Об изучении правописания безударных личных окончаний глаголов 5-6 класс
КАТАНОВА Ирина Николаевна
учитель русского языка и литературы
ГОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 618» г. Санкт-Петербурга
Учителя-предметники
Здоровье сберегающие технологии
ОБ ИЗУЧЕНИИ ОРФОГРАММЫ «БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В ЛИЧНОМ ОКОНЧАНИИ ГЛАГОЛА» СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ
Организация здоровье сберегающего учебного процесса особенно актуальна в настоящее время, поэтому строю урок так, чтобы сразу включить ученика в мыслительную деятельность, дать в руки наглядную схему-алгоритм, которая обязательно приведет к правильному ответу, а следовательно и к успешному освоению конкретной орфограммы.
Приступая к изучению орфограммы «Безударная гласная в личном окончании глагола» в V классе, создаю проблемную ситуацию. На доске фраза:
Поедем поедим.
- Чем отличается написание данных слов?
- Почему по-разному пишутся данные глаголы? (в глаголах учащиеся ставят ударение, обозначают окончания)
Далее добиваюсь, чтобы учащиеся четко разграничивали ннфинитив и личные формы глагола, а среди личных форм безошибочно определяли ударные и безударные окончания. Опыт показывает, что если упустить этот момент, то в дальнейшем ученики не смогут правильно применять схему-алгоритм. Мы неоднократно встречались с тем, что учащиеся V класса, увидев глагол в начальной форме, например смотреть, принимали его за личный глагол I спряжения, объясняя это тем, что в данном глаголе есть гласная Е.
На этом этапе изучения орфограммы помогает сравнительная таблица данных глагольных форм, в которой акцентируется внимание учащихся на различном морфемном строении инфинитивов и личных форм глаголов, на их разных морфологических признаках. Среди личных форм глаголов выделяются портретные окончания глаголов I спряжения(Е-образные глаголы) и II спряжения (И- образные глаголы), дети заучивают их наизусть (рисунок 1).
Далее даем ученикам памятку «Как проверить написание безударных личных окончаний глагола» ( рисунок 2).
К этой памятке ученики сочинили четверостишие:
У глагола есть спряженье,
По числу их ровно два:
Е, У, Ю - спряженье первое,
А второе - И, А, Я !
Затем предъявляю учащимся алгоритм «Как определить безударное личное окончание глагола по спряжению?»
Задай вопрос к данной форме глагола.
По этому вопросу найди вопрос начальной формы .
Образуй начальную форму, руководствуясь полученным вариантом вопроса ( если есть приставка ВЫ- , работай со словом без нее).
Определи по суффиксу инфинитива, к какому спряжению относится глагол.
Сначала ученик спрашивает себя:
- Это глаголы брить, стелить?
↙ ↘
Да. Нет.
Это -Глагол оканчивается на –ИТЬ?
глагол
I спр., ↙ ↘
Е-образный Да. Нет.
Это - Это 4 глагола на –АТЬ?
глагол ↙ ↘
II спр., Да. Нет
И-образный Это -Это 7 глаголов на –ЕТЬ?
глагол
II спр., ↙ ↘
И-образный Да. Нет.
Это Это
глагол глагол
II спр., I спр.,
И-образный Е-образный
Запомнить алгоритм в таком виде не под силу самым слабым ученикам, но, если представить его в виде картинки чудо-змеи, дело двигается с мертвой точки, поэтому пункт 4 формулируется для непонятливых так:
4. Определи по чудо-змее, двигаясь от головы змеи к хвосту,
к какому спряжению относится глагол .
Таким образом стараюсь активизировать деятельность правого полушария, включая образное мышление, создать ассоциативную связь между образом и понятием ( рисунок 3).
Выбери букву для обозначения безударного гласного в окончании данного глагола.
Проверь себя
Образец рассуждения:
Он все осил…т Поед…м
1.Что сделает? 1.Что сделаем?
2. Что сделать? 2.Что сделать?
3. ОсилИТЬ 3.ПоехАТЬ
4. На – ИТЬ, в исключения не входит , 4. На –АТЬ,в исключения не входит,
и-образный , второго спряжения II е-образный, первого спряжения I
5. Пишу -ИТ. 5. Пишу –ЕМ.
Наглядная схема-алгоритм задает ход мысли, позволяя ученику правильно определять спряжение глаголов, что кажется мне самым ценным в этой схеме.
Эту же схему применяю и в 7 классе при изучении правописания безударных суффиксов страдательных причастий настоящего времени (СПНВ) и действительных причастий настоящего времени (ДПНВ).
Умение определять спряжение глагола необходимо и для различения правописания глаголов изъявительного и повелительного наклонения.
РАЗЛИЧАЙ глаголы ИЗЪЯВИТЕЛЬНОГО и ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО наклонения!
Глаголы в повелительном наклонении пиши с суффиксом –И-!
крикнИте (повелительное наклонение)
посмотрИте (повелительное наклонение)
Окончания глаголов в изъявительном наклонении выбирай в зависимости от спряжения:
крикнЕТЕ (изъявительное наклонение, глагол первого спряжения)
посмотрИТЕ (изъявительное наклонение, глагол второго спряжения)
Использование чудо-змеи для определения спряжения глаголов нравится ученикам , потому что помогает детям , особенно со слабо развитым логическим мышлением, быстрее овладевать грамматическими абстракциями, уменьшить количество ошибок при написании безударных личных окончаний глаголов, позволяет экономить учебное время и сохранять здоровье наших учеников.
Различай ИНФИНИТИВ (начальную , неопределенную форму ) глагола и ЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ГЛАГОЛА
↙ ↘
УДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ
I спр. II спр. I спр. II спр.
НЕСТИ я нес-У спл-Ю мо-Ю кле-Ю
СПАТЬ ты нес-ЕШЬ сп-ИШЬ мо-ЕШЬ кле-ИШЬ
МЫТЬ он нес-ЕТ сп-ИТ мо-ЕТ кле-ИТ
КЛЕИТЬ мы нес-ЕМ сп-ИМ мо-ЕМ кле-ИМ
БЕРЕЧЬ вы нес-ЕТЕ сп-ИТЕ мо-ЕТЕ кле-ИТЕ
ЛАЯТЬ они нес-УТ сп-ЯТ мо-ЮТ кле-ЯТ
ЛЕТЕТЬ Е-образный И-образный Е-образный И-образный ПИШИ,КАК СЛЫШИШЬ ОПРЕДЕЛИ ПО СПРЯЖЕНИЮ ГЛАГОЛА
Рисунок 1
Памятка «Как проверить написание безударного личного окончания глагола»
ЗАПОМНИТЕ!
1.Спряжение глаголов с безударным личным окончанием определяется по инфинитиву.
2. Гласная-суффикс в инфинитиве указывает на спряжение.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
ЧТО СДЕЛАТЬ?
↙ ↘
I спр. II спр.
А ТЬ И ТЬ
Я ТЬ
О ТЬ
Е ТЬ
НУ ТЬ
□ и др.
+ искл.: БРИТЬ,СТЕЛИТЬ + искл.: СЛЫШАТЬ,ВИДЕТЬ и ОБИДЕТЬ,
ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ и НЕНАВИДЕТЬ,
и ДЫШАТЬ,СМОТРЕТЬ,ВЕРТЕТЬ,
и ЗАВИСЕТЬ, и ТЕРПЕТЬ
1л. -ЕМ 1 л. -ИМ
2 л. –ЕШЬ -ЕТЕ 2 л. –ИШЬ - ИТЕ
3 л. -ЕТ -УТ/ -ЮТ 3 л. –ИТ - АТ / -ЯТ
Рисунок 2
Рисунок 3
На странице приведен фрагмент.
Автор: Катанова Ирина Николаевна
→ солнце8458 15.01.2012 0 8016 1033 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.