Конспект урока литературы по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», 1 курс
Министерство образования и науки РФ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБОУ СПО «Суражский педагогический колледж им. А.С.Пушкина»
Конспект урока литературы по роману
Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Тема урока: Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Боль за человека как основа авторской позиции.
Социальные и философские истоки бунта Раскольникова.
I курс (10 класс)
ПОДГОТОВЛЕН И ПРОВЕДЕН
ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
РОМАНЕНКО ИРИНОЙ СЕРГЕЕВНОЙ
СУРАЖ
Тема урока: Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Боль за человека как основа авторской позиции.
Социальные и
философские истоки
бунта
Раскольникова.
Цели урока: выявить восприятие студентами этого романа; определить авторскую позицию; выделить основные мотивы и причины преступления Раскольникова; подвести учащихся к мысли о том, что насилие в любой форме может привести только к катастрофе, к уничтожению жизни на земле.
Эпиграф урока (запись на доске):
« Что есть чтение, как не разгадывание, толкование, извлечение
тайного, оставшегося за строками, пределами слов...
Чтение - прежде всего сотворчество. Устал от моей вещи,
значит - хорошо читал и — хорошее читал. Усталость читателя не опустошительная, а творческая. Сотворческая».
М.Цветаева
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы с
вами начнем читать одно из самых
спорных
произведений - роман
Ф.М.Достоевского «Преступление и
наказание».
Да-да, именно начнем
читать, хотя я знаю, что многие из вас
уже начали
прочитывать его дома и
некоторые уже прочитали. Но я хочу
показать
вам, научить вас именно
читать,
а не
прочитывать. Ведь как сказала
М.Цветаева:
«Что есть чтение, как не разгадывание,
толкование,
извлечение тайного,
оставшегося за строками пределами
слов... Чтение
— прежде всего
сотворчество. Устал от моей вещи, значит
— хорошо
читал и — хорошее читал.
Усталость читателя не опустошительная,
а
творческая. Сотворческая» (запись
на доске).
Так вот мы с вами постараемся стать соавторами Ф.М.Достоевского и понять, в чем заключена авторская позиция.
II. Подготовка к восприятию.
Добролюбов писал:
«В произведениях г. Достоевского мы
находим одну
общую черту, более или
менее заметную во всем, что он писал:
это боль о
человеке...»
Как в творчестве
любого писателя, поэта можно выделить
главные темы,
проблемы, идеи, так
можно определить и доминирующее
чувство, которое
возникает у читателя
под воздействием его произведений.
Чувством -
доминантой у Достоевского
будет боль. Именно об этом
писал
Добролюбов, и это безошибочно
определяете вы как читатели.
Но ведь боль бывает разной:
боль от социального зла - у Некрасова;
«боль от красоты» - у Фета;
боль за Россию - у Рубцова;
боль из-за любви - у Тургенева.
Отчего же боль возникает у Достоевского? Почему каждая страница заставляет читателя мучиться и страдать? Что за этим стоит? «Бессмысленная жестокость» автора, как утверждает некоторые исследователи? Какая у автора цель: показать, как ничтожен, низок и гадок человек? Или иная, высокая? Прав ли Раскольников, утверждая, что «страдания и боль обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди... должны ощущать на свете великую грусть»?
III. Работа с текстом.
Попробуем ответить на эти вопросы, осмыслив первый сон Раскольникова, «безобразный сон» - одну из самых потрясающих сцен в романе. (Чтение учителя).
Какие чувства вызывает у вас эта сцена?
Какова позиция автора?
Вывод: автор скорбит, чувствует острую, невыносимую боль за каждого человека, за всех людей, за весь мир.
Отблеск этого
чувства есть и в Раскольникове, что
сразу заметил
Мармеладов: «...в лице
вашем я читаю как бы некую скорбь...»
Именно в
этом чувстве ключ к пониманию
Достоевского. Только испытав и
пережив
это чувство, вы сможете
найти верный путь к открытию и
постижению
загадочного и
бездонного мира художественных
произведений
Достоевского.
Следующий вопрос
- это мотивы преступления Раскольникова.
Их мы
можем определить уже при чтении
первых страниц романа.
Задание.
- Найдите в тексте
1 главы ключевое слово, характеризующее
мир, в
котором живет Раскольников,
слово, объясняющее причину неразрешимого, трагического конфликта его с этим миром,
слово, определяющее внутреннее состояние героя, наконец, его мечту.
Записи на доске.
1. Мотивы преступления.
« Безобразный» мир «безобразные» чувства «безобразная» мечта.
В этом словосочетании заключается открытие Достоевского: «двойственность души», т.е. описание процесса внутренней борьбы человека. Причем Достоевский осознавал это так: «Серьезнее этой идеи я никогда ничего не проводил».
- Обратим внимание
на это словосочетание. В слове
«безобразная»
звучат
два «голоса»: чувство и ум. В
слове «мечта»:
к расота и безобразие
стремление к добру; стремление к власти.
Рождается желание стать Наполеоном:
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех - нулями,
А единицами - себя;
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно,
А.С.Пушкин.
- Какие же причины
преступления вытекают из мотивов? Их
мы тоже
найдем на первых страницах
романа.
Задание.
Прочтите 2 абзац 1-й главы. Какая фраза имеет здесь особое значение?
Какие чувства испытывает Раскольников?
голос совести («болезненное и трусливое ощущение»);
голос гордости («которого он стыдился»).
В ыявляется противоречие: Совесть гордыня
«безобразная мечта»
Вывод: Таким образом, в этой фразе обнаруживается один из главных конфликтов романа: конфликт между умом, сознанием, теорией и чувством, совестью, природой человека. За этой мучительной внутренней борьбой и стоит одна из причин -
1) нравственная.
- Прочтите 3-й абзац.
психологическая
причина: «Он до того углубился в себя
и уединился
от всех...»
социальная: «Он был задавлен бедностью».
Но есть еще одна причина - высшая, философская, скрытая в словосочетании «безобразная мечта».
4) безбожие, безверие.
- Когда мы говорим
об идее, мысли, то нужно иметь в виду,
что это
художественное произведение,
в котором главное место занимает
образ,
слово. У Достоевского
каждое слово взвешено,
обдумано,
многозначительно.
Попытаемся вникнуть в слово Достоевского.
- Сопоставьте две
детали во внешности Раскольникова:
темно-русые волосы
и словосочетание
«немецкий шляпник».
Вывод: идея раскола, который произошел в отдельном человеке: противопоставление русской души и теории, пришедшей с Запада.
IV. Итог урока.
Сегодня мы сделали только первый маленький шаг к познанию творчества Достоевского. Вы поняли, как это познание трудно и мучительно для каждого вдумчивого читателя. Но я надеюсь, что вы пройдете этот путь до конца, а я вам постараюсь в этом помочь.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Романенко ирина Сергеевна
→ Ирина9524 31.12.2011 1 5288 3304 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.