Организация на уроках русского языка работы над ошибками (из опыта работы).
Орфография –
это раздел лингвистики, в котором излагается система правил написания слов.
(орфография дословно с переводится как правильное написание, так как орфо -это правильный, а графо – пишу)
Выполнить орфографический разбор – значит объяснить (устно и графически) орфограммы в слове.
Орфограмма - трудная буква в слове, написание которой соответствует определенному орфографическому правилу.
Орфографические нормы – это правила написания слов, которые закреплены в школьных учебниках по русскому языку и орфографических словарях.
Типы орфограмм:
1. Орфограмма-буква 2. орфограмма-пробел 3. орфограмма-дефис
:
Пунктуация -
это раздел лингвистики, в котором изучаются правила постановки знаков препинания.
Знаки препинания:
точка (.)
многоточие (…)
запятая (,)
вопросительный знак (?)
восклицательный знак (!)
двоеточие (:)
точка с запятой (;)
тире (-)
скобки двойные (круглые) (-)
кавычки двойные («»)
Группы знаков препинания:
знаки завершения (точка, многоточие, вопросительный и восклицательный знаки)
разделительные (запятая, точка с запятой, тире, двоеточие)
выделительные (запятая (две запятые), тире (два тире), восклицательный знак, скобки двойные, двоеточие и тире, кавычки двойные)
Пунктуационное правило – это инструкция, в которой указываются условия выбора знака препинания для выделения смысловых отрезков.
Пунктуационные ошибки – это нарушения, связанные с неправильным показом знаками препинания членения речи на предложения, членение предложения на его части.
Пунктограммы:
№ |
Название |
1 |
Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения. |
2 |
Запятая при однородных членах. |
3 |
Запятая при обращении. |
4 |
Запятая в сложных предложениях. |
5 |
Знаки препинания в предложениях с прямой речью. |
6 |
Обособление причастного оборота. |
7 |
Обособление деепричастного оборота. |
Правила пунктуации:
№ орф |
Название пунктограммы |
Формулировка пунктуационного правила |
1 |
Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения. |
В конце повествовательного и побудительного предложений ставится точка, если в них дополнительно не выражены эмоции (чувства). Дождик прошел по садовой дорожке. В конце вопросительных предложений ставится вопросительный знак. Что вам нужно для счастья? В конце любого предложения по цели высказывания ставится восклицательный знак, если в них дополнительно выражено чувство. Не позволяй душе лениться! |
2 |
Запятая при однородных членах. |
Между однородными членами предложения ставятся запятые. Перед союзами а, но запятые ставятся всегда. Ребята не купались, а загорали. Ребята купались, но не загорали. Перед одиночным союзом и запятая не ставится. Перед повторяющимся союзом и запятые ставятся. Если союз и соединяет пары однородных членов, то запятые ставятся между парами, например: Зеленели деревья, кусты, цветы, травы. Зеленели деревья, кусты, цветы и травы. Зеленели деревья, и кусты, и цветы, и травы. Зеленели деревья и кусты, цветы и травы.
При однородных членах предложения могут быть слова, которые являются общими по значению для стоящих перед ними однородных членов. Они называются обобщающими словами. Если в предложении есть обобщающие слова, то при перечислении перед однородными членами ставится двоеточие, например: Мы собирали в лесу грибы: белые, подосиновики, подберёзовики. (Грибы — обобщающее слово.) Съедобные грибы мы собирали в лесу: белые, подосиновики, подберёзовики. (Съедобные грибы — обобщающее словосочетание). |
3 |
Запятая при обращении. |
Обращение — это слово или сочетание слов, которое называет того, к кому обращаются с речью. Обращение выделяется запятой (запятыми) или восклицательным знаком, например: Вера! Иди сюда. Где ты, Вера, отдыхала? Вера, где ты отдыхала? |
4 |
Запятая в сложных предложениях. |
Простые предложения в составе сложного на письме отделяются запятыми, причем запятые ставятся и перед союзом и, например: Опустел старый сад, осыпались жёлтые листья. В сложном предложении перед союзами И, А, НО, а также союзами и союзными словами ЧТО, ЧТОБЫ, КАК, СЛОВНО, ЕСЛИ, ТАК КАК; КОТОРЫЙ, КАКОЙ, ЧЕЙ, КТО, ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, ПОЧЕМУ ставятся запятые. Опустел старый сад, и осыпались жёлтые листья. Я направился к дому, где жил мой товарищ. Я знаю, что ты меня любишь. |
5 |
Знаки препинания в предложениях с прямой речью. |
Прямая речь —
это слова какого-либо лица, передаваемые Наташа сказала бабушке: «Я сегодня получила пять». Мама спросила: «Вам много задали на дом?» «Ура!» — закричали ребята. |
6 |
Обособление причастного оборота. |
Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он на письме выделяется запятыми. Искры, ярко пылающие, были похожи на звезды. Если причастный оборот стоит до определяемого слова, то он на письме не выделяется запятой. Ярко пылающие искры были похожи на звезды.
|
7 |
Обособление деепричастного оборота. |
На письме деепричастие и деепричастный оборот с обеих сторон выделяется запятыми, если находится внутри предложения, и одной запятой, если стоят в начале или в конце предложения. Кончив плясать, бабушка села к самовару. Бабушка, кончив плясать, села к самовару. Бабушка села к самовару, кончив плясать. Мать, недоумевая, улыбалась. |
|
Постановка тире |
Если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже (отвечают на вопросы что такое? кто такой?), то между ними ставится тире: Книга (сущ., им. п.) — лучший подарок (сущ., им. п.). Тире по смыслу можно заменить глаголом есть: Книга есть лучший подарок. Если сказуемое выражено кратким прилагательным и отвечает на вопрос каков?, какова?, то тире не ставится: Книга (какова?) красива.
|
ОРФОГРАММЫ
№ |
Название |
Примеры |
|||||
1 |
Проверяемые безударные гласные в корне слова. |
колосок- колос- колосья |
|||||
2 |
Непроверяемые гласные и согласные. |
футбол, программа, видеть |
|||||
3 |
Проверяемые согласные в корне слова. |
дорожка (дороженька) |
|||||
4 |
Непроизносимые согласные в корне слова. |
поздний (опоздать), но опасный (опасен) |
|||||
5 |
Буквы и, у, а после шипящих. |
жизнь, чудо, площадь |
|||||
6 |
Разделительные Ь, Ъ знаки. |
объяснение, пью, соловьи |
|||||
7 |
Раздельное написание предлогов с другими словами. |
над землей (земля), но надписать, списать |
|||||
8 |
Употребление Ь на конце существительных после шипящих. |
рожь (3-е скл.); много туч (не 3-е скл) |
|||||
9 |
Употребление Ь для обозначения мягкости согласных. |
сельдь, возьму, но мощный, хищник, кончать |
|||||
10 |
Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на З (С). |
дочитать, подозвать, надпись |
|||||
11 |
Буквы З и С на конце приставок. |
разбудить, расписание |
|||||
12 |
Буквы О, А в корне –лаг-, - лож-. |
предполагать, предположение |
|||||
13 |
Буквы О, А в корне –раст-, -рос-. |
вырасти, выросла (не перед ст, щ); росток |
|||||
14 |
Буквы Ё, 0 после шипящих в корне слова. |
жёрдочка;, крыжовник (искл.) |
|||||
15 |
Буквы И, Ы после Ц. |
цифра, цыганский (искл.), лекция (на –ция);с улицы, сестрицын. |
|||||
16 |
Большая буква и кавычки в именах собственных. |
Москва (собств.), в «Труде» (назв. газеты), Восьмое марта (празд.) |
|||||
17 |
Буквы Е, И в окончаниях имен существительных. |
поется в песне (1-е, П.п.); читать о революции (П.п., на –ия) |
|||||
18 |
О, Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных. |
врачом, свинцом, товарищем, полотенцем, большого снега, хорошего дождя |
|||||
19 |
Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. |
глубоким озером (озером каким? Ср.р., Т.п.); в глубоком океане ( в океане каком? м.р., П.п.) |
|||||
20 |
Краткие прилагательные с основой на шипящую. |
могуч (кр. прилаг.) |
|||||
21 |
Не с глаголами. |
не был, ненавидеть (искл.) |
|||||
22 |
Ь после шипящих в неопределенной форме глаголов и во 2-м л., ед. ч.. |
беречь (что делать?); учишься (2-е л., ед.ч.) |
|||||
23 |
-Тся, -ться в глаголах. |
пошли (что делать?)купаться (неоп.фор.); он (что делает?) купается |
|||||
24 |
Буквы Е, И в корнях с чередованием. |
расстилать, расстелить (не перед А) |
|||||
25 |
Буквы Е, И в окончаниях глаголов I и II спряжения. |
борется (бороться) – I спр.; зависит (зависеть) – II спр. |
|||||
26 |
Буквы О, А в корне –кос-, -кас-. |
касаться, коснуться (нет А) |
|||||
27 |
Буквы О,А в корне –гор-, -гар-. |
подгореть |
|||||
28 |
Буквы Ы, И после приставок. |
подыскать (искать), безынтересный (интересный) |
|||||
29 |
Гласные в приставках пре-, при-. |
привинтить (присоед.), прескверный (очень) |
|||||
30 |
Соединительные О, Е в сложных словах. |
зверолов, путепровод, пешеход |
|||||
31 |
Буква Е в суффиксе –ен- существительных на –мя. |
по имени ( на –мя) |
|||||
32 |
Не с существительными. |
невольник (не употр. без НЕ); неряха, неправда (ложь). Не правда, а ложь. |
|||||
33 |
Буквы Щ,Ч в суффиксе –чик-, -щик-. |
смазчик (смазать), каменщик (не на д-т, з-с, ж) |
|||||
34 |
Гласные в суффиксах существительных –ек-, -ик-. |
сыночек - сыночка, носик-носика |
|||||
35 |
Гласные О, Е после шипящих в суффиксах существительных. |
снежок, горошек |
|||||
36 |
Не с прилагательными. |
неряшливый, неряшлив (не употр. без не); нелживый (правдивый), мальчик нелжив (правдив). Не правдивый, а лживый; не правдив, а лжив. Нисколько не интересная книга; Книга нисколько не интересна. |
|||||
37 |
Буквы О, Е после шипящих и Ч в суффиксах существительных. |
ежовый (ёж), вещевой (вещь) |
38 |
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. |
каменный (камень); безветренный, ветреный (искл), лебединый, песчаный, оловянный (искл.), даль туманна |
|||||||||
39 |
Различие на письме суффиксов прилагательных –к-, -ск-. |
резкий (резок), ткацкий (ткач) |
|||||||||
40 |
Дефис в сложных прилагательных. |
желто-синий (цвет), горько-соленый (горький и соленый), железнодорожный (железная дорога) |
|||||||||
41 |
Мягкий знак в середине числительных. |
семьдесят, семьсот |
|||||||||
42 |
Буква И в окончаниях количественных числительных. |
к пятнадцати часам |
|||||||||
43 |
Не в неопределенных местоимениях. |
несколько (неопред.) |
|||||||||
44 |
Дефис в неопределенных местоимениях. |
кто-нибудь, кое-кто, кое у кого |
|||||||||
45 |
Различение на письме приставок НЕ-, -НИ в отрицательных местоимениях. |
никого |
|||||||||
46 |
Слитное и раздельное написание НЕ, НИ в отрицательных местоимениях. |
ни у кого, не с кем |
|||||||||
47 |
Ь в глаголах повелительного наклонения. |
познакомь, познакомьте, познакомься, отрежь, отрежьте |
|||||||||
48 |
Гласные в суффиксах глаголов –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-). |
советовать, опаздывать |
|||||||||
49 |
ущ (ющ), ащ (ящ) в суффиксах действительных причастий. |
борющийся (бороться, I спр.), тянущийся (тянуть, I спр.), любящий (любить, II спр.) |
|||||||||
50 |
ем (ом), им в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. |
увлекаемый (увлекать, I спр.), видимый (видеть, II спр.) |
|||||||||
51 |
А, Я, Е перед Н, НН в суффиксах причастий. |
размешанный, размешан (от глаг. на –ать – размешать), закрученный, закручен (от глаг. на –ить – закрутить), увиденный ( от глаг. на –еть – увидеть) |
|||||||||
52 |
НН в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени. |
Сломанная ( от сломать) ветка. Вязанные (от вязать) мамой перчатки. Вязаные перчатки. |
|||||||||
53 |
Н в суффиксах кратких страдательных причасти; НН в кратких прилагательных, образованных от полных прилагательных, которые возникли в результате перехода в них страдательных причастий прошедшего времени. |
ошибка исправлена (кр. прич); дорожка заасфальтирована (кр. прич.); дети рассеянны, взволнованны (невнимательны, неспокойны). Девочка рассеянна, взволнованна (невнимательна, неспокойна) |
|||||||||
54 |
НЕ с причастиями. |
Собрание не закончено. Не законченное, а начатое собрание. Не закончившееся вовремя собрание. Недоумевающий взгляд (без НЕ не употребляется) Незакончившееся собрание (нет зависимого слова и противопоставления) |
|||||||||
55 |
Е, Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. |
Завершенный (прич). Скошена (прич.) |
|||||||||
56 |
Не с деепричастиями. |
Не зная (деепрч.), недоумевая (без не не употребляется) |
|||||||||
57 |
Не с наречиями на О, Е. |
Нелепо (не употр.). Говорил неискренне (фальшиво). Не хорошо, а плохо. Вовсе не интересно. Не по-товарищески (не на –о, -е) |
|||||||||
58 |
Приставки НЕ, НИ в наречиях. |
некогда (под ударением). никогда (без ударения) |
|||||||||
59 |
Н, НН в в суффиксах наречий. |
Держался мужественно (мужественный). Говорил интересно (интересный). (Сделал) умышленно (умышленный), обдуманно (обдуманный) |
|||||||||
60 |
О, Е после шипящих на конце наречий. |
свежо, певуче, еще (искл.) |
|||||||||
61 |
Конечный суффикс О.А в наречиях. |
досуха (от сухой – без прист.), досрочно ( от досрочный – с прист.) |
|||||||||
62 |
Дефис в наречиях. |
кое-как, где-то, когда-нибудь, видимо-невидимо, еле-еле |
|||||||||
63 |
Ь на конце наречий после шипящих. |
Вскачь, настежь (искл.), замуж (на ж) |
|||||||||
64 |
Производные предлоги, образованные на основе наречий, пишутся слитно. |
Выйти навстречу (из наречия) гостям.
|
|||||||||
65 |
Слитное написание производных предлогов. |
Задержаться ввиду дождей. |
|||||||||
66 |
В течение, в продолжение, вследствие. |
Продолжается в течение недели. |
|||||||||
67 |
Союзы также, тоже, чтобы. |
Отец также (= и) учился в институте (же нельзя опустить). Сын учился так же хорошо, как и отец (же можно опустить). |
|||||||||
68 |
Частица –то. |
Задачу-то решил? Решил-то быстро. |
|||||||||
69 |
Частица –ка. |
Принеси-ка. |
|||||||||
70 |
Правописание междометий |
Ай-ай. |
Пунктограммы
№ |
Название |
1 |
Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения. |
2 |
Запятая при однородных членах. |
3 |
Запятая при обращении. |
4 |
Запятая в сложных предложениях. |
5 |
Знаки препинания в предложениях с прямой речью. |
6 |
Обособление причастного оборота. |
7 |
Обособление деепричастного оборота. |
Орфограмма- правильное написание слова
ОРФОГРАММЫ
5 кл
№ |
Название |
Примеры |
1 |
Проверяемые безударные гласные в корне слова.
|
колосок- колос- колосья |
2 |
Непроверяемые гласные и согласные.
|
футбол, программа, видеть |
3 |
Проверяемые согласные в корне слова.
|
дорожка (дороженька) |
4 |
Непроизносимые согласные в корне слова. |
поздний (опоздать), но опасный (опасен) |
5 |
Буквы и, у, а после шипящих.
|
жизнь, чудо, площадь |
6 |
Разделительные Ь, Ъ знаки.
|
объяснение, пью, соловьи |
7 |
Раздельное написание предлогов с другими словами.
|
над землей (земля), но надписать, списать |
8 |
Употребление Ь на конце существительных после шипящих. |
рожь (3-е скл.); много туч (не 3-е скл) |
9 |
Употребление Ь для обозначения мягкости согласных. |
сельдь, возьму, но мощный, хищник, кончать |
10 |
Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на З (С). |
дочитать, подозвать, надпись |
11 |
Буквы З и С на конце приставок.
|
разбудить, расписание |
12 |
Буквы О, А в корне –лаг-, - лож-.
|
предполагать, предположение |
13 |
Буквы О, А в корне –раст-, -рос-.
|
вырасти, выросла (не перед ст, щ); росток |
14 |
Буквы Ё, 0 после шипящих в корне слова.
|
жёрдочка;, крыжовник (искл.) |
15 |
Буквы И, Ы после Ц. |
цифра, цыганский (искл.), лекция (на –ция);с улицы, сестрицын. |
16 |
Большая буква и кавычки в именах собственных. |
Москва (собств.), в «Труде» (назв. газеты), Восьмое марта (празд.) |
17 |
Буквы Е, И в окончаниях имен существительных. |
поется в песне (1-е, П.п.); читать о революции (П.п., на –ия)
|
18 |
О, Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных. |
врачом, свинцом, товарищем, полотенцем, большого снега, хорошего дождя
|
19 |
Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.
|
глубоким озером (озером каким? Ср.р., Т.п.); в глубоком океане ( в океане каком? м.р., П.п.) |
20 |
Краткие прилагательные с основой на шипящую. |
могуч (кр. прилаг.) |
21 |
Не с глаголами.
|
не был, ненавидеть (искл.) |
22 |
Ь после шипящих в неопределенной форме глаголов и во 2-м л., ед. ч.. |
беречь (что делать?); учишься (2-е л., ед.ч.) |
23 |
-Тся, -ться в глаголах.
|
пошли (что делать?)купаться (неоп.фор.); он (что делает?) купается |
24 |
Буквы Е, И в корнях с чередованием.
|
расстилать, расстелить (не перед А) |
25 |
Буквы Е, И в окончаниях глаголов I и II спряжения.
|
борется (бороться) – I спр.; зависит (зависеть) – II спр. |
6 кл
26 |
Буквы О, А в корне –кос-, -кас-.
|
касаться, коснуться (нет А) |
27 |
Буквы О,А в корне –гор-, -гар-.
|
подгореть |
28 |
Буквы Ы, И после приставок. |
подыскать (искать), безынтересный (интересный) |
29 |
Гласные в приставках пре-, при-. |
привинтить (присоед.), прескверный (очень) |
30 |
Соединительные О, Е в сложных словах.
|
зверолов, путепровод, пешеход |
31 |
Буква Е в суффиксе –ен- существительных на –мя.
|
по имени ( на –мя) |
32 |
Не с существительными. |
невольник (не употр. без НЕ); неряха, неправда (ложь). Не правда, а ложь. |
33 |
Буквы Щ,Ч в суффиксе –чик-, -щик-. |
смазчик (смазать), каменщик (не на д-т, з-с, ж) |
34 |
Гласные в суффиксах существительных –ек-, -ик-.
|
сыночек - сыночка, носик-носика |
35 |
Гласные О, Е после шипящих в суффиксах существительных.
|
снежок, горошек |
36 |
Не с прилагательными.
|
неряшливый, неряшлив (не употр. без не); нелживый (правдивый), мальчик нелжив (правдив). Не правдивый, а лживый; не правдив, а лжив. Нисколько не интересная книга; Книга нисколько не интересна. |
37 |
Буквы О, Е после шипящих и Ч в суффиксах существительных.
|
ежовый (ёж), вещевой (вещь) |
38 |
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. |
каменный (камень); безветренный, ветреный (искл), лебединый, песчаный, оловянный (искл.), даль туманна |
39 |
Различие на письме суффиксов прилагательных –к-, -ск-. |
резкий (резок), ткацкий (ткач) |
40 |
Дефис в сложных прилагательных. |
желто-синий (цвет), горько-соленый (горький и соленый), железнодорожный (железная дорога) |
41 |
Мягкий знак в середине числительных.
|
семьдесят, семьсот |
42 |
Буква И в окончаниях количественных числительных. |
к пятнадцати часам |
43 |
Не в неопределенных местоимениях.
|
несколько (неопред.) |
44 |
Дефис в неопределенных местоимениях.
|
кто-нибудь, кое-кто, кое у кого |
45 |
Различение на письме приставок НЕ-, -НИ в отрицательных местоимениях. |
никого, некого |
46 |
Слитное и раздельное написание НЕ, НИ в отрицательных местоимениях.
|
ни у кого, не с кем |
47 |
Ь в глаголах повелительного наклонения. |
познакомь, познакомьте, познакомься, отрежь, отрежьте |
48 |
Гласные в суффиксах глаголов –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-). |
советовать, опаздывать |
7 кл
49 |
ущ (ющ), ащ (ящ) в суффиксах действительных причастий. |
борющийся (бороться, I спр.), тянущийся (тянуть, I спр.), любящий (любить, II спр.) |
50 |
ем (ом), им в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
|
увлекаемый (увлекать, I спр.), видимый (видеть, II спр.) |
51 |
А, Я, Е перед Н, НН в суффиксах причастий. |
размешанный, размешан (от глаг. на –ать – размешать), закрученный, закручен (от глаг. на –ить – закрутить), увиденный ( от глаг. на –еть – увидеть) |
52 |
НН в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени. |
Сломанная ( от сломать) ветка. Вязанные (от вязать) мамой перчатки. Вязаные перчатки. |
53 |
Н в суффиксах кратких страдательных причасти; НН в кратких прилагательных, образованных от полных прилагательных, которые возникли в результате перехода в них страдательных причастий прошедшего времени.
|
ошибка исправлена (кр. прич); дорожка заасфальтирована (кр. прич.); дети рассеянны, взволнованны (невнимательны, неспокойны). Девочка рассеянна, взволнованна (невнимательна, неспокойна) |
54 |
НЕ с причастиями. |
Собрание не закончено. Не законченное, а начатое собрание. Не закончившееся вовремя собрание. Недоумевающий взгляд (без НЕ не употребляется) Незакончившееся собрание (нет зависимого слова и противопоставления) |
55 |
Е, Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. |
Завершённый (прич). Скошена (прич.) |
56 |
Не с деепричастиями. |
Не зная (деепрч.), недоумевая (без не не употребляется) |
57 |
Не с наречиями на О, Е. |
Нелепо (не употр.). Говорил неискренне (фальшиво). Не хорошо, а плохо. Вовсе не интересно. Не по-товарищески (не на –о, -е) |
58 |
Приставки НЕ, НИ в наречиях. |
некогда (под ударением). никогда (без ударения) |
59 |
Н, НН в в суффиксах наречий. |
Держался мужественно (мужественный). Говорил интересно (интересный). (Сделал) умышленно (умышленный), обдуманно (обдуманный) |
60 |
О, Е после шипящих на конце наречий.
|
свежо, певуче, еще (искл.) |
61 |
Конечный суффикс О.А в наречиях. |
досуха (от сухой – без прист.), досрочно ( от досрочный – с прист.) |
62 |
Дефис в наречиях. |
кое-как, где-то, когда-нибудь, видимо-невидимо, еле-еле |
63 |
Ь на конце наречий после шипящих. |
Вскачь, настежь (искл.), замуж (на ж) |
64 |
Производные предлоги, образованные на основе наречий, пишутся слитно. |
Выйти навстречу (из наречия) гостям.
|
65 |
Слитное написание производных предлогов. |
Задержаться ввиду дождей. |
66 |
В течение, в продолжение, вследствие. |
Продолжается в течение недели. |
67 |
Союзы также, тоже, чтобы. |
Отец также (= и) учился в институте (же нельзя опустить). Сын учился так же хорошо, как и отец (же можно опустить). |
68 |
Частица –то. |
Задачу-то решил? Решил-то быстро. |
69 |
Частица –ка. |
Принеси-ка. |
70 |
Правописание междометий |
Ай-ай. |
Орфографические правила русского языка
№ |
Название правила |
Формулировка орфографического правила |
1 |
Проверяемые безударные гласные в корне слова.
|
Безударные гласные в корне надо проверять. Для проверки следует изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы проверяемая гласная была под ударением: деревянный — деревья — дерево, колосок — колос — колосья.
|
2 |
Непроверяемые гласные и согласные.
|
Правописание непроверяемых гласных и согласных в корне надо запомнить и проверять по словарю: олимпиада, режим, вагон, вокзал, сессия, сумма. В прошедшем времени глагола перед суффиксом –л- пишется та же гласная, что и в неопределенной форме: посеял (посеять)
|
3 |
Проверяемые согласные в корне слова.
|
Согласные на конце и в корне слова надо проверять. Для этого следует подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после согласного следовал гласный звук: дуб — дубы, дорожка — дороженька
|
4 |
Непроизносимые согласные в корне слова. |
Непроизносимые согласные в корне слова надо проверять. Для этого следует подобрать однокоренное слово, в котором проверяемый звук чётко произносится: солнце — солнечный, сердце — сердечный. Некоторые слова нужно запомнить: лестница, чувствовать, праздник.
|
5 |
Буквы и, у, а после шипящих.
|
жи, ши пиши с буквой и: живу, пушистый; чу, щу пишу с буквой у: прячу, ищу; ча, ща пиши с буквой а: чашка, щавель
|
6 |
Разделительные Ь, Ъ знаки.
|
Разделительный твёрдый знак пишется только после приставок перед е, ё, ю, я: подъезд, подъём, объявление, предъюбилейный. Разделительный мягкий знак пишется во всех остальных случаях: вьюга, платье, соловьи, семья
|
7 |
Раздельное написание предлогов с другими словами.
|
Необходимо различать предлоги и приставки. Предлоги со словами пишутся раздельно, если между ними можно вставить вопрос или слово: над (чем?) землей, над (родной) землей – надписать (над - приставка) |
8 |
Употребление Ь на конце существительных после шипящих. |
Мягкий знак на конце существительных после шипящих пишется у существительных 3-его склонения: рожь, ночь; В остальных случаях мягкий знак после шипящих на конце слов не пишется: шалаш, нет туч (множественное число сущ. 1-го скл)
|
9 |
Употребление Ь для обозначения мягкости согласных. |
Мягкий знак в середине слов не пишется в сочетаниях букв ч и щ со всеми согласными (чн, нч, чк, чт, щн, нщ, рщ), кроме л: банщик, фонарщик, ночной, но пильщик.
|
10 |
Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на З (С). |
Необходимо запомнить правописание гласных и согласных в приставках : за-, на-, над-, в-, во-, под-, надо-, с-, со-, от-, ото-, об-, обо-, подо-, о-, до-, по-, про-, пере-, пред-. Например: Завоз, наколенник, надписать, влететь, вовлечь, подключить, надорвать, сбежать, сохранять, отплясать, отоспаться, обходить, ободрать, подождать, опечатать, доход, поезд, просека, перечитать, перелезать, предписание
|
11 |
Буквы З и С на конце приставок.
|
В приставках, оканчавающихся на с или з буква с пишется перед глухими согласными к, п, с, т (КаПуСТа). Перед остальными согласными и всеми гласными пишется буква з. Например: разбудить, расписание Приставки з- не бывает, есть только слова, в которых з является частью корня: здесь, здание, здоровье, но сделать, сдуть
|
12 |
Буквы О, А в корне –лаг-, - лож-. |
В корне –лаг- пишется а, в корне – лож- пишется о: предполагать, изложение
|
13 |
Буквы О, А в корне –раст-, -рос-.
|
В корне –раст, рос пишется а перед –ст, -щ: вырасти, выросла (не перед ст, щ). Слова исключения: росток, отрасль. |
14 |
Буквы Ё, 0 после шипящих в корне слова.
|
В корнях слов под ударением после шипящих букву о нужно запомнить: шорох, шов, трещотка; букву ё можно проверить, подобрав однокоренное слово с буквой е: шёпот — шептать, шёлк — шелка, щётка — щетина, пшёнка — пшено;
|
15 |
Буквы И, Ы после Ц. |
После ц всегда пишется и в корнях слов и в словах на -ция: цирк, революция, цифра, лекция, кроме: окончаний (улицы, гостиницы, бледнолицый); суффикса -ын- (сестрицын, куницын); слов-исключений (цыган, цыплёнок, цыц, на цыпочках, цыкнуть)
|
16 |
Большая буква и кавычки в именах собственных. |
С большой буквы пишутся фамилии, имена, отчества людей, клички животных, географические названия: Александр Сергеевич Пушкин, город Братск, озеро Байкал, корова Бурёнка, собака Бобик. Заглавия книг, названия журналов, гезет, картин, кинофильмов, спектаклей, заводов, фабрик, кораблей и т.д. не только пишутся с большой буквы, но и заключаются в кавычки. Газета «Известия», ледокол «Ленин», фабрика «Красный Октябрь», мультфильм «Шрек»
|
17 |
Буквы Е, И в окончаниях имен существительных. |
Окончание –е пишется: 1) у существительных 1-го склонения в дательном и предложном падежах (кроме существительных на -ия); 2) у существительных 2-го склонения в предложном падеже (кроме сущ. на -ий, -ие). Например: Поётся в пёсн\е\ (1-е, предл. п.), подошёл к избушке (1-е, дат. п.), в романсе (2-е, предл. п.). Окончание -и (-ы) пишется: 1) у сущ. 1-го склонения в родительном падеже; 2) у сущ. 3-го склонения в родит., дательном и предложном падежах. Половина площадки (1-е,, Род.п.).Встречаются в жизни (3-е, Пред. п.)
У сущ. женского рода на -ия (армия, лекция) в родит., дат. и предл. падежах един. числа пишется на конце -ии. Присутствовать на лёкции (предл. п., на -ия). У сущ. мужского рода на -ий (санаторий, лекторий) и у сущ. среднего рода на -ие (произведение, решение) в предл. падеже единст. числа пишется на конце -ии. Отдыхать в санатории (предл. п., на -ий). Находиться в здании\ (предл. п., на -ие).
|
18 |
О, Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных. |
После шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных под ударением пишется буква 0, без ударения – буква е: врачом, свинцом, товарищем, полотенцем; большого снега, хорошего дождя
|
19 |
Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.
|
Прилагательные в мужском и среднем роде, в творительном падеже единственного числа имеют окончание -ым (-им), а в предложном падеже – ом,(-ем): Глубоким озером (озером каким? ср.р., Тв.п.); в глубоком океане ( в океане каком? м.р., предл. п.); Прилагательные в женском роде, в винительном падеже единственного числа имеют окончание -ую (-юю), а в родительном, дательном, творительном и предложном падежах имеют окончание -ой (-ей). В холодн\ую\ зиму (в зиму какую? ж. р., вин. п.); морозн\ой| ночью (ночью какой? ж. р., тв. п.).
|
20 |
Краткие прилагательные с основой на шипящую. |
У кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак на конце не пишется: могуч, шипуч, жгуч, колюч, неуклюж, пахуч, свеж
|
21 |
Не с глаголами.
|
Не пишется с глаголами раздельно. Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются без не: не был, не люблю, не хочу, не буду; Ненавидеть, недоумевать, негодовать, нездоровится, невзлюбить (искл.),
|
22 |
Ь после шипящих в неопределенной форме глаголов и во 2-м л., ед. ч.. |
В неопределенной форме глагола и во 2-м лице единственного числа о окончании глагола после шипящих пишется мягкий знак: Беречь (что делать?). Мягкий знак сохраняется перед –ся: беречься. Думаешь, мчишься, хохочешь, стараешься, клеишь, сеешь.
|
23 |
-Тся, -ться в глаголах.
|
Если глагол отвечает на вопросы что делает? (сделает?) или что делают? (сделают?), то этот глагол стоит в 3-м лице и в нём перед -ся буква ь не пишется: брат (что делает?) учится (3-е л.) Если глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то это глагол в неопределённой форме и в нём перед -ся буква ь пишется: Способны (что делать?) учиться (неопределенная форма)
|
24 |
Буквы Е, И в корнях с чередованием.
|
В корнях с чередованием е-и (бер-бир, пер-пир, тер-тир, мер-мир, дер-дир, стел-стил, жег-жиг, блест-блист) пишется буква и, если после корня стоит суффикс а: расстилать (есть а) – расстелить (нет а).
|
25 |
Буквы Е, И в окончаниях глаголов I и II спряжения.
|
Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, нужно: поставить глагол в неопределенной форме: строите- строить; определить, какая гласная стоит перед –ть. Глаголы I спряжения имеют окончания: -у (-ю), -ешь (ёшь), -ет (ёт), -ем (ём), -ете (-ёте), ут (ют). Глаголы II спряжения имеют окончания: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите , -ат (-ят).
Ко II спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся: 1) на – ить (кроме брить и стелить); 2) 7 на – еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть; 3) 4 на – ать: держать, слышать, дышать, гнать Все остальные глаголы относятся к I спряжению. Например: борется (бороться) – I спр.; зависит (зависеть) – II спр. Клеят – клеить (на –ить, не исключение, относ. ко II спр., 3л. мн.ч. пишу – а); стелют – стелить ( на ить, но это исключение, значит глагол относится к I спряжению, 3 л. мн. ч. пишу в окончании ю) |
№ |
Название правила |
Формулировка орфографического правила |
26 |
Буквы О, А в корне –кос-, -кас-. |
В корне –кос- -кас- в безударном положении пишется буква а, если после корня стоит суффикс –а-, и буква о, если этого суффикса нет. Касаться, коснуться (нет –а-) |
27 |
Буквы О,А в корне –гор-, -гар-. |
В корне с чередованием –гор- - гар- в в безударном положении пишется буква о. Подгореть. |
28 |
Буквы Ы, И после приставок. |
После приставок на согласные пишется буква ы, если однокорен – ные слова без этих приставок начинается со звука и. После приставки сверх- пишется буква и. Подыскать (искать). Сверхинтересный (после сверх-) |
29 |
Гласные в приставках пре-, при-. |
Если приставка обозначает присоединение, приближение, близость или неполное действие, то в ней пишется буква и. Если приставка близка по значению к слову очень или к приставке пере-, то в ней пишется буква е. Привинтить (присоед.). Прескверный (=очень) |
30 |
Соединительные О, Е в сложных словах. |
В сложных словах после твёрдых согласных пишется соединитель- ная о, а после мягких согласных, шипящих и ц – соединительная е. Зверолов (р), путепровод (т), пешеход (ш). |
31 |
Буква Е в суффиксе –ен- существительных на –мя. |
В безударном суффиксе -ен- существительных на –мя пишется буква е. На знамени (на –мя) |
32 |
Не с существительными. |
Не с существительными пишется слитно: 1) если слово не употреб- ляется без не; 2) если существительное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением. Неряха. Невольник ( не употр. без не) Не с существительными пишется раздельно, если является симво – лом – отрицанием. В предложении с отрицательной частицей часто есть противопоставлением с союзом а. Не правда, а ложь. |
33 |
Буквы Щ,Ч в суффиксе –чик-, -щик-. |
В суффиксе существительных –чик (-щик) после букв д – т, з – с, и ж пишется буква ч. В остальных случаях пишется буква щ. Смазчик (смазать). Каменщик ( не на д – т, з – с, ж) |
34 |
Гласные в суффиксах существительных –ек-, -ик-. |
Чтобы правильно написать гласные в суффиксах –ек и –ик, надо просклонять эти существительные. Если гласный выпадает, то в суффиксе надо писать букву е; если гласный не выпадает, то суффиксе надо писать букву и. Сыночек, носик. |
35 |
Гласные О, Е после шипящих в суффиксах существительных. |
После шипящих под ударением в суффиксах имен существительных пишется буква о, без ударения – буква е. Снежок, ручонка, крошечка. |
36 |
Не с прилагательными. |
Не с полными и краткими качественными прилагательными пишется слитно: 1) если слово не употребляется без не-; 2) если прилагательное с не- может быть заменено синонимом без не- или близким по значению выражением. Неряшливый (не употр. без не-) Не полными и краткими прилагательными пишется раздельно: 1) если в предложении есть противопоставление с союзом а; 2) если к прилагательным относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не. Не правдивый, а лживый; книга нисколько не интересна. |
37 |
Буквы О, Е после шипящих и Ч в суффиксах существительных. |
В суффиксах прилагательных, образованных от существительных, после шипящих и ц под ударением пишется буква о, без ударения – буква е. Ежовый (еж), лицевой (лицо).
|
38 |
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. |
Две буквы н пишутся: 1)в прилагательных, образованных при помощи суффикса –н- от существительных с основой на –н; 2)в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов –онн-, -енн-. Исключение: ветреный. Каменный (камень). Одна буква н пишется: 1)в суффиксе –ин-; 2)в суффиксе –ан-(-ян-) прилагательных, образованных от существительных. Исключения: оловянный, деревянный, стеклянный. Лебединый. Песчаный. В кратких прилагательных пишется столько же букв н, сколько и в полных. Даль туманна. |
39 |
Различие на письме суффиксов прилагательных –к-, -ск-. |
Суффикс –к- пишется: 1) в прилагательных, имеющих краткую форму; 2) в прилагательных, образованных от некоторых существительных с основой на –к, -ч, -ц. В других прилагательных пишется суффикс –ск-, Резкий (резок). Ткацкий (ткач) |
40 |
Дефис в сложных прилагательных. |
Сложные прилагательные пишутся через дефис или слитно. Дефис употребляется, если сложное прилагательное:1)обозначает оттенки цветов: желто-синий, ярко-красный; 2) образовано от сложных существительных, которые пишутся через дефис: юго-западный (юго-запад), тянь-шаньский (Тянь-Шань);и 3) образовано путем сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз и: горько-соленый (горький и соленый), мясо-молочная (мясная и молочная). Слитно пишутся сложные прилагательные, которые образованы на основе словосочетания: железнодорожный-железная дорога, легкоатлетический-легкая атлетика. Желто-синий (цвет). Алма-атинский (Алма-Ата) |
41 |
Мягкий знак в середине числительных. |
В именительном и винительном падежах числительных, обозначающих круглые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900, после первого корня пишется мягкий знак. Семьдесят. Семьсот. |
42 |
Буква И в окончаниях количественных числительных. |
В родительном, дательном и предложном падежах количественных числительных от 11 до 19 в окончании пишется буква и. К пятнадцати часам. |
43 |
Не в неопределенных местоимениях. |
В неопределенных местоимениях некто, нечто, некоторый, несколько приставка не – всегда находится под ударением и пишется слитно. |
44 |
Дефис в неопределенных местоимениях. |
Неопределенные местоимения с приставкой кое- и суффиксами –то, -либо, -нибудь пишутся через дефис. Если кое- отдельно от местоимения предлогом, то пишется отдельно. Кто-нибудь, кое-кто, кое у кого. |
45 |
Различение на письме приставок НЕ-, -НИ в отриц. местоимениях. |
В отрицательных местоимениях приставка ни- безударна. В ней пишется буква и. Никого. |
46 |
Слитное и раздельное написание НЕ, НИ в отриц. местоимениях. |
Если ни и не отделяются от местоимения предлогом, то они в отрицательных местоимениях пишутся раздельно. Ни у кого. Не с кем. |
47 |
Ь в глаголах повелительного наклонения. |
На конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных и шипящих пишется буква ь. Мягкий знак в повелительном наклонении сохраняется перед –ся и –те. Познакомь, познакомьте, познакомься (повелит.) |
48 |
Гласные в суффиксах глаголов –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-). |
Если в настоящем или в будущем времени глагол оканчивается на -ываю (-иваю), то в неопределенной форме и в прошедшем времени надо написать суффикс –ыва- (-ива-). Если в настоящем или будущем времени глагол оканчивается на -ую (-юю), то в неопределенной форме и в прошедшем времени надо писать суффикс –ова- (-ева-) Советовать, советовал – советую. Опаздывать, опаздывал – опаздываю. |
№ орф |
Название правила |
Формулировка орфографического правила |
49 |
ущ (ющ), ащ (ящ) в суффиксах действительных причастий. |
В суффиксах действительных причастий настоящего времени-ущ- (-ющ-) и –ащ- (-ящ-) пишется: 1) буква у или ю, если причастие образовано от глагола I спряжения: борющийся (бороться, I спр.), тянущийся (тянуть, I спр.); 2) буква а или я, если причастие образовано от глагола II спряжения: Любящий (любить, II cпр.), лечащий (лечить, II спр.)
|
50 |
ем (ом), им в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. |
В суффиксах страдательных причастий настоящего времени –ем-, -им- пишется: 1) буква е, если причастие образовано от глагола 1 спряжения: увлекаемый (увлекать, I спр.); 2) буква и, если причастие образовано от глагола II спряжения: видимый (видеть, II спр.) |
51 |
А, Я, Е перед Н, НН в суффиксах причастий. |
Буквы а, я пишутся перед одной или двумя буквами н в причастиях, образованных от глаголов на –ать или –ять: размешанный, размешан (от глаг. на –ать – размешать); Буква е пишется перед одной или двумя буквами н в причастиях, образованных от глаголов на –ить или –еть: закрученный, закручен (от глаг. на –ить – закрутить), увиденный ( от глаг. на –еть – увидеть).
|
52 |
НН в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени. |
Две буквы н пишутся в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени, образованных - от глаголов совершенного вида; - от глаголов несовершенного вида. Эти причастия имеют при себе пояснительные слова и являются главным словом причастного оборота. Сломанная (от сломать) ветка. Вязанные ( от вязать) мамой перчатки. Вязаные перчатки. |
53 |
Н, НН в суффиксах кратких страд прич. и отглагольных прилаг. |
Одна буква н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий. Ошибка исправлена (кр. прич.) Дорожка заасфальтирована (кр. прич.). Две буквы н пишутся в кратких прилагательных, образованных от полных прилагательных, которые возникли в результате перехода в них страдательных причастий прошедшего времени. Дети рассеянны, взволнованны (невнимательны, неспокойны). Девочка рассеянна, взволнованна (невнимательна, неспокойна). |
54 |
НЕ с причастиями. |
Не пишется раздельно: с краткими причастиями; с полными причастиями, при которых есть зависимые слова или противопоставление с союзом а. Собрание не закончено. Не законченное, а начатое собрание. Не закончившееся вовремя собрание. Не пишется слитно с полными причастиями: если без не они не употребляются; ели при них нет зависимых слов и нет противопоставления с союзом а. Недоумевающий взгляд (без не не употребляется) Незакончившееся собрание (нет зависимого слова и противопоставления) |
55 |
Е, Ё после шипящих в суффиксах страд. прич. прошед. врем. |
В суффиксах причастий –енн-, -ен- после шипящих под ударением пишется ё, без ударения – е. Завершённый (прич). Скошена (прич.) |
56 |
Не с деепричастиями. |
Частица не с деепричастиями пишется раздельно. Не зная (деепрч.). Некоторые деепричастия без не не употребляются, поэтому пишутся с не слитно: недоумевая (без не не употребляется).
|
57 |
Не с наречиями на О, Е. |
Не с наречиями на –о-, -е- пишется слитно: если слово без не- не употребляется; если наречие с не- может быть заменено синонимом без не- или близким по значению выражением. Нелепо (не употр.). Говорил неискренне (фальшиво). Не с наречиями на –о-, -е- пишется раздельно: если в предложении есть противопоставление с союзом а; если к наречию относятся слова далеко не, вовсе не, совсем не, ничуть не, нисколько не, никогда не. Не хорошо, а плохо. Вовсе не интересно. Не по-товарищески (не на –о, -е)
|
58 |
Приставки НЕ, НИ в наречиях. |
В отрицательных наречиях под ударением пишется приставка не-, а без ударения – ни-: некогда (под ударением). никогда (без ударения)
|
59 |
Н, НН в в суффиксах наречий. |
В наречиях на –о, -е пишется столько же н, сколько в прилагательных и причастиях, от которых они образованы: Держался мужественно (мужественный). Говорил интересно (интересный). Сделал умышленно (умышленный), обдуманно (обдуманный)
|
60 |
О, Е после шипящих на конце наречий. |
На конце наречий после шипящих под ударением пишется буква о, без ударения – ё: свежо, певуче, ещё (искл.)
|
61 |
Конечный суффикс О, А в наречиях. |
В наречиях с приставами из-, до-, с- на конце пишется буква а, если эти наречия образованы от бесприставочных прилагательных: досуха (от сухой – без прист.); В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется буква о, если они образованы от прилагательных, в которых уже были приставки: досрочно ( от досрочный – с прист.)
|
62 |
Дефис в наречиях. |
Дефис в наречиях пишется: после приставок по-, в-, во-; если в слове есть суффиксы –ому-, (-ему-), -ых (их), -и-; после приставки кое-; перед суффиксами –то-, -либо-, -нибудь; в сложных наречиях, образованных с помощью однокоренных слов или повторением слов. По-весеннему, во-вторых, в-шестых, кое-как, где-то,как-либо, когда-нибудь, видимо-невидимо, еле-еле
|
63 |
Ь на конце наречий после шипящих. |
После букв ш, ч на конце наречий пишется мягкий знак. После буквы ж мягкий знак пишется только в слове настежь: Вскачь, настежь (искл.), уж, замуж, невтерпеж (на ж)
|
64 |
Производные предлоги, образованные на основе наречий. |
Производные предлоги, образованные на основе наречий пишутся слитно. Выйти навстречу (из наречия) гостям.
|
65 |
Слитное написание производных предлогов. |
Пишутся слитно следующие производные предлоги: Вследствие ( в значении «по причине»), наподобие, вроде (в значении «подобно»), насчет (в значении «о»), ввиду, вместо, несмотря (на). Пишутся раздельно следующие производные предлоги: в течение, в продолжение, по причине, в целях, со стороны. Задержаться ввиду дождей.
|
66 |
В течение, в продолжение, вследствие. |
В предлогах в течение, в продолжение, вследствие на конце пишется е: Продолжается в течение недели. |
67 |
Союзы также, тоже, чтобы. |
Союзы также, тоже, чтобы (чтоб) пишутся слитно. Их следует отличать от сочетаний так же (наречие с частицей), то же, что бы (местоимения с частицами). В этих сочетаниях частицы же, бы, как правило, могут быть опущены или переставлены в другое место. Союзы также, тоже можно заменить союзом и, а союз чтобы – составным союзом для того чтобы. Отец также (= и) учился в институте (же нельзя опустить). Сын учился так же хорошо, как и отец (же можно опустить).
|
68 |
Частица – то. |
Частица –то ко всем словам присоединяется на письме с помощью дефиса: Задачу-то решил? Решил-то быстро. |
69 |
Частица – ка. |
Частица –ка с глаголами пишется через дефис: Принеси-ка. |
70 |
Правописание междометий |
Междометия, образованные повторением основ, пишутся через дефис. Ай-ай. |
|
Частицы бы, ли же |
Частицы бы, ли, же пишутся со словами раздельно: Создал бы, скажи же, известно ли. |
|
Различение частиц не, ни |
Частица не придает отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам: Не бывать этому. За лесом не большой, а маленький овраг. Частица ни служит: для выражения отрицания в предложениях без подлежащего (в этом случае частица ни употребляется при существительном в родительном падеже): Кругом ни деревц.; Ни шагу назад! Для усиления отрицания, которое выражено частицей не или словом нет: Не слышно ни звука. Нет ни кустика. Для выражения утверждения после слов кто, что, куда, как и т.п: Кто ни взглянет, всякий залюбуется. Куда ни поеду, всюду встречаю друзей. |
|
Различение частицы не и приставки не |
Частица не пишется раздельно с другими словами: не хочу, не зная… Приставка не- является частью слова и поэтому пишется слитно. Лишь в косвенных падежах отрицательных местоимений с предлогами она пишется раздельно: не с кем, не за чем. В некоторых словах не входит в состав корня: негодование, негодовать, |
|
Различение частицы ни и приставки ни, союза ни-ни |
Частица ни пишется раздельно. Приставка ни- является частью слова и поэтому пишется слитно. Лишь в косвенном падеже отрицательных местоимений с предлогами она пишется раздельно: ни с кем, ни за что |
Учет ошибок
№ |
Название правила |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
1 |
Проверяемые безударные гласные в корне слова. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Непроверяемые гласные и согласные. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Проверяемые согласные в корне слова. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Непроизносимые согласные в корне слова. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Буквы и, у, а после шипящих. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Разделительные Ь, Ъ знаки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Раздельное написание предлогов с другими словами. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Употребление Ь на конце существительных после шипящих. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Употребление Ь для обозначения мягкости согласных. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на З (С). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
Буквы З и С на конце приставок. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
Буквы О, А в корне –лаг-, - лож-. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
Буквы О, А в корне –раст-, -рос-. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
Буквы Ё, 0 после шипящих в корне слова. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
Буквы И, Ы после Ц. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
Большая буква и кавычки в именах собственных. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17 |
Буквы Е, И в окончаниях имен существительных. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
О, Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19 |
Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
Краткие прилагательные с основой на шипящую. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 |
Не с глаголами. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22 |
Ь после шипящих в неопределенной форме глаголов и во 2-м л., ед. ч.. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23 |
-Тся, -ться в глаголах. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24 |
Буквы Е, И в корнях с чередованием. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25 |
Буквы Е, И в окончаниях глаголов I и II спряжения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учет ошибок
№ |
Название правила |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
26 |
Буквы О, А в корне –кос-, -кас-. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
27 |
Буквы О,А в корне –гор-, -гар-. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
28 |
Буквы Ы, И после приставок. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
29 |
Гласные в приставках пре-, при- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
30 |
Соединительные О, Е в сложных словах. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
31 |
Буква Е в суффиксе –ен- сущ. на –мя. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
32 |
Не с существительными. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
33 |
Буквы Щ,Ч в суффиксе -чик-, щик- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
34 |
Гласные в суффиксах существительных –ек-, -ик- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
35 |
Гласные О, Е после шипящих в суффиксах сущ. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
36 |
Не с прилагательными. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
37 |
Буквы О, Е после шипящих и Ч в суффиксах сущ. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
38 |
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
39 |
Различие на письме суффиксов прилагательных –к-, -ск-. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
40 |
Дефис в сложных прилагательных. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
41 |
Мягкий знак в середине числительных. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
42 |
Буква И в окончаниях количественных числит. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
43 |
Не в неопределенных местоимениях. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
44 |
Дефис в неопределенных местоимениях. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
45 |
Различение на письме приставок НЕ-, -НИ в отриц. местоим. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
46 |
Слитное и раздельное написание НЕ, НИ в отриц. местоим. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
47 |
Ь в глаголах повелительного наклонения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
48 |
Гласные в суффиксах глаголов –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учет ошибок
№ |
Название правила |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
49 |
ущ (ющ), ащ (ящ) в суффиксах действительных причастий. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
50 |
ем (ом), им в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
51 |
А, Я, Е перед Н, НН в суффиксах причастий. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
52 |
НН в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
53 |
Н, НН в суффиксах кратких страд прич. и отглагольных прилаг. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
54 |
НЕ с причастиями. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
55 |
Е, Ё после шипящих в суффиксах страд. прич. прошедшего врем. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
56 |
Не с деепричастиями. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
57 |
Не с наречиями на О, Е. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
58 |
Приставки НЕ, НИ в наречиях. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
59 |
Н, НН в в суффиксах наречий. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
60 |
О, Е после шипящих на конце наречий. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
61 |
Конечный суффикс О.А в наречиях. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
62 |
Дефис в наречиях. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
63 |
Ь на конце наречий после шипящих. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
64 |
Производные предлоги, образованные на основе наречий, пишутся слитно. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
65 |
Слитное написание производных предлогов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
66 |
В течение, в продолжение, вследствие. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
67 |
Союзы также, тоже, чтобы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
68 |
Частица – то. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
69 |
Частица – ка. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
70 |
Правописание междометий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Моя ошибка
дата |
Моя ошибка (слово в исправленном виде) |
№ орф. |
Формулировка орфографического правила |
Пример |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Орфограммы
№ |
Название |
Примеры |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Автор: Торяник Яна Алексеевна
Место работы: МБОУ СОШ с. Адо-Тымово, Сахалинская область
Должность: учитель русского языка и литературы
Дополнительные сведения: заместитель директора по УВР
ОПЫТ работы (кратко)
по организации на уроках русского языка
работы над ошибками учащихся основной школы
Представляемый дидактический материал является раздаточным материалом для ученика на уроках русского языка в 5,6,7 классах.
Цель: систематизация всех правил орфографии, изучаемых в основной школе для повышения грамотности учащихся.
Мои ученики и их родители постоянно жаловались, что нет четкого перечня орфографических правил с примерами и исключениями из правил, изученных ранее в младших классах. Исследуя эту проблему, я разработала дидактический материал, который сегодня очень актуален, прост в использовании и самое главное – действительно повышает грамотность моих учеников.
Этот материал нужно распечатать, сложить в отдельную папку для каждого ученика в классе. Папку с материалом можно использовать как при работе над ошибками после написания контрольного диктанта, так и ежеурочно при повторении правил орфографии (по усмотрению учителя).
Можно при необходимости данный материал давать ребенку домой, так как очень удобно выполнять работу над ошибками, потому что все правила русского языка (70 орфограмм), изучаемые по разделу лингвистики «Орфография» выписаны мною из школьных учебников (под редакцией Т.А. Ладыженской).
Дети должны сами вести мониторинг допущенных ошибок, используя лист «Моя ошибка».
Перечень раздаточного материала:
Титульный лист «Разделы русской орфографии» помогут ученику разобраться в том, что все правила по написанию слов разделяются на 4 группы.
Титульный лист «Пунктуация, основные пунктуационные ошибки» даст представление о том, какие существуют в русском языке основные пунктуационные ошибки.
Выписаны из учебников 5,6,7 классов с примерами 70 орфограмм, изучаемых в школе. Также в этом файле раздельно выписаны орфограммы, изучаемые по классам (отдельно для 5 класса (орфограммы №1 -№25), 6 класса ( орфограммы № 26 -№ 48), 7 класса (орфограммы № 49- №70).
Подробно представлены только правила русского языка, изучаемые в 5 классе, а именно: указывается название правила и его формулировка для заучивания наизусть или повторения (примеры на данное правило выделены курсивом).
Подробно представлены только правила русского языка, изучаемые в 6 классе, а именно: указывается название правила и его формулировка для заучивания наизусть или повторения (примеры на данное правило выделены курсивом).
Подробно представлены только правила русского языка, изучаемые в 7 классе, а именно: указывается название правила и его формулировка для заучивания наизусть или повторения (примеры на данное правило выделены курсивом).
Таблица «Учет ошибок» (каждый ученик сам заштриховывает квадратик с допущенной ошибкой). Цель: личный мониторинг знаний по орфографии. Помогает ученику и учителю спланировать работу по ликвидации ошибок именно на то правило, на которое больше всего закрашено квадратиков. Для удобства пользования этой таблицей, все правила вновь распределены по классам, в которых они изучаются в школьной программе.
Лист «Моя ошибка» является приложением к таблице «Учет ошибок» и заполняется ребенком с целью ликвидации ошибки на правило. Самый главный, так как вся предыдущая работа сводится именно к заполнению этого листа. Мы знаем, как дети не любят выполнять работу над ошибками, а тут им предложено в увлекательной форме поработать со словом, в котором допущена ошибка, вспомнить ее номер, правило и привести примеры, чтобы вновь ошибку не допускать.
Лист «Трафарет» можно использовать с самыми различными целями, одна из которых проведение зачета по знанию 70 правил орфографии (учебник Т. Ладыженской)…
Данный опыт работы по организации работы учащихся на уроках русского языка был успешно представлен мною на РМО учителей русского языка, используется в работе около трех лет.
Благодарны дети, их родители, а самое главное – у моих учеников существенно повысилась грамотность.
Удачи, коллеги!
Список использованной литературы:
Русский язык: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений/
Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др./ - 37 изд. –М.: Просвещение, 2010,- 317 с.
2. Русский язык: учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений/
Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др./ - 37 изд. –М.: Просвещение, 2010,- 225 с.
3 Русский язык: учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений/
Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др./ - 37 изд. –М.: Просвещение, 2010,- 227 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Торяник Яна Алексеевна
→ яся6416 04.01.2012 0 6214 1548 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.