Мы уже говорили о том, что каждое слово в языке не существует
изолированно, оно сочетается с другими словами. Давайте исследуем, с
какими словами сочетается слово время. Составьте словосочетания с этим
словом по данным схемам:

ВРЕМЯ + прилагательное;

ВРЕМЯ + глагол;

ВРЕМЯ + существительное.


- Подводя итог этой работы, делаем вывод, что наиболее продуктивными
являются словосочетания первой группы.

- А возможно ли употребить существительное время с прилагательным
ленивое?

- Послушайте строки из стихотворения Рабиндраната Тагора:

По потолку ленивого времени

Устремляется ум мой в пространство...

- Я задала вам провокационный вопрос, но вы могли бы догадаться, что в
контексте синтагматические возможности слова расширяются - и
невозможное становится возможным.

- Найдите необычные (окказиональные) сочетания в следующих отрывках:

Сверкает жизнь везде, грохочет жизнь повсюду! Бросаюсь в глубь веков, - она горит на дне...

Бегу на высь времён,- она кричит мне: буду!

Она над всем, что есть; она - во всём, во мне!


В.Брюсов

«...Бром начал свой рассказ:

- Пески времени нельзя остановить. Дни и годы текут, текут, хотим мы этого или нет...»

К.Паолини «Эрагон»

Мне каждый вечер зажигают свечи,

И образ твой окуривает дым,-

И не хочу я знать, что время лечит,

Что всё проходит вместе с ним.

В.Высоцкий

Река времён в своём стремленье

Уносит все дела людей...

Г.Р. Державин


- Итак, слова могут избирательно «относиться» друг к другу: дружить и ненавидеть.

- Подберите антонимы и синонимы к слову время.

Время - безвременье.

Время, пора, эпоха, период, срок, сезон, век; эра, дата, година.


- Как вы считаете, могут ли быть синонимами время и любовь, время и жизнь?

В то время я гостила на земле.

Мне дали имя при крещенье - Анна,

Сладчайшее для губ людских и слуха.

А.Ахматова


То пятое время года,

Только его славословь.

Дыши последней свободой,

Оттого что это - любовь.

А.Ахматова

- Вывод: эти слова могут быть контекстуальными синонимами.

- Итак, наше исследование слова время завершается, но само время - вещь
удивительная, могущественная, а когда в него вмешиваются - опасная.


Самуил Маршак


У вечности — ни возраста, ни племени.

Чужда ей боль рождений и смертей.

А у родной сестры ее — у времени —

Бесчисленное множество детей.

Столетья разрешаются от бремени.

Плоды приносят год и день и час.

Пока владеем мы частицей времени,

Пускай оно работает для нас.

Пусть мерит нам стихи стопою четкою,

Работу, пляску, плаванье, полет.

И - долгое оно или короткое -

Пусть вместе с нами что-то создает.

Бегущее мгновенье незаметное

Рождает миру подвиг или стих.

Глядишь - и вечность, старая, бездетная,

Усыновит племянников своих.


7. Итог урока.

- Подводя итог нашему уроку, я предлагаю вам попробовать себя в качестве поэтов и сочинить пятистишие - синквейн.



Синквейн - стихотворение, состоящее из пяти строк и имеющее определённое строение.

1 - я строка - ключевое слово - существительное. 2-я строка - два определения - прилагательные, заключающие в себе существенные признаки.

3-я строка - три глагола, раскрывающих действие (ощущение), производимое явлением, обозначенным ключевым словом.

4-я строка - предложение из 3 - 5 слов, в котором объяснена суть ключевого слова.

5-я строка - метафора (одиночное существительное) к ключевому слову.

Пример: Пословица,

добрая, сердечная,

заботится, настраивает, бережет.

Мир освещает, как солнце.

Добро.


Мама,

добрая, красивая,

заботится, переживает, тревожится.

Самый любимый человек.

Счастье


Время,

вечное, бесконечное,

течёт, летит, мчится.

Оно не прощает безделья.

Жизнь.

- Подводим итог урока: уберите лишние слова, оценивая урок.

Урок,

интересный, полезный, долгий, скучный,

думала, сидела, страдала, сочиняла, мучилась, творила.

Век живи - век учись. Я жду звонка.

Знания. Испытание.

(Оценивание работы студентов) Домашнее задание.

- Найдите и запишите в свои тетради примеры фразеологизмов со словом время. Умейте объяснить их значение.

























Приложение


Полный текст материала Урок русского языка "Исследование одного слова" (повторение изученного по темам «Лексикология», «Лексикография»); 2 курс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Романенко Ирина Сергеевна  Ирина9524
30.12.2011 1 3152 997

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК