Урок-зачет по теме "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе


Тема: Зачет по теме «Синтаксис и пунктуация»


Цели: проверить знания теоретического материала по теме «Синтаксис и пунктуация»; умения выполнять пунктуационный и синтаксические разборы; сформировать умения и навыки самостоятельной работы.


Оборудование: таблички на столы «Синтаксис», «Пунктуация», «Теория», «Помощь учителя»; карточки с заданиями; электронная презентация.



Ход урока


1.Организация начала урока

2. Электронная презентация

1 слайд – Сегодня мы проводим урок-зачет по теме «Синтаксис и пунктуация»

2 слайд- Цели нашего урока (перечисление)

3 слайд – форма проведения нашего урока – «вертушка». Вы все разделены на 4 группы. За первым столом «Теория» вы будете отвечать на теоретические вопросы, за вторым столом «Пунктуация» - выполнять пунктуационный разбор предложений. За третьим столом «Синтаксис» - выполнять синтаксический разбор предложений. Каждая группа по моей команде переходит по часовой стрелке от одного стола к другому. Таким образом, в течение всего урока вы побываете за всеми столами и вернетесь на первоначальное место, получив 3 оценки. На работу за каждым столом отводится 12 минут. За этими тремя столами вы имеете возможность получить оценки «5», «4» и т. д.

За четвертым столом работает группа детей, которая не будет переходить. Они выполняют задания, используя подсказки, данные в карточке, помощь учителя, ссылки на ту или иную страницу учебника.

4 слайд – За первым, вторым и третьим столом мне помогают дети, успешно прошедшие испытание заранее. Вас будут оценивать помощники учителя (перечисление).

5 слайд - Ребята, вы у меня очень шумные, веселые, энергичные, иногда даже задиристые. Это я знаю по нашей внеклассной жизни. А еще я знаю, что вы можете быть серьезными, дисциплинированными, умеющими быстро ориентироваться в незнакомой обстановке, умеющими работать самостоятельно. Я хочу, чтобы сегодня вы продемонстрировали мне именно эти качества.

6 слайд – Я желаю всем успешно пройти это испытание!

3. Работа за столами (переход от одного стола к другому по часовой стрелке по команде учителя)

4. Итог урока

- Прошу помощников учителя огласить результаты. (Учитель тоже сообщает о результатах работы за столом «Помощь учителя»)

5. Домашнее задание7 слайд.

Вопросы для 1 стола «Теория»


  1. Что изучает синтаксис?

  2. Что изучает пунктуация? Назовите все знаки препинания (10).

  3. Что такое словосочетание. Что не является словосочетанием?

  4. Однородные члены предложения.

  5. Знаки препинания при однородных членах предложения.

  6. Обращение.

  7. Знаки препинания при обращении.

  8. Вводные слова.

  9. Знаки препинания при вводных словах.

  10. Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

  11. Как отличить сложное предложение от простого?

  12. Какие типы сложных предложений вы знаете. Чем они отличаются?



Вариант 1

1. Расставьте, где этого требуют правила, знаки препинания. Объясните их постановку.

  1. Норки хищные и прожорливые зверьки.

  2. В горшках растут пахучие цветы роза цикламен гвоздика герань.

  3. А ты мальчик завтра приходи.

  4. Летом пчелы гудят и собирают с цветков мед.

  5. С неба свет лился прямыми потоками и вершины леса казались выпуклыми.

  6. Это бесспорно интересный рассказ.

  7. Я посмотрела на банку когда выходила из кладовой.

  8. Проводи нас дедушка попросили мы лесника.

__________________________________________________________________________

Вариант 2

Расставьте, где этого требуют правила, знаки препинания. Объясните их постановку.

  1. Можжевельник очень крепкое и сильное деревце.

2 Меня радовало все и воздух и небо и белые облака.

3 Чем вы гости торг ведете?

4 Облака над морем потемнели и с моря подул ветер.

5 Человек и собака оказались в воде.

6 Это к сожалению плохой рассказ.

7 Я не боялся пчел потому что дед научил меня тихо ходить по осеку.

  1. Ешьте ребята яблоки предложил нам лесник.


Вариант 3

Расставьте, где этого требуют правила, знаки препинания. Объясните их постановку.

  1. Каньон глубокое ущелье с отвесными краями.

  2. Перед дверью пещеры растут три молодых дерева липа береза клен.

  3. Берегите ребята птиц!

  4. Я отогнал собаку и отнес ежика.

  5. Перепадали частые дожди и на березовых листьях появилась первая желтизна.

  6. Пропажа возможно найдется.

  7. Берег начинался там где кончалась каменная пыль.

  8. Спасибо дедушка поблагодарили лесника ребята.



Вариант 1

1. Выполните синтаксический разбор предложений.


  1. Летний сад с появлением детей наполнялся шумом, смехом.

Схема: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика:____________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Я отогнал собаку, а Толя отнес ежика подальше.

Схема: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика:____________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Утка жалобно кричала, потому что ее стая улетела.

Схема: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика:____________________________________________________________________________________________________________________________________





Вариант 2


1. Выполните синтаксический разбор предложений.


  1. В зимнее время птицы часто погибают от холода и голода.

Схема: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика:____________________________________________________________________________________________________________________________________

м

  1. В доме находились все дети, а Даша вышла в сад.

Схема: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика:____________________________________________________________________________________________________________________________________

мест.

  1. Он еще не помнил, чтобы она когда-нибудь не дождалась его возвращения.

Схема: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика:____________________________________________________________________________________________________________________________________


Вариант 3


1. Выполните синтаксический разбор предложений.


1.Я зашел в лесную глушь и не узнал знакомых мест.

Схема: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика:____________________________________________________________________________________________________________________________________

м.

2.В нашей школе состоится конкурс рисунков, и наш класс примет участие в нем.

Схема: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика:____________________________________________________________________________________________________________________________________

прич.

3.Солнце уже пряталось, когда на цветущей ржи растянулись вечерние тени.

Схема: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика:____________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 1

1. Расставьте, где этого требуют правила, знаки препинания. Объясните их постановку. Обращайтесь к учебнику.


  1. Норки хищные и прожорливые зверьки. (стр. 69)

  2. В горшках растут пахучие цветы роза цикламен гвоздика герань. (стр. 81,83)

  3. А ты мальчик завтра приходи. (стр. 85-86)

  4. С неба свет лился прямыми потоками и вершины леса казались выпуклыми. (стр.92)

  5. Это бесспорно интересный рассказ. (опорный конспект «Вводные слова»)

  6. Я посмотрела на банку когда выходила из кладовой. (стр. 92)

  7. Проводи нас дедушка попросили мы лесника. (стр. 98)


2. Разберите предложения по членам, используя подсказку. Укажите простые и сложные предложения.


Я отогнал собаку, а Толя отнес ежика подальше.

Сад наполнялся шумом, смехом.

Утка жалобно кричала, потому что ее стая улетела.


Подсказка:


Подлежащее – кто? что?

Сказуемое – что делает предмет? кто (что) он такое? каков предмет?


Определение – какой? чей? (волнистая линия)

Дополнение – кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? (пунктир)

Обстоятельство – где? когда? как? откуда? куда? (точка-тире)










Вариант 2

1. Расставьте, где этого требуют правила, знаки препинания. Объясните их постановку. Обращайтесь к учебнику.


  1. Можжевельник очень крепкое и сильное деревце. (стр. 69)

  2. Меня радовало все и воздух и небо и белые облака. (стр. 81,83)

  3. Чем вы гости торг ведете? (стр. 85-86)

  4. Облака над морем потемнели и с моря повеяло прохладой. (стр. 92)

  5. Это к сожалению плохой рассказ. (опорный конспект «Вводные слова»)

  6. Я не боялся пчел потому что дед научил меня тихо ходить по осеку. (стр. 92)

  7. Ешьте ребята яблоки предложил нам лесник. (стр. 98)


2. Разберите предложения по членам, используя подсказку. Укажите простые и сложные предложения.


В доме находились все дети, а Даша вышла в сад.

Ветер срывает с деревьев ветки, листья.-

Солнце уже пряталось, когда на цветущей ржи растянулись вечерние тени.



Подсказка:


Подлежащее – кто? что?

Сказуемое – что делает предмет? кто (что) он такое? каков предмет?


Определение – какой? чей? (волнистая линия)

Дополнение – кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? (пунктир)

Обстоятельство – где? когда? как? откуда? куда? (точка-тире)



Полный текст материала Урок-зачет по теме "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Разуваева Наталия Викторовна  varvara04
31.12.2011 0 12892 1653

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК