Слайд 1
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9-ОМ КЛАССЕ НА
ТЕМУ
Понятие о бессоюзном
сложном предложении
Урок русского языка
в 9-ом классе по теме:
Понятие бессоюзного
сложного предложения
Учитель русского языка и литературе МБОУ Михайловской СОШ Красносулинского района Ростовской области: Агапова Т. Н.
ПОНЯТИЕ БЕССОЮЗНОГО СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели урока:
Формирование навыков и умений устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзных ложных.
Развивать навыки использования различных синонимических конструкций для передачи одного и того же смысла предложения.
Правильно расставлять знаки препинания в сложных предложениях с бессоюзной связью.
Организация начала урока.
Актуализация знаний.
Подготовка к изучению нового материала.
Пунктуационный анализ предложений.
Вода на мелководье была прозрачной, и каждый камушек радостно сиял, отбрасывая на песчаное дно дрожащую тень.
Мне показалось, что в тоне его чувствуется какая-то неловкость.
Допевают свои песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики, быть может, где-нибудь ещё белеют ландыши.
Прочитайте предложения, объясните (устно) постановку знаков препинания.
Дайте характеристику каждому предложению.
Составьте схемы 1-го и 2-го предложений.
Орфографическая работа.
Выпишите слова с выделенными буквами, графически объясните выбор орфограмм. Дополните орфографическую работу своими примерами:
Чередующиеся гласные в корнях слов (два слова);
Написание приставок ПРЕ и ПРИ (два слова);
Приставки на З, С (два слова).
Определите способ связи между частями сложного предложения (Допевают свои песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики, быть может, где-нибудь ещё белеют ландыши.)
Постарайтесь определить тему сегодняшнего урока. (учащиеся записывают тему урока)
Вывод.
Итак, какое предложение называется сложным бессоюзным?
На какие виды делятся все сложные предложения?
Чем они отличаются друг от друга?
Составьте схему бессоюзного сложного предложения.
Изучение нового материала.
Слово учителя. Части бессоюзного сложного предложения связаны между собой бессоюзной связью. В таких предложениях возможна постановка следующих знаков препинания: точки, точки с запятой, тире и двоеточия. А поможет нам верно определить выбор постановки того или иного знака препинания таблица-памятка.
Работа с таблицей-памяткой.
Рассмотрите внимательно таблицу.
От чего зависит постановка знаков препинания в бессоюзном сложном предложении?
На примере приведенных предложений докажите, что знаки препинания в них расставлены верно. (учитель обращает внимание учащихся на слова-помощники, выделенные красным цветом в таблице)
Таблица-памятка
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БСП
Знак препинания |
Значение |
Пример предложения |
|
перечисления |
Теплоход шёл, бесшумно разрезая волны; развлекая пассажиров, над палубой летали чайки. |
Здесь тучи смиренно идут подо мной, сквозь них, низвергаясь, шумят водопады. |
||
|
причины ( потому что ) |
Печален я: со мною друга нет. |
пояснения ( а именно ) |
Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. |
|
дополнения ( что ) |
Я понимал: выручить нас может только случайность. |
|
|
противопоставления ( а, но ) |
Скажешь слово – добавят десять. |
времени ( когда ) |
Лес рубят – щепки летят. |
|
условия ( если ) |
Раз солгал – на век лгуном стал. |
|
следствия ( значит, так как) |
Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая. |
Итак, каковы основные задачи нашего урока? ( учащиеся формулируют цель урока, которая состоит в формировании навыков и умений правильной постановки знаков препинания путем определения смысловых отношений между частями сложного бессоюзного предложения)
Постановка проблемы.
Прочитайте реплики Саши и Маши?
С какой проблемой столкнулись ребята при выполнении домашнего задания.
Выразите свое мнение относительно спора, возникшего между ребятами.
На примере предложения
Я остановился меня окликнули.
докажите, что между частями сложного бессоюзного предложения возможны различные смысловые связи.
Запишите данное предложение, иллюстрируя разные варианты постановки знаков препинания. ( учащиеся выполняют комментированную работу у доски под руководством учителя)
Работа с текстом упражнения упр. 205 ( 1, 4, 5)
Реконструкция предложений (возможно выполнение работы в небольших группах)
Слово учителя. Перед вами сложноподчиненные предложения. Ваша задача: сконструировать предложения таким образом, чтобы они тали бессоюзными сложными. Для этого нужно убрать союзы и, опираясь на материал параграфа и таблицу-памятку, верно расставить нужные знаки препинания. (Контроль выполнения задания осуществляется на основе самопроверки.)
Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил её в руках разбойников.
Чичиков посмотрел: рукав новёшенького фрака был весь испорчен.
Попробовал идти пешком – ноги мои подкосились.
Так было жарко – вода в озере закипела.
Пощадишь врага – погубишь общее дело и себя.
Самостоятельная работа учащихся. ( знаки препинания не расставлены)
Спишите предложения, расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений. ( учитель обращает внимание учащихся на то, что тире может встречаться не только в бессоюзных сложных предложениях)
В скромности мудрость, в надменности гибель.
Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
За все браться – значит ничего не сделать.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Печален я: со мною друга нет.
Подведение итогов. Рефлексия.
Какими знаниями должен обладать каждый девятиклассник, работая с бессоюзными сложными предложениями?
Как вы считаете, удалось ли нам достичь поставленных целей урока?
Над чем стоит поработать дополнительно?
Выполняя
Задание на дом. § 23, 216.
Список используемой литературы:
Г. И. Блинов, В. А. Антохина. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации в 5-9 классах. Москва. Просвещение. 1999.
Н. Г. Ткаченко. Тесты по грамматике русского языка. Москва. Айрис-Пресс. 2005.
О. А. Кудинова, Б. С. Юнусова. Русский язык. Контрольные работы. 6-7 классы. Москва. Эксмо. 2007.
Таблица-памятка
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БСП
Знак препинания |
Значение |
Пример предложения |
|
перечисления |
Теплоход шёл, бесшумно разрезая волны; развлекая пассажиров, над палубой летали чайки. |
Здесь тучи смиренно идут подо мной, сквозь них, низвергаясь, шумят водопады. |
||
|
причины ( потому что ) |
Печален я: со мною друга нет. |
пояснения ( а именно ) |
Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. |
|
дополнения ( что ) |
Я понимал: выручить нас может только случайность. |
|
|
противопоставления ( а, но ) |
Скажешь слово – добавят десять. |
времени ( когда ) |
Лес рубят – щепки летят. |
|
условия ( если ) |
Раз солгал – на век лгуном стал. |
|
следствия ( значит, так как) |
Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая. |
Автор: Агапова Татьяна Николаевна
→ АгаповаТатьяна 04.02.2012 1 7998 1496 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.