Урок русского языка в 5 классе по теме "Различение -тся и ться"


Тема урока. Понятие о наречии.

Цель: углубить знания о наречии как о самостоятельной части речи.

Задачи: а) формировать умение узнавать наречие, отличать его от других частей речи по совокупности признаков; использовать в речи;

б) развивать организационные, информационные, коммуникативные, интеллектуальные навыки, творческое и образное мышление;

в) воспитывать творческую, инициативную, самоценную личность.


План комбинированного занятия.

1

Психологический настрой на деятельность.

3 минуты.

2

Самостоятельная работа с текстом параграфа.

12 минут.

3

Задания по осмыслению содержания параграфа.

10 минут.

4

Самостоятельная работа учащихся по выполнению фрагментов заданий.

10 минут.

5

Экспресс-контроль выполнения фрагментов заданий в группах.

5 минут.

6

Подведение итогов работы.

5 минут.

    1. Психологический настрой на деятельность.

Приветствие. Запись числа, темы урока.

- К концу сегодняшнего урока вы должны знать общее грамматическое значение наречия, его морфологические признаки и синтаксическую роль; уметь узнавать наречие «в лицо», отличать от других частей речи.

Я знаю: каждый в классе – гений, каждый проявит максимум старания, творчества в изучении нового материала.

2,3. Самостоятельная работа с текстом параграфа. Задания по осмыслению содержания параграфа.

1-ая группа.

Прочитайте текст. Что нового узнали? Определите стиль текста, докажите своё мнение. Перескажите текст.

Термин наречие встречается уже в древнерусском языке. В этом слове выделяется корень –реч-, который прежде был более многозначным, чем в современном языке. Слово речь когда-то имело среди других значений и значение «глагол». Поэтому, если буквально перевести термин наречие на современный язык, мы получим искусственное слово наглаголие.

Следовательно, между глаголом и наречием существует непосредственная связь. Какая? Уже древние учёные главную особенность наречия видели в том, что оно должно быть связано с глаголом. Так оно и есть: наречие при глаголе выполняет ту же функцию, что и прилагательное при существительном, уточняя его и сообщая ему чёткость и стилистическую выразительность. Ср.: работать – работать вдохновенно, радостно, продуктивно и т.д.

(В.Иванов, З.Потиха)

2-ая группа.

Упр. 475, стр.161. Найдите в §116 учебника «Русский язык. Теория» ответ на вопрос: какая часть речи обозначает признаки действий и признаки других признаков? Приведите примеры словосочетаний, в состав которых входит эта часть речи. Что называется наречием? Выпишите из указанного параграфа сначала примеры

словосочетаний, в которых наречия обозначают признаки действий, затем – признаки признаков.





3-я группа.

Прочитайте §116 учебника «Русский язык. Теория», составьте схему, которая поможет узнавать наречия и определять их значения. Подумайте, в виде чего или кого вы изобразите наречие, глагол, без которого наречие не может жить.


4-ая группа.

Используя сведения §116 учебника «Русский язык. Теория», докажите, что

наречие – самостоятельная часть речи.


Уч-ся знакомят друг друга с выполненными заданиями, задают друг другу вопросы.

1-ая группа


3 -я группа




2 -ая группа


4-ая группа

4. Самостоятельная работа учащихся по выполнению фрагментов заданий.

Свободный выбор заданий:

Задание №1.

Придумать как можно больше наречий к глаголу бежать.

Задание №2.

Упражнение 477.

Задание №3.

Составьте небольшой текст, используя как можно больше наречий, подчеркните их как члены предложения.

Задание №4.

Сочините стихотворение по заданным рифмам: серьёзно

морозно

звонко

тонко.

Какими членами предложения будут эти слова?

5. Экспресс-контроль выполнения заданий в группах.

Уч-ся, выполнявшие 1-ое и 2-ое задания, сверяют свои ответы с образцами, 3-е и 4-е задания оценивает класс.

Или …

Если позволяет время, можно предложить мини-тест:

1. Наречие – это самостоятельная часть речи, которая

а) обозначает предмет,

б) обозначает действие предмета,

в) обозначает признак действия и признак признака.


2. Найдите неверное утверждение:

а) наречие – неизменяемая часть речи, значит, не имеет окончания;

б) наречия изменяются по числам, родам и падежам;

в) наречие зависит от глагола и прилагательного.


3. Укажите правильный морфемный разбор слов:

а) темно, весело, издалека;

б) темно, весело, издалека;

в) темно, весело, издалека.


4. В предложении наречие является:

а) подлежащим;

б) обстоятельством; в) дополнением.


5. Найдите ряд слов, в котором все слова – наречия:

а) по-своему, усвоить, приходить;

б) ещё, мало-помалу, быстро;

в) искренний, похожий, верный.


6.Подведение итогов.

- Назовите общее грамматическое значение наречия.

- …морфологические признаки наречия.

-…синтаксическую роль наречия.

- Дайте полное определение наречия.

- Ребята, понравились ли вы себе?

- Кого бы вы особенно отметили?

- Что было важным, интересным?

- «Скажите» аплодисментами, насколько хорошо вы справились?

Домашнее задание: работа по ИОП (индивидуально-ориентированный план с выбором заданий на «3», «4», «5»), творческое задание: сказку о неизменном бедном наречии.



Полный текст материала Урок русского языка в 5 классе по теме "Различение -тся и ться" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Логинова Валентина Ивановна  Сингарела
17.01.2012 0 3271 698

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК