Урок литературыт «М. Горький о смысле жизни в «Песне о Соколе»; 8 класс
Урок по литературе разработан учителем русского языка и литературы МБОУ Вершино – Шахтаминской СОШ Шелопугинского района Забайкальского края,
Калачевой Анастасией Владимировной
Открытый урок в 8-ом классе по теме
«М. Горький о смысле жизни в «Песне о Соколе»
Оформление
На доске записан эпиграф к уроку из рассказа М. Горького «Часы» (1896 г.): «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую».
Цели урока: 1) научить работать со словом в произведении;
2) через художественные средства выявить основную мысль произведения (подтекст);
3) воспитание позитивных качеств личности;
4) совершенствовать умение анализировать;
5) интерактивное общение.
Место урока в системе уроков: урок связан с предыдущими по теме «О смысле жизни» в произведениях Короленко «Парадокс», Л.Н. Толстого «После бала», М.Ю. Лермонтова «Мцыри», на которых велась работа с художественными средствами и их ролью в произведении. После изучения биографии писателя.
Тип урока урок – исследование
Приемы: 1) выразительное чтение;
2) работа с текстом;
3) письменная работа (схематизация, запись определений художественных средств)
Ход урока
Слово учителя: сегодня на уроке нам с вами предстоит познакомиться с произведением М.Горького «Песня о Соколе». После прочтения вы ответите на вопросы, что поможет определить нам тему и цель нашего занятия.
1) Выразительное чтение «Песни» учителем (произведение читается нараспев, не спеша, речетативом)
2)Вопросы после прочтения:
А) Кто рассказывает «песню»? (хороший знакомый героя, чабан Рагим);
Б) Присутствует ли автор в «песне»? (автор выступает как собеседник Рагима в начале и в конце произведения);
В) Как построено произведение? Какие части его можно выделить? (вступление, песня, заключение);
Г) Что объединяет начало и конец произведения? (пейзаж);
Д) Что кажется необыкновенным в описании природы? (природа одухотворена)
Слово учителя : этот прием называется олицетворением. При помощи такого художественного приема перед нами оживают в произведении различные предметы. Они наделены чувствами, мыслями, поступками, речью. Олицетворение помогает читателю ясно увидеть и услышать эти предметы.
3)Устное задание: найти в тексте олицетворения, +эпитеты – яркие образные определения( море вздыхает, уснуло; волны шепчут, ластятся; горы задумчивы; тени бегают идр. + мягкое серебристое голубое сияние луны, прозрачная ткань облаков, золотые узоры звезд, теплая и ласковая мгла, пышные зеленоватые гребни и др.) (в тетрадь записать определения олицетворение, эпитет).
Такие художественные средства помогают выявить основную мысль произведения.
4) Вопросы для учащихся:
А) Каково настроение автора и рассказчика? (найти и зачитать в 1-ой части (во вступлении: «…оба находимся в том настроении, когда все кажется прозрачным, одухотворенным, позволяющим проникать в себя, когда на сердце так чисто, легко и нет иных желаний, кроме желания думать")
Б) О чем рассуждает Рагим? (чтение там же)
5) Устное задание: сравнить 1-ый пейзаж с завершающим описанием произведение, сделать вывод: та же тишина. Но море странно чутко, живо, чувствуется в нем «много мощной, сдержанной силы».
Слово учителя: почему же произошло такое изменение в природе, в душе героя? С чем это связано? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно рассмотреть 1-ую и 2-ую главы – песню-сказку о Соколе и Уже.
6) Вопросы для учащихся:
А) О чем спорят Уж и Сокол?
Б) Можно ли противопоставить этих героев? Почему? ( у них несовместимые представления о правде жизни – на этом и строится диалог между Ужом и Соколом)
7) Дать определение антитезы – частого приема в произведениях Горького, в русском языке сравнить с понятием антоним, записать определение в тетрадь.
8) Устное задание: обратить внимание на эпиграф к уроку, найти в выражении антитезы (трусливые – мужественные, жадные – щедрые, гниение – горение)
9) Письменная работа: учащимся предлагается заполнить таблицу-схему с характеристиками героев, понятиями, связанными с этими героями ( примеры ищут в тексте и дополняют обобщенными понятиями), выделить и подчеркнуть ключевые слова.
СОКОЛ |
УЖ |
с частье познал, пожил славно, храбро бился, небо – его стихия, стремление вверх, взлет
|
ущелье, где темно, тепло и сыро, душно, пахнет гнилью, для него небо – пустое место, «Рожденный ползать – летать не может!..», « Земли творенье – землей живу я», стремление вниз, падение
|
Слово учителя: можно ли противопоставить понятия, которые записаны в 2 столбика?
Учитель рассказывает о понятии афоризм, о символике в произведении. Сокол – символ смелости, страсти к свободе, небо – символ счастья. Уж в русском фольклоре – носитель равнодушия, лени, самодовольства, трусости.
Через символику произведения подводим учащихся к выводу о том, что писатель показал в произведении животных, но наделил их человеческими качествами. Рассказать о подтексте и его значении в произведении. Подводим к цели урока – для чего делает это автор, что хотел этим сказать? Какие качества больше всего ценит в человеке Горький? Можно напомнить учащимся о ранее изученных произведениях («Мцыри», «Парадокс» и др., касающихся темы урока). Вывод: основной идеей произведения является смысл человеческой жизни.
Вывод ко всему уроку (определяют учащиеся с помощью учителя): В «Песне о Соколе» Горький показал себя большим мастером слова, который не только тщательно отобрал слова для произведения, но и расширил значения некоторых из них через олицетворения, противопоставления, эпитеты. Показал две формы жизни человека (обращение к эпиграфу урока). Смысл человеческой жизни в постоянной борьбе, исканиях; человек должен «гореть», быть готовым на самопожертвование. Эти качества и воплощены в образе Сокола. Вторая форма жизни – гниение присуща Ужу.
Зачитать отрывок из письма Горького сыну Максиму: «Это, брат… хорошо, не найти покоя, потому что те люди, которые находят в жизни покой, - при жизни становятся покойниками, скучнейший народ.»
10) Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение, ответив на вопрос «Можно ли считать «Песню о Соколе» актуальным»?
( Т.е. важен ли вопрос о смысле жизни в наше время? Какие люди живут как Сокол, а какие – как Уж? Встречали ли вы в своей жизни людей, похожих на этих персонажей?)
Литература:
Учебник литературы под редакцией Г.И. Беленького 8-ой класс, М.: Мнемозина, 2008.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Калачева Анастасия Владимировна
→ Настя73 14.02.2012 2 10082 1771 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.