Урок-диспут по литературе в 5 классе на тему «Кто виноват в гибели Муму?» + презентация















Урок-диспут по литературе в 5 классе

на тему «Кто виноват в гибели Муму?»

подготовила учитель русского языка и литературы

МБОУ «Ново-Иглайкинская СОШ

Нурлатского муниципального района РТ»

Разяпова Р.Г.


















Тема: «Кто виноват в гибели Муму?» (Урок-диспут по рассказу

И. С. Тургенева «Муму»).

Цели урока:

1. Дать понятие диспута.

2. Учить детей дискутировать на примере темы урока.

3. Формировать умение правильно излагать свою точку зрения, доказывать ее, выслушивать оппонента.

4. Воспитывать культуру речевого общения во время спора.


Оформление:

1. На доске «Спор – словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение».

2. Эпиграф к уроку: «Спорить хорошо и полезно для души, покуда она еще стремится постичь истину» (Г.Манн)

3. Можно посадить детей за полукруглым столом, лицом к доске, чтобы они видели друг друга.


Оборудование: мультимедиа презентация.


Ход урока.

I. Проверка домашнего задания:

1) Сообщения учеников о Герасиме по заранее данному плану

(слайд №3 )

1. Герасим и барыня.

2. Герасим и Татьяна.

3. Герасим и крепостные .

4. Герасим и Муму.

2) Какие эпизоды изображены в иллюстрациях? Комментарии учащихся к слайдам №4-7

II. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.


Мы закончили изучение произведения. На прошлом уроке, после прочтения рассказа, я услышала от вас такие высказывания: «Почему Тургенев так закончил произведение?», «Во всем виновата злая барыня!», «Почему Герасим не ушел в деревню с Муму?». И каждый из вас хотел ответить на эти вопросы, но высказывать свои мнения вы не успели. Давайте сделаем это сегодня.

- Итак, сегодня у нас необычный урок – урок-диспут. Тема нашего диспута – «Кто виноват в гибели Муму?» (Слайд №1)

2. Словарная работа.

- Сначала давайте определим, что же такое диспут? (Слайд №8)

Диспут – публичный спор на научную или общественную тему.

Спор – словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение.

3. Обратите внимание на эпиграф к уроку: (слайд №9)

Спорить хорошо и полезно для души,

покуда она еще стремится постичь истину.

Г Манн.

4. Кто же виноват в гибели Муму? (высказывания учеников)

(Слайд №10)

Герасим?

Барыня?

Степан?

Тургенев?

5. Подготовка к диспуту.

- Давайте попробуем определить, кто же все-таки виноват в гибели собачки. Я предоставляю вам слово. Сегодня каждый из вас сможет высказать и доказать свою точку зрения. Попробуем прийти к общему мнению. Но спорить – это не значит ссориться, выкрикивать точку зрения. Давайте сначала познакомимся с правилами ведения спора.

(слайд №11)

1. Прежде чем высказаться, продумай свою речь.

2. Свое высказывание строй ясно и доказательно.

3. При доказательстве пользуйся фактами (в нашем случае -

опирайся на текст рассказа).

4. Будь тактичен к своему оппоненту, уважай его мнение, не

прерывай его, старайся понять его точку зрения.

(слайд №12)

Факт – действительное, вполне реальное событие, явление; то, что действительно произошло, происходит, существует.

Оппонент – лицо, которое выступает с критическим разбором при диспуте, защищая свою точку зрения.

Такт – умение вести себя пристойно, уважая других, чувство меры в поведении, в поступках.

(слайд №13)

При высказывании своего мнения пользуйся выражениями:

- Мне кажется…

- Я думаю…

- Я так не думаю…

- Я согласен с мнением…

- Я не согласен с мнением…

- Мне кажется … не прав.

6. Ход диспута.

- Так кто же виноват в гибели Муму?

- Высказывания учеников:

а) Виноват Степан, потому что он организовал травлю против Герасима и Муму.

б) Нет, Степан не виноват, потому что он делал только то, что приказала барыня. Во всем виновата капризная барыня. Это она невзлюбила Муму и велела убрать собачку.

в) Герасим мог забрать собачку с собой в деревню. Почему он ее утопил?

- Действительно, ребята, почему Герасим не забрал собачку в деревню?

(Потому что он, хотя и уходит в деревню, остается крепостным этой барыни. Капризная барыня, узнав, что ее приказ не выполнен, разгневалась бы и наказала Герасима, поэтому у Герасима не было выхода. Герасим понимает, что зависит от барыни, что он ничего не решает).

- Почему же Герасим ушел в деревню? Ведь мы знаем предысторию рассказа, где говорится, что он написан по действительным фактам, что у матери Тургенева был глухонемой дворник, но он после гибели собачки вернулся в дом и продолжал служить барыне. (Тургенев хотел показать протест Герасима против произвола, его нежелание мириться с положением, в котором оказался).

- Вспомним из первого урока изучения произведения, почему барыня – полновластная хозяйка всех и всего. (Действие в рассказе происходит в 19 веке, при крепостном праве…)

- Почему же Тургенев «убивает» Муму?

(Обостряет конфликт, основанный на крепостном праве, хочет, чтобы крепостные не были покорны судьбе, а протестовали против несправедливости судьбы. Поэтому показывает героя непокорным судьбе, а борцом, протестующим против насилия).

- Обратим внимание на эпизод возвращения Герасима в деревню.

(слайд №14)

«Он шел по нем с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе радостной решимостью. Он шел; широко распахнулась его грудь; глаза жадно и прямо устремились вперед. Он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине, как будто она звала его к себе после долгого странствования на чужой стороне, в чужих людях…»

- С помощью каких слов Тургенев показывает силу духа Герасима, его несломленность, бунтарскую натуру? («несокрушимой отвагой», «с отчаянной вместе радостной решимостью», «широко распахнулась его грудь», «глаза жадно и прямо устремились вперед»).

- Почему так отнесся Герасим к своему возвращению?

(Он почувствовал себя свободным).

- Но свободен ли он? (Нет)

- Так кто же виноват в гибели Муму?

- Какой же вывод можно сделать?

III. Заключение.

1. Вывод: В гибели Муму виноват не Герасим, не барыня, а крепостное право, при котором человек зависит от другого человека.

2. Повторим правила ведения спора.


Полный текст материала Урок-диспут по литературе в 5 классе на тему «Кто виноват в гибели Муму?» + презентация смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Разяпова Рамзия Гарифовна  ramzia60
01.01.2012 0 12819 2019

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК