Урок "Ранние рассказы М.Горького."Старуха Изергиль"


Урок «Ранние рассказы М.Горького.

Эволюция художественной трактовки индивидуализма в рассказе «Старуха Изергиль». Урок-практикум составила Марычева Н.Г., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 26 г.Комсомольска-на-Амуре

Цели:

  1. узнать особенности ранних произведений Горького на примере рассказов «Макар Чудра» и «Челкаш»

  2. уметь проследить эволюцию художественной трактовки индивидуализма на рассказе «Старуха Изергиль», суметь найти худ. Средства и доказать свою мысль

  3. ответить в конце урока на контрольный вопрос.


Оформление доски:

  • Эпиграф: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой»

Гёте.

  • I. автор

- рабочей среды

- неудовлетворенность, смещение реального и фактического

II. герой

- может быть из низов

- далек от идеала

- дается в социальном окружении

- может быть героическим символом

III. художественные особенности

- новизна тематики (наказанием одиночеством – Лара)

- разножанровость (легенды, песни, сказки, рассказы)

- идея – проставление подвига

- сюжет – стремительное динамическое развитие

- гиперболизация качеств

- ритмичность прозы

- речь – напряженная, взволнованная

- множество эпитетов, сравнений, метафор

-связь с современностью


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Ранние рассказы Горького

«Романтика Горького неоднопланова: он обращается к традициям романтиков 19 в. и к традициям УНТ. Чтобы понять это, прослушаем 2 доклада»

1-й ученик доклад по рассказу «Макар Чудра»


«Итак, в жанре УНТ (легенда) написаны такие произведения, как «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о буревестнике», «Песня о соколе». Как в любой легенде, здесь есть сказитель (цыган Мака Чурда), герои легенды (Рада, Лойко Зобар)- романтические герои, их идеал – свобода, стремление к ней приводит к внешнему (между героями), который приводит к гибели героев( они настолько любят свободу, что любовь друг к другу считают цепью), и внутреннему конфликту(между чувством любви и любовью к свободе.


«Прослушаем 2-ой доклад по рассказу «Челкаш»

2-ой доклад по рассказу «Челкаш»


«Итак, Горький сопоставляет жизнь природы ( у природы – мощь) и жизнь человека ( у человека – суета).Первоначально симпатии автор отдает Гавриле, но в этом конфликте духовно побеждает Челкаш (финал всё поворачивает по-другому). Внимание не только характерам, но и обстоятельствам, которые губят человека, народ, что социальное положение ничего не значит, так что нравственно Гаврила оказался ниже Челкаша. В чем?










Гаврила хотел убить Челкаша.

Анализ рассказа «Старуха Изергиль»


Легенда о Ларре







История жизни старухи Изергиль


«Чтобы перейти к анализу рассказа «Старуха Изергиль», сначала вспомним легенды»

1-й ученик рассказывает легенду о Ларре

«Сделайте вывод»

Ларра близок к Демону Лермонтова, он является воплощением индивидуализма и эгоцентризма.

«Какие художественные средства нам об говорят?»

Эпитеты, метафоры, стравнения

Найдите их.

Работа по тексту

«Что можно сказать о судьбе старухи?»

Ученик рассказывает историю жизни старухи Изергиль.


«Сделайте вывод»

Образ старухи Изергиль противоречив, в ее жизни было много такого, что можно расценить неоднозначно. Добро и зло – всё перемешано в ней, как в жизни.


«Найдите худ. средства в описании ее истории жизни, ее портрет. Что в ней противоречит?»

Работа с текстом

Легенда о Данко

«Легенду о Данко нам расскажет…

Ученик рассказывает легенду о Данко


«Сделайте вывод»

Главный для Данко вопрос: «Что я сделал для людей?» Этот вопрос каждый из нас должен задать в своей жизни, ведь человек остается в памяти людей в делах своих. Именно в смерти Данко – его бессмертие.


«Схема рассказа:

Я - Изергиль - Я

(Ларра) (Данко)


Два разных «Я», противопоставленных друг другу (Данко и Лара), это два противоположных отношения к жизни, которые есть и сейчас.. Почему история жизни старухи Изергиль дана между легендами о Данко и Ларе?»





Т.к. в ней (в старухе) соединяются два противоположных начала.


Докажите вашу мысль ее поступками

Дети приводят примеры


Кто из героев достоин жизни и свободы? Почему?

Доказывают, отвечая на вопросы.


Найдите в рассказе «Старуха Изергиль» три типа эгоизма.

1. эгоцентризм (Лара)

2. эгоизм борьбы за народ (Данко)

3. эгоизм старухи


Какие две гордости есть в рассказе?

Данко и Ларра

Вывод

Запишите вывод о романтизме Горького (он написан на доске)

Запись в тетрадь

Контрольные вопросы

1.объясните смысл эпиграфа на примере рассказа «Старуха Изергиль»

2.связь с современностью рассказа «Старуха Изергиль»

3. Как вы понимаете выражение: «Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой»


Домашнее задание

По группам




Полный текст материала Урок "Ранние рассказы М.Горького."Старуха Изергиль" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Марычева Наталья Геннадьевна  Марычева
13.01.2012 0 6061 1504

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК