Конспект и презентация к уроку «Слитное и раздельное написание НЕ с существительными» с использованием ЦОР в 5 классе
План-конспект
урока.
Тема
урока: «Слитное и раздельное написание
НЕ с существительными»
(Адаптивная система обучения. Объяснение нового материала).
ФИО: Каштанова Наталья Александровна
Место работы: Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение гимназия № 7 г. Красногорска Московской области.
Должность: Учитель русского языка и литературы.
Предмет: русский язык.
Класс: 5.
Тема урока и номер урока в теме: Слитное и раздельное написание НЕ с существительными. Первый урок.
7. Базовый учебник: Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория 5-9 классы. Учебник. - М.: Дрофа, 2005; Русский язык. Практика: 5 класс. Учебник/Под редакцией Купаловой А. Ю. - М.: Дрофа, 2002.
8. Цель и задачи урока.
Цель: знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными, уметь различать НЕ как приставку, частицу, часть корня, доказывать выбор написания, подбирать синонимы с НЕ к словам, анализировать смысл предложений с точки зрения наличия противопоставления.
Задачи:
Обучающие: совершенствование навыков написания слитного написания НЕ с существительными.
Развивающие:
развитие памяти, внимания, воображения, языковой догадки;
развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свое высказывание;
развитие способностей к самостоятельному труду;
развитие познавательного интереса.
Воспитательные:
воспитание культуры общения, речи и поведения;
вызвать заинтересованность в получении знаний;
пробудить любознательность;
побудить учащихся к активности;
закрепить уверенность в успехе.
Тип урока: объяснение нового материала (адаптивная система обучения).
Формы работы учащихся: принять участие в коллективной работе, уметь четко и обоснованно отвечать на поставленные учителем вопросы, прийти к определенным выводам и затем сформулировать их в процессе обсуждения, формирование навыков самостоятельной работы.
11. Необходимое техническое оборудование:
Компьютер;
Мультимедиапроектор;
Интерактивная доска;
Наглядный материал по теме “Слитное и раздельное написание НЕ с существительными», сигнальные карточки (красные — слитно, синие — раздельно); «светофорчики» (зеленый — ученик на самостоятельной работе, красный — нужна помощь учителя), презентация по теме.
Структура и ход урока (Таблица 1).
Перечень используемых на данном уроке ЭОР (Таблица 2).
Пояснительная записка к уроку:
Данный урок предназначен для учащихся 5 класса. В классе обучаются учащиеся, имеющие разные способности к русскому языку (разный уровень подготовки). Поэтому я использую в своей работе адаптивную систему обучения (АСО).
Методика АСО при объяснении нового материала.
Объяснение нового материала — это всегда праздник для моих ребят, это всегда необычный урок. Я обучаю всех учащихся класса, объясняя новый материал 3-5 минут. Затем закрепление нового материала. И даю 1-ый контроль усвоения темы. Это могут быть устные рассуждения по алгоритму на данное правило, комментированное письмо, интерактивные задания и т. д.
Усвоившая материал часть учеников, а их 3-4 человека, уходят на самостоятельную работу, которой управляет учитель. Ученик сам выбирает задание. Идет выполнение заданий с адаптацией. Можно увеличить работу в сторону объема, а можно — в сторону трудности.
Следующий этап урока — это второй этап объяснения нового материала. Небольшая часть учащихся на самостоятельной работе, а остальным ученикам я снова объясняю новый материал. На этом этапе урока стараюсь заинтересовать ребят, применяю игры: «Подбери словечко», «Подумай и ответь» с использованием мультимедийного комплекса (компьютер, проектор и экран). Эта работа дает свои результаты. Затем 2-ой контроль усвоения. И число ребят, усвоивших новую тему, увеличивается, т. е. увеличивается количество учащихся, находящихся на самостоятельной работе.
Для детей, не усвоивших еще новый материал, объясняю новую тему в третий раз. Это 3-ий этап объяснения нового материала. На этом этапе урока применяю игры, схемы, алгоритмы и т. д., которые помогают ребятам понять сложный мир русского языка, учат думать не только головой, но и «глазами», т. е. стараюсь научить видеть в обыкновенно необычное, новое. Затем даю третий контроль усвоения нового материала.
Четвертый этап урока — общий контроль усвоения нового материала. Я «отключаю» от самостоятельной работы учащихся (эту самостоятельную работу они продолжают на следующий день в классе независимо от остальных учащихся). Применяю такие виды контроля: тестирование, графический диктант, словесные игры, электронные таблицы, кроссворды с использованием мультимедийного комплекса и ЦОР.
Пятый этап урока — домашнее задание. Домашнее задание даю дифференцировано, т. е. по степени усвоения нового материала.
Преимущества АСО при объяснении нового материала:
дифференцированный подход уже на этапе объяснения нового материала;
полная занятость всех учащихся;
осуществляется высокий уровень постепенного усвоения темы в зависимости от индивидуальных особенностей ученика;
дифференцированное домашнее задание (снимается перегрузка).
Ход урока.
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
|
Деятельность ученика |
Время (в мин.)
|
1 |
Организа-ционный момент |
|
Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата. Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности. |
Приветствуют учителя.
|
1 мин. |
2 |
Определение темы и целей урока. Моти-вация уча-щихся. |
|
Определение темы урока, постановка цели и задач урока, осознание и принятие их учащимися. О чем мы будем говорить на уроке? Какие цели стоят перед нами на сегодняшнем уроке? Слово учителя: Сегодня у нас с вами необычный урок. У нас новая тема. Запишем число, тему урока. Посмотрите на доску. Обратимся к предложению на доске. На интерактивной доске написано предложение (используется презентация, заранее подготовленная учителем) (слайд №1): «(НЕ) правдой (ЛОЖЬЮ) не проживешь». Как бы вы написали существительное “неправдой”? Не слитно или раздельно с существительным? Покажите сигнальными карточками. Красная - слитно, синяя - раздельно. |
Записывают число и тему урока.
Смотрят на доску, показывают сигнальными карточками, как бы они написали (например, 10 человек сделали ошибки).
|
1 мин.
1 мин. |
3 |
Постановка цели.
|
|
Слово учителя: - Почему ошибки? Потому что здесь орфограмма "Слитное и раздельное написание НЕ с существительными". Поэтому цель нашего урока - научиться понимать, когда НЕ с существительными пишется раздельно, а когда — слитно. Этот материал необходим вам для того, чтобы быть орфографически зоркими всегда. |
Слушают . |
1 мин. |
4 |
I этап изу-чения нового материала |
Информацион-ный урок «Слитное и раздельное написание НЕ с существитель-ными» (№1)
|
Слово учителя: - Слитное и раздельное написание НЕ с существительными зависит от того, чем является НЕ: частью корня - слитно, приставкой - слитно, частицей - раздельно. Как это узнать? Демонстрация мультимедиа урока. |
Смотрят, слушают, запоминают, записывают в тетрадь. |
10 мин.
|
5 |
I этап за-крепления нового материала |
Интерактивные таблицы: Электрон-ное задание «Слитное и раздельное написание не». Вариант 1 (№2). Электрон-ное задание «Слитное и раздельное написание не». Вариант 11 (№3). Электрон-ное задание «Слитное и раздельное написание Не». Вариант 16 (№4). |
Слово учителя: Прочитайте параграф 81, страница 113. Что нового узнали? Кто возьмется проком-ментировать слово на изученную орфограмму, объяснить написание Не с существительным?
Работа с интерактивной таблицей.
|
Учащиеся читают правило и комментируют орфограмму в предложениях.
|
3 мин.
|
6 |
Учащиеся уходят на самостоятельную работу
|
|
Слово учителя: - Молодцы, ребята. Вы справились с заданием, поэтому вы будете работать самостоятельно. Берите карточки, зажигайте фонарики. Учитель дает раздаточный материал на основе ЭОР (№6, №7) учащимся, которые комментировали предложения. |
Учащиеся, которые усвоили тему, уходят на самостоятельную работу и зажигают зеленые светофорчики (например, 3 человека). Работают самостоятельно, пока учитель их не «отключит» (17 минут в течение урока находятся на самостоятельной работе. Учитель в это время работает с остальными ребятами, не усвоившими тему). |
17 мин. (входят в 45 минут урока) |
7. |
II этап объяснения нового материала. |
|
Учитель объясняет детям, не усвоившим новый материал, написание «Не с существительными». Учитель показывает 2 слайд из презентации на доске, на котором написаны предложения, где есть орфограмма. Слово учителя: Дети, спишите предложения с доски и выделите орфограмму. Почему отдельные слова и части слов вы выделите одной или двумя чертами?
- Молодцы. А теперь правильно сделает задание самый внимательный. Вот задание. Записать предложение. Обозначить изученную орфограмму (слайд 2). Слово учителя: Проверяем написанное, сверяя с доской (слайд 3). У кого правильно, тот выполняет самостоятельно задание (работа с раздаточным материалом). Поставьте зеленые светофорчики. |
Работают ученики, не усвоившие тему. Смотрят на доску.
Дети отвечают на вопрос учителя: Одной чертой - почему, двумя – потому что.
Записывают в тетрадь предложения со слайда и подчеркивают орфограмму.
Сверяют с доской, исправ-ляют ошибки. Учащиеся, сделавшие пра-вильно задание, уходят на само-стоятельную работу (раздаточный материал на основе ЭОР №6 и №7). «Зажигают» светофорчики. Таких учеников стало больше — 10 человек. |
1 мин.
5 мин.
1 мин.
|
8 |
III этап объяснения нового материала (для тех, кто ошибся). |
Электронный учебный модуль «Слитное и раздельное написание Не с существительными» (№5) |
Учитель в игровой форме в третий раз объясняет новый материал. Слово учителя: Сейчас с теми, кто ошибся, будем играть. Игра (демонстрация учебного модуля).
|
Слушают, отвечают на поставленные вопросы, комментируют орфограмму, записывают в тетрадь.
|
10 мин.
|
9 |
Само-контроль учащихся, которые работали весь урок с учителем. |
|
Слово учителя: Ребята, которые весь урок работали со мной, вам задание: прочитайте правило в учебнике, расскажите про себя правило, сверяя с учебником. Вспомните и запишите пословицы, поговорки, загадки на данную орфограмму по картинкам. |
Самостоятельно читают параграф 81, запоминают правило, сверяя свой ответ с учебником, записывают свои предложения в тетрадь по картинкам (на столе лежат картинки - раздаточный материал). |
6 мин. |
10 |
Контроль сильных учащихся, работавших самостоятельно. |
Электронные модули: 1. Электронный модуль «Не с существитель-ными. К» (№6), 2. Электронный модуль «Не с существитель-ными . П» (№7) |
Работа с интерактивной доской. В то время, как слабые ученики самостоятельно работают, учитель проверяет сильных учащихся, отключив их от самостоятельной работы.
|
Отвечают. |
Отводит-ся то же время, что и на самос-тоятель-ную работу слабых учени-ков, т. е. 6 мин. |
11 |
Контроль усвоения нового материала всех учащихся. Графический диктант. |
|
Слово учителя: -Запишите цифры от 1 до 10. И под цифрами поставьте «+», если Не с существительным пишется слитно, и «-», если раздельно. Учитель диктует предложения. 1.Таня - маленькая неряха. 2.Ты мне не друг, а попутчик. 3.Рассказать небылицу приятелю. 4.Голубые незабудки стоят в вазе. 5.Выразить недоверие словам оппонента. 6.Настя большая неженка. 7.Нерешительность вратаря привела к проигрышу. 8.Это дерево не ель. 9.Чувствовалась небрежность в одежде. 10.На улице разыгралась непогода. Слово учителя: - Сверяем с доской (демонстрирует слайд №4 из презентации). У кого правильно? Похвалите себя! Поставьте восклицательный знак на полях. Кто ошибся, тот ставит на полях точку. |
В тетради пишут цифры от 1 до 10. НЕ с существительным слитно - плюс, раздельно – минус.
Сверяют с доской. |
4 мин. |
12 |
Домашнее задание (дается по степени усвоения нового материала). |
|
Учитель озвучивает домашнее задание: 1 гр. (тот, кто работал весь урок самостоятельно и сделал все задания). Составить диктовку на изученную орфограмму из 10 слов. 2 гр. (тот, кто работал самостоятельно и не сделал все задание). Доделать задание, придумать диктовку на изученную орфограмму из 7 слов. З гр. Сделать все задания (раздаточный материал). Слово учителя: - Урок окончен. Всем спасибо. |
Записывают домашнее задание. |
1 мин. |
Приложение к плану-конспекту урока
«Слитное и раздельное написание НЕ с существительными»
(Адаптивная система обучения. Объяснение нового материала).
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 |
Мультимедиа урок «Слитное и раздельное написание Не с существительными» |
Электронный информационный модуль учебного типа |
Анимационный фрагмент |
http://fcior.edu.ru/card/15639/slitnoe-i-razdelnoe-napisanie-ne-s-sushestvitelnymi.html |
2 |
Интерактивная таблица. |
Практический, интерактивный |
Тест. |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/71bcdf3b-0341-4acd-8151-84bbc8d06e89/%5BRUS7_153%5D_%5BQS_106%5D.html |
3 |
Интерактивная таблица. |
Практический, интерактивный |
Тест. |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/37d9412a-f8b5-43c1-a523-36ff927a7b35/%5BRUS7_153%5D_%5BQS_108H%5D.html |
4 |
Интерактивная таблица. |
Практический, интерактивный |
Тест. |
|
5 |
Электронный учебный модуль. |
Электронный учебный модуль контрольного типа |
Тестовое задание. Контроль. |
http://fcior.edu.ru/card/8996/slitnoe-i-razdelnoe-napisanie-ne-s-sushestvitelnymi.html |
6 |
Электронный модуль. |
Контрольный, интерактивный |
Тест. |
|
7 |
Электронный модуль. |
Практический, интерактивный |
Тест. Практикум. |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Каштанова Наталья Александровна
→ Kashtanova 09.01.2012 0 8464 1682 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.