Слайд 1
УРОК СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ
ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО РУССКОМУ
ЯЗЫКУ В 5-ОМ КЛАССЕ НА ТЕМУ
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (В ФОРМЕ ГИА) ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ»
ФИО учащегося ____________________________________
Дата выполнения работы ____________________________
ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ. ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ В1 – В10.
(1)Пушкин начал читать.
(2)С первой же строки Державин пришел в волнение. (3)Он впился глазами в мальчика. (4)В белых глазах под насупленными бровями забегали темные огоньки. (5)Крупные ноздри его раздулись. (6)Губы приметно двигались, повторяя за Пушкиным рифмы.
(7)В зале была тишина.
(8)Пушкин сам слышал звонкий, напряженный свой голос и сам ему повиновался. (9)Он не понимал слов, которые читал он – звуки его голоса тянули его за собою.
(10)Державин и Петров героям песнь бряцал
(11)Струнами громозвучных лир…
(12)Голос звенит – вот-вот сорвется.
(13)Державин откинулся в кресла, закрыл глаза и так слушал до конца.
(14)Была тишина…
(15)Пушкин повернулся и убежал.
(16)Державин вскочил и выбежал из-за стола. (17)В глазах его были слезы… (18)Он искал Пушкина.
(19)Пушкин бежал по лестницам вверх. (20)Он добежал до своей комнаты и бросился на подушки, плача и смеясь. (21)Через несколько минут к нему вбежал Вильгельм. (22)Он был бледен как полотно. (23)Он бросился к Пушкину, обнял его, прижал к груди и пробормотал:
(24)- Александр! (25)Александр! (26)Горжусь тобой. (27)Будь счастлив. (28)Тебе Державин лиру передает.
В1. Среди предложений 4-6 найдите слово, правописание приставки которого зависит от звонкости-глухости следующего за ним согласного. ________________
В2. Из предложения 8 выпишите грамматическую основу.
________________________________________________
В3. Из предложения 9 выпишите словосочетание, соответствующее схеме гл. + сущ. ________________________________________________
В4. Из предложений 10 – 11 выпишите сложное имя прилагательное.
________________________________________________
В5. Составьте схему 12 предложения. ________________________________
В6. Среди предложений 13 – 15 найдите предложение, которое соответствует характеристике ( повествовательное, нераспространенное, двусоставное). Укажите номер предложения. Укажите его номер. __________________________________
В7. Из предложений 18 – 20 выпишите слово с непроизносимым согласным в корне. _______________________________________________________________
В8. Среди предложений 23 – 26 найдите предложение, соответствующее характеристике ( повествовательное, односоставное, распространенное). Укажите номер этого предложения. Укажите его номер. ______________________________
В9. Среди предложений 7 – 10 найдите сложное предложение. Укажите его номер. ___________________________________
В10. Среди предложений 16 – 18 найдите предложение с однородными членами. Укажите номер этого предложения. __________________________________________
Запишите отрывок по памяти, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Подчеркните грамматические основы.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Запишите отрывок по памяти, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Подчеркните грамматические основы.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Урок обобщения и систематизации
знаний, умений и навыков
по русскому языку в 5-ом классе на тему:
Синтаксис и пунктуация
Тип урока: комбинированный
(русский язык + литература)
Учитель русского языка и литературы МБОУ Михайловской СОШ
Красносулинского района Ростовской области: Агапова Т. Н.
ПОВТОРИТЕЛЬНО – ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ»
Цели урока:
Образовательные:
повторить и обобщить полученные теоретические знания по изученному разделу;
совершенствовать умения и навыки постановки знаков препинания в сложных предложениях и предложениях с однородными членами;
продолжить работу по формированию орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.
Развивающие:
развивать у учащихся критическое мышление;
развитее навыка устного рисования;
развитие умения аргументировать и доказывать свою точку зрения;
продолжить работу по развитию грамотной устной речи учащихся.
Воспитательные:
повышать интерес к изучению русского языка;
повышать интерес к чтению литературных произведений.
Тип урока: интегрированный ( русский язык и литература)
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал для учащихся.
ХОД УРОКА
Организация начала урока.
Целеполагание.
Вступительное слово учителя.
Родному языку человек учится с раннего детства, постепенно постигая все его заветные тайны. Мы общаемся с разными людьми, слушаем музыку, получаем информацию из СМИ и, конечно же, читаем разнообразную литературу. Читая то или иное произведение, мы вдумываемся в каждое слово, размышляем над поступками героев, делаем для себя определенные выводы. У каждого свои читательские интересы: кто-то отдает предпочтение научной литературе; некоторые любят фантастику; другим интересна классика. К сожалению, есть и такая категория людей, которые не любят читать вообще.
Сегодня мы будем говорить о великом русском поэте, писателе, драматурге, имя которого знакомо каждому человеку с раннего детства. Как вы считаете, о ком пойдет речь? Портрет этого человека перед вами. Конечно же, это Александр Сергеевич Пушкин!
Что вы знаете о нем?
С какими произведениями Пушкина вы знакомы?
Какова роль сказок в жизни каждого человека?
Вспомните и прочитайте строки его знаменитых стихотворений.
Обратите внимание на предложения, записанные на доске. Прочитайте их выразительно, соблюдая интонацию. (Слайд № 3)
Чтение – вот лучшее учение.
А. С. Пушкин
Сказки любят читать все: и взрослые, и дети, и старики.
Какую роль в нашей жизни играют книги?
Как вы считаете, смогут ли заменить электронные книги «живые» книги?
В чем преимущества каждой из них.
Спишите предложения, графически объясните постановку знаков препинания.
Работа с лирическим произведением. (Слайд № 4)
Бессмертие
По-русски г..ворим мы с детства,
Но волшебство знакомых слов
Мы обр..таем как наследство,
В с..янье пушкинских стихов.
Поэт не стал д..лекой тенью,
Св..тыней, отданной в музей.
Он шумно праз..нует рожденье
Среди бе..численных друзей.
Прочитайте стихотворение С. Я. Маршака.
Какова его основная мысль?
Чем дорог Пушкин для русского народа?
Как вы понимаете смысл последних двух строк стихотворения?
Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните выбор орфограммы.
Запись предложений с последующим их анализом. (комментированное письмо) (Слайд № 5)
Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало.
Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями.
Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она. (знаки препинания не расставлены)
Запишите предложения, объясните постановку знаков препинания.
Составьте схемы предложений.
Чем отличаются сложные предложения от простых?
Какие члены предложения называются однородными?
Работа с иллюстрациями. (Слайд № 6, 7)
Рассмотрите иллюстрации. Герои какого произведения изображены на них?
Чему учит нас «Сказка о рыбаке и рыбке»?
Прочитайте выразительно предложения.
Определите лексическое значение слова «ветхий».
Объясните постановку знаков препинания в последнем предложении.
Запишите предложение, составьте схему.
Что вы знаете об обращении?
Приведите примеры предложений с обращениями.
Из какого произведения эти строки?
Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок! Не видал ли
где на свете ты царевны молодой?
Назовите слова-обращения.
Расскажите о героях, изображенных на иллюстрациях.
Письмо по памяти. (Слайд № 8)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Вспомните пушкинские строки. Запишите отрывок по памяти, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Подчеркните грамматические основы.
Синтаксический разбор предложений. (самопроверка) (Слайд 9, 10)
Какими знаниями должен обладать каждый учащийся, чтобы выполнить синтаксический разбор простого предложения? ( учащиеся должны уметь определять главные и второстепенные члены предложения; знать и различать распространенные предложения от нераспространенных, односоставные от двусоставных, простые от сложных; знать виды предложений по цели высказывания.)
Лошади бежали дружно.
В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем.
Спишите предложения. Выполните синтаксический разбор. Дайте полную характеристику каждому предложению.
Подведение итогов.
Что изучает раздел «синтаксис и пунктуация»?
Чем отличаются глагольные словосочетания от именных?
Какие предложения называются сложными?
Что необходимо знать для того, чтобы выполнить синтаксический разбор предложений?
Рефлексия. Задание на дом.
Чему был посвящен сегодняшний урок?
Выполнение какого задания, вызвало у вас особый интерес.
Что вызвало затруднения?
Контроль знаний.
Прочитайте текст. Выполните задания В1 – В10.
(1)Пушкин начал читать.
(2)С первой же строки Державин пришел в волнение. (3)Он впился глазами в мальчика. (4)В белых глазах под насупленными бровями забегали темные огоньки. (5)Крупные ноздри его раздулись. (6)Губы приметно двигались, повторяя за Пушкиным рифмы.
(7)В зале была тишина.
(8)Пушкин сам слышал звонкий, напряженный свой голос и сам ему повиновался. (9)Он не понимал слов, которые читал он – звуки его голоса тянули его за собою.
(10)Державин и Петров героям песнь бряцал
(11)Струнами громозвучных лир…
(12)Голос звенит – вот-вот сорвется.
(13)Державин откинулся в кресла, закрыл глаза и так слушал до конца.
(14)Была тишина…
(15)Пушкин повернулся и убежал.
(16)Державин вскочил и выбежал из-за стола. (17)В глазах его были слезы… (18)Он искал Пушкина.
(19)Пушкин бежал по лестницам вверх. (20)Он добежал до своей комнаты и бросился на подушки, плача и смеясь. (21)Через несколько минут к нему вбежал Вильгельм. (22)Он был бледен как полотно. (23)Он бросился к Пушкину, обнял его, прижал к груди и пробормотал:
(24)- Александр! (25)Александр! (26)Горжусь тобой. (27)Будь счастлив. (28)Тебе Державин лиру передает.
В1. Среди предложений 4-6 найдите слово, правописание приставки которого зависит от звонкости-глухости следующего за ним согласного. ________________
В2. Из предложения 8 выпишите грамматическую основу.
________________________________________________
В3. Из предложения 9 выпишите словосочетание, соответствующее схеме гл. + сущ. ________________________________________________
В4. Из предложений 10 – 11 выпишите сложное имя прилагательное.
________________________________________________
В5. Составьте схему 12 предложения. ________________________________
В6. Среди предложений 13 – 15 найдите предложение, которое соответствует характеристике ( повествовательное, нераспространенное, двусоставное). Укажите номер предложения. Укажите его номер. __________________________________
В7. Из предложений 18 – 20 выпишите слово с непроизносимым согласным в корне. _______________________________________________________________
В8. Среди предложений 23 – 26 найдите предложение, соответствующее характеристике ( повествовательное, односоставное, распространенное). Укажите номер этого предложения. Укажите его номер. ______________________________
В9. Среди предложений 7 – 10 найдите сложное предложение. Укажите его номер. ___________________________________
В10. Среди предложений 16 – 18 найдите предложение с однородными членами. Укажите номер этого предложения. __________________________________________
Список используемой литературы.
Е. К. Францман. Сборник диктантов по русскому языку 5-9 классы. Москва. Просвещение. 1999г.
Г. И. Блинов, В. А. Антохина. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации 5-9 классы. Москва. Просвещение. 1999г.
Н. Г. Ткаченко. Тесты по грамматике русского языка. Москва. Айрис – Пресс. 2006г.
А. Д. Дейкина. Т. М. Пахнова. А. С. Пушкин на уроках русского языка в 5 классе». Москва. Аркти. 1999г.
Автор: Агапова Татьяна Николаевна
→ АгаповаТатьяна 22.01.2012 3 7702 1450 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.