Разработка урока русского языка по теме "Сложноподчиненное предложение. Обособление придаточных предложений" для 11 класса








Мугалимова Адель Рамильевна





Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 124

Октябрьского района городского округа город Уфа

Республики Башкортостан




Учитель русского языка и литературы



























Урок русского языка с компьютерной поддержкой в 11 классе

Тема

Сложноподчиненное предложение.

Обособление придаточных предложений.



Цели:

Обучающая: систематизировать и закрепить знания учащихся о сложноподчиненном предложении, полученные ранее, совершенствовать навыки расстановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении.

Развивающая: активизировать познавательную деятельность учащихся, способствовать развитию логического мышления, навыков работы на ПК.

Воспитательная: способствовать формированию языковой и коммуникативной компетенции.

Оборудование урока: Компьютеры, телевизор, подсоединенный к одному из компьютеров, электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка», Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М., 2000.



Ход урока



1. Обобщение теоретического материала о сложноподчиненном предложении. Учащиеся самостоятельно изучают содержание справочника электронного репетитора-тренажера, посвященное теме урока. (Информация представлена на экране телевизора, подсоединенного к одному из компьютеров).

2. Закрепление материала.

Беседа по изученному разделу:

  • Какое предложение называется сложноподчиненным?

-В чем заключается семантика сложноподчиненного предложения?

-Что такое придаточное предложение? Где оно может находиться в составе сложноподчиненного предложения?

-Назовите все виды придаточных предложений.

-Обратите внимание на то, что цельные по смыслу выражения не являются придаточными предложениями и поэтому не выделяются запятыми. В составе этих цельных выражений пред подчинительным союзом или союзным словом запятая не ставится. Запомните некоторые из них:

  • сделать как следует (как полагается);

  • выполнить как должно (как надо);

  • хватать что подвернется;

  • явиться как ни в чем не бывало;

  • сделать во что бы то ни стало;

  • приходить когда вздумается.

(Учащиеся записывают эти выражения в тетрадь).

3. Практикум.

Учащиеся делятся на четыре группы, три из которых делают задания в тетрадях, а четвертая работает за компьютерами. Выполнив свое задание, учащиеся приступают к заданию следующей группы. Таким образом, учащиеся каждой группы выполняют все четыре задания.

Первая группа.

Перепишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте грамматическую основу каждого предложения. Укажите виды придаточных. (Задание по карточкам).

Вторая группа.

Выполните упражнение № 403 из учебника.

Третья группа.

Выполните упражнение № 406 из учебника. (1-9 предложения).

Четвертая группа.

Откройте вкладку «Сложноподчиненное предложение» электронного репетитора-тренажера. Найдите раздел «Ответьте на вопросы» и откройте его. Выполните задание этого раздела. (При ответе на вопросы учащиеся отмечают мышью правильные варианты ответа. После этого они нажимают на кнопку «Проверить». Правильный ответ на вопрос обозначается зеленым прямоугольником внизу монитора компьютера, а неправильный – красным. Упражнение может быть зачтено только после того, как учащиеся ответят на все вопросы).

1.Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.

    • Мы обедали в столовой, что находилась в глубине парка.

    • Дубов полагал, что звание шахтера самое высокое и почетное.

    • Загрузка прошла до того быстро, что подводы не успевали подвозить зерно.

    • В цистернах, что стояли на станции, был бензин.

  1. Найдите сложноподчиненное предложение, которое соответствует схеме: …указ. сл.+сущ., союз.сл. «где»…

    • Мы ночевали в гостинице, в которой останавливались и раньше.

    • Мы ночевали в той гостинице, где останавливались и раньше.

    • Мы ночевали в той гостинице, в которой останавливались и раньше.

    • Мы ночевали в гостинице, где останавливались и раньше.

    • Мы ночевали в гостинице, которая расположена у вокзала.

  2. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

    • Красные лучи ложились огнистым свинцом на речке там, где она пряталась под нависшие кусты.

    • Большими шагами направился я к дому, где жила Ася.

    • Везде, где солнце светит, товарищи у нас.

    • Вскоре Павел угадал, где он находится.

  3. Найдите предложение, которое соответствует схеме: …так + нареч…., союз «что»…

    • Я так распределил свое время, чтобы успеть и в кино, и на лекцию.

    • Я очень устал, так что не мог идти дальше.

    • Мы так спешили, как будто за нами кто-то гнался.

    • Я так сильно устал, что не мог идти дальше.

  4. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

    • Любое дело можно загубить, если делать его равнодушными руками.

    • Было так тихо, что слышно было падение капель с нависших ветвей.

    • Когда читаешь книги о подвигах, гордишься героями войны.

    • Хотя и были сильные снегопады, поезда ходили точно по графику.

  5. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным сравнительным.

    • Там, куда не проникали солнечные лучи, все утопало в синей предрассветной дымке.

    • Все отскакивает от него, как резиновый мяч отскакивает от стены.

    • Когда затих топот его лошади, я пошла на террасу и опять стала смотреть вслед.

    • Если ты что-нибудь делаешь, делай хорошо.

  6. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным места.

    • Когда управляющий вызвал меня, я замер от страха.

    • С моря дул сильный ветер, так что переходить через реку было опасно.

    • В небольшой комнате, куда я вошел, было довольно темно.

    • Куда река пошла, там и русло будет.

  7. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным следствия.

    • Уместно будет напомнить, что язык создается народом.

    • Каждый, кто прочтет это название, будет удивлен.

    • Всякое мастерство нужно хорошо знать, если хочешь работать.

    • Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти.

  8. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия.

    • Чтобы волосы не падали на лоб, Никита повязал их веткой березы.

    • Боевой порядок должен быть так построен, чтобы он как можно меньше терял от огня.

    • Суворов требовал, чтобы мужество и храбрость солдат были соединены со знанием военного дела.

    • Почти месяц мы потратили для того, чтобы выследить рыжего кота.

  9. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным цели.

    • Левинсон распорядился, чтобы к вечеру собрался для обсуждения морозкинского поступка сельский сход.

    • Я сказал, чтобы они не волновались, и попросил скорее развести огонь.

    • Чтобы совхоз укреплялся и рос, нужно было создать добрый запас хороших кормов.

Далее четвертая группа выполняет упражнение раздела «Задание с комментариями» электронного репетитора-тренажера. Вместо многоточий и знаков подчеркивания учащиеся вставляют пропущенные буквы и знаки препинания.

Задание с комментариями.

Подобно всем великим поэтам ___ Пушкин всегда на ур…не своего читателя ___ он становится величавым ____ мрачным ____ грозным ____ трагичным ____ стих его шумит ____ как море ____ как лес ____ раскачива…мый бурею ____ и в то…же время ясен ____ прозрачен ____ сверка…т полон жаждой насл…ждения и душевных волнений. Муза его _____ не…бледное создание с рас…трое…ыми нервами ____ закута…ое в саван ____ а пылкая женщина _____ сияющ…я здоровьем ____ слишком богатая подли…ыми чу…ствами ____ что…бы искать поддельных ____ и достаточно не…счас…ная ____ что…бы иметь нужду в выдума…ых не…счастьях.

(А. Герцен).

После выполнения упражнения учащиеся нажимают на кнопку «Проверить». Места, в которых были допущены ошибки, выделяются красным цветом.

  1. Подведение итогов. Выставление оценок за выполнение упражнений электронного репетитора-тренажера.

Оценки проставляются рядом с названием упражнения в теме «Сложноподчиненное предложение».

  1. Домашнее задание.

Параграф 81, упражнение 410.



Список использованной литературы



  1. Кузнецов Е.В. Использование новых информационных технологий в учебном процессе. – М., 1998.

  2. Руденко Р.В. Дидактические функции и возможности применения информационно-коммуникационных технологий в образовании. – Томск, 2001.

  3. Стариченко Б.Е. Комплексный подход к использованию информационных технологий в школе. – Екатеринбург, 2005.


















Полный текст материала Разработка урока русского языка по теме "Сложноподчиненное предложение. Обособление придаточных предложений" для 11 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мугалимова Адель Рамильевна  letter
16.12.2011 1 7125 1215

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК