Об изучении правописания безударных личных окончаний глаголов 5-6 класс


КАТАНОВА Ирина Николаевна

учитель русского языка и литературы

ГОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 618» г. Санкт-Петербурга

Учителя-предметники

Здоровье сберегающие технологии



ОБ ИЗУЧЕНИИ ОРФОГРАММЫ «БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В ЛИЧНОМ ОКОНЧАНИИ ГЛАГОЛА» СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ


Организация здоровье сберегающего учебного процесса особенно актуальна в настоящее время, поэтому строю урок так, чтобы сразу включить ученика в мыслительную деятельность, дать в руки наглядную схему-алгоритм, которая обязательно приведет к правильному ответу, а следовательно и к успешному освоению конкретной орфограммы.

Приступая к изучению орфограммы «Безударная гласная в личном окончании глагола» в V классе, создаю проблемную ситуацию. На доске фраза:

Поедем поедим.

- Чем отличается написание данных слов?

- Почему по-разному пишутся данные глаголы? (в глаголах учащиеся ставят ударение, обозначают окончания)


Далее добиваюсь, чтобы учащиеся четко разграничивали ннфинитив и личные формы глагола, а среди личных форм безошибочно определяли ударные и безударные окончания. Опыт показывает, что если упустить этот момент, то в дальнейшем ученики не смогут правильно применять схему-алгоритм. Мы неоднократно встречались с тем, что учащиеся V класса, увидев глагол в начальной форме, например смотреть, принимали его за личный глагол I спряжения, объясняя это тем, что в данном глаголе есть гласная Е.

На этом этапе изучения орфограммы помогает сравнительная таблица данных глагольных форм, в которой акцентируется внимание учащихся на различном морфемном строении инфинитивов и личных форм глаголов, на их разных морфологических признаках. Среди личных форм глаголов выделяются портретные окончания глаголов I спряжения(Е-образные глаголы) и II спряжения (И- образные глаголы), дети заучивают их наизусть (рисунок 1).

Далее даем ученикам памятку «Как проверить написание безударных личных окончаний глагола» ( рисунок 2).

К этой памятке ученики сочинили четверостишие:

У глагола есть спряженье,

По числу их ровно два:

Е, У, Ю - спряженье первое,

А второе - И, А, Я !

Затем предъявляю учащимся алгоритм «Как определить безударное личное окончание глагола по спряжению?»

  1. Задай вопрос к данной форме глагола.

  2. По этому вопросу найди вопрос начальной формы .

  3. Образуй начальную форму, руководствуясь полученным вариантом вопроса ( если есть приставка ВЫ- , работай со словом без нее).

  4. Определи по суффиксу инфинитива, к какому спряжению относится глагол.

Сначала ученик спрашивает себя:

- Это глаголы брить, стелить?

Да. Нет.



Это -Глагол оканчивается на –ИТЬ?

глагол

I спр., ↙ ↘

Е-образный Да. Нет.

Это - Это 4 глагола на –АТЬ?

глагол ↙ ↘

II спр., Да. Нет

И-образный Это -Это 7 глаголов на –ЕТЬ?

глагол

II спр., ↙ ↘

И-образный Да. Нет.

Это Это

глагол глагол

II спр., I спр.,

И-образный Е-образный



Запомнить алгоритм в таком виде не под силу самым слабым ученикам, но, если представить его в виде картинки чудо-змеи, дело двигается с мертвой точки, поэтому пункт 4 формулируется для непонятливых так:

4. Определи по чудо-змее, двигаясь от головы змеи к хвосту,

к какому спряжению относится глагол .

Таким образом стараюсь активизировать деятельность правого полушария, включая образное мышление, создать ассоциативную связь между образом и понятием ( рисунок 3).





  1. Выбери букву для обозначения безударного гласного в окончании данного глагола.

  2. Проверь себя

Образец рассуждения:

Он все осил…т Поед…м

1.Что сделает? 1.Что сделаем?

2. Что сделать? 2.Что сделать?

3. ОсилИТЬ 3.ПоехАТЬ

4. На – ИТЬ, в исключения не входит , 4. На –АТЬ,в исключения не входит,

и-образный , второго спряжения II е-образный, первого спряжения I

5. Пишу -ИТ. 5. Пишу –ЕМ.



Наглядная схема-алгоритм задает ход мысли, позволяя ученику правильно определять спряжение глаголов, что кажется мне самым ценным в этой схеме.

Эту же схему применяю и в 7 классе при изучении правописания безударных суффиксов страдательных причастий настоящего времени (СПНВ) и действительных причастий настоящего времени (ДПНВ).

Умение определять спряжение глагола необходимо и для различения правописания глаголов изъявительного и повелительного наклонения.

РАЗЛИЧАЙ глаголы ИЗЪЯВИТЕЛЬНОГО и ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО наклонения!

Глаголы в повелительном наклонении пиши с суффиксом –И-!

крикнИте (повелительное наклонение)

посмотрИте (повелительное наклонение)

Окончания глаголов в изъявительном наклонении выбирай в зависимости от спряжения:

крикнЕТЕ (изъявительное наклонение, глагол первого спряжения)

посмотрИТЕ (изъявительное наклонение, глагол второго спряжения)

Использование чудо-змеи для определения спряжения глаголов нравится ученикам , потому что помогает детям , особенно со слабо развитым логическим мышлением, быстрее овладевать грамматическими абстракциями, уменьшить количество ошибок при написании безударных личных окончаний глаголов, позволяет экономить учебное время и сохранять здоровье наших учеников.





Различай ИНФИНИТИВ (начальную , неопределенную форму ) глагола и ЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ГЛАГОЛА

↙ ↘

УДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ

I спр. II спр. I спр. II спр.

НЕСТИ я нес-У спл-Ю мо-Ю кле-Ю

СПАТЬ ты нес-ЕШЬ сп-ИШЬ мо-ЕШЬ кле-ИШЬ

МЫТЬ он нес-ЕТ сп-ИТ мо-ЕТ кле-ИТ

КЛЕИТЬ мы нес-ЕМ сп-ИМ мо-ЕМ кле-ИМ

БЕРЕЧЬ вы нес-ЕТЕ сп-ИТЕ мо-ЕТЕ кле-ИТЕ

ЛАЯТЬ они нес-УТ сп-ЯТ мо-ЮТ кле-ЯТ

ЛЕТЕТЬ Е-образный И-образный Е-образный И-образный ПИШИ,КАК СЛЫШИШЬ ОПРЕДЕЛИ ПО СПРЯЖЕНИЮ ГЛАГОЛА











Рисунок 1





Памятка «Как проверить написание безударного личного окончания глагола»

ЗАПОМНИТЕ!

1.Спряжение глаголов с безударным личным окончанием определяется по инфинитиву.

2. Гласная-суффикс в инфинитиве указывает на спряжение.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

ЧТО СДЕЛАТЬ?

I спр. II спр.

А ТЬ И ТЬ

Я ТЬ

О ТЬ

Е ТЬ

НУ ТЬ

и др.

+ искл.: БРИТЬ,СТЕЛИТЬ + искл.: СЛЫШАТЬ,ВИДЕТЬ и ОБИДЕТЬ,

ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ и НЕНАВИДЕТЬ,

и ДЫШАТЬ,СМОТРЕТЬ,ВЕРТЕТЬ,

и ЗАВИСЕТЬ, и ТЕРПЕТЬ





1л. -ЕМ 1 л. -ИМ

2 л. –ЕШЬ -ЕТЕ 2 л. –ИШЬ - ИТЕ

3 л. -ЕТ -УТ/ -ЮТ 3 л. –ИТ - АТ / -ЯТ



Рисунок 2











Рисунок 3


Полный текст материала Об изучении правописания безударных личных окончаний глаголов 5-6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Катанова Ирина Николаевна  солнце8458
15.01.2012 0 8016 1033

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК