МОУ «Гимназия
имени Н.В.Пушкова»
Урок
русского языка в 7 классе
«Одна
и две буквы -н- в суффиксах страдательных
причастий
прошедшего времени и отглагольных
прилагательных»
Подготовила:
учитель русского
языка и литературы
Мазурова Елена
Анатольевна
Г. Троицк
Цели и задачи:
Продолжить обучение навыкам распознавать
одну и две буквы -н- в страдательных
причастиях прошедшего времени и
отглагольных прилагательных.
Формировать навыки написания одной и
двух - н - в страдательных причастиях
прошедшего времени и отглагольных
прилагательных.
Развивать пунктуационные навыки.
(Слайд № 2)
Тип урока: комбинированный
Вид урока: традиционный.
Технология: на диалоговой основе.
Оборудование: таблица «Суффиксы
причастий», раздаточный материал для
учащихся, мультимедийный проектор.
Ход урока
Организационный момент (Слайд № 1)
Запишите текст, вставьте пропущенные
буквы, расставьте знаки препинания.
Определите, какой частью речи являются
слова с пропущенными орфограммами.
Используйте таблицу образования
причастий. (Слайд № 3)
Около искрившихся снежных сугробов
там и сям темными пятнами выступили
насквозь пропита..ые дымом убогие
избушки.
Погода утихла тучи разошлись равнина
лежала устла..ая волнистым ковром.
Лес вырубле(н,нн). Редкий кустарник
подчеркивал ветхость домов.
3. Повторение
н
|
нн
|
Если
причастие образовано от основы глагола
несовершенного вида
(Слайд № 4)
|
Если
причастие образовано от основы глагола
совершенного вида.
Пропитать
Устлать
|
Если
нет приставки кроме не
(Слайд № 5)
|
Если
есть приставка кроме не
Пропитанные
Устланные
|
Если
нет зависимых слов
Вырублен
(Слайд № 6)
|
Если
есть зависимые слова
Пропитанные дымом
Устланная ковром
|
В
кратких страдательных причастиях
Вырублен
(Слайд № 7)
|
4. Если
слово оканчивается на –ованный,
-ёванный
|
Анализ предложений (Слайд № 8)
Закрепление
1) Вставьте пропущенные буквы и найдите
лишнее словосочетание в каждой группе.
Объясните условия выбора орфограммы.
(Приложение № 1)
Рва..ые башмаки
Слома..ый мной пенал
Краше..ый пол
Выкраше..ый пол
Испече..ый хлеб
Лома..ый паркет
Найдите ошибки в словах, обоснуйте
свой выбор. (Слайд № 9/1)
Писаные людьми законы,
Высушенное на солнце белье,
Подмоченный водой батон,
Патентованный препарат,
Лакированный стол.
Патент-1. Документ, свидетельствующий
право изобретателя на его изобретении.
Свидетельство на право занятия торговлей,
промыслом (устар.) С.И. Ожегов
(Слайд № (9/2)
Работа с учебником ( упр. 116, стр. 57)
Выделенные словосочетания замените
словами, оканчивающимися на
-ованный.
Журнал, содержащий иллюстрации –
иллюстрированный журнал.
Рабочий, имеющий квалификацию -
квалифицированный рабочий.
Вода, насыщенная газами - газифицированная
вода.
Текст с грамматическим заданием
(Слайд № 10)
Запишите продолжение текста, записанного
в начале урока. Замените глаголы в
скобках страдательными причастиями
прошедшего времени. Расставьте знаки
препинания. Обозначьте графически
суффиксы.
Около искрившихся снежных сугробов
там и сям темными пятнами выступили
насквозь пропитанные дымом убогие
избушки.
Погода утихла, тучи разошлись, равнина
лежала, устланная волнистым ковром.
Лес вырублен. Редкий кустарник
подчеркивал ветхость домов.
Тучи (рассеять) ветром больше не
закрывали четкие очертания молодого
месяца. Он играл разноцветными огоньками
на белых просторах (забросить) хутора.
Маленькие искорки вспыхивали на кустах
(окутать) серебристой дымкой.
Проверка
Около искрившихся снежных сугробов
там и сям темными пятнами выступили
насквозь пропитанные дымом убогие
избушки.
Погода утихла, тучи разошлись, равнина
лежала, устланная волнистым ковром.
Лес вырублен. Редкий кустарник
подчеркивал ветхость домов.
Тучи, рассеянные ветром, больше не
закрывали четкие очертания молодого
месяца. Он играл разноцветными огоньками
на белых просторах заброшенного хутора.
Маленькие искорки вспыхивали на кустах,
окутанных серебристой дымкой.
Цифровой диктант
н
нн
Раскрашенная, занавешен, ухудшенное,
избалованный, подтоплен, отремонтирован.
Ключ: 212212
Итог урока (Слайд № 10, гиперссылка,
переход к слайду № 2)
Домашнее задание: упр. 119, стр. 58 (Слайд
№ 2, гиперссылка,
переход к слайду 11)
Оценки за урок (Слайд № 12)
Литература:
Учебник М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская,
Л.А. Тростенцова и др. «Русский язык 7
класс». Москва «Просвещение» 2008
С.И. Ожегов Словарь русского языка.
Москва «Русский язык» 1982. С. 437
Приложение № 1
Вставьте
пропущенные буквы.
Найдите лишнее
словосочетание в каждой группе. Объясните
условия выбора орфограммы.
1.
Рва.. ые башмаки
Слома.. ый
мной пенал
Краше..
ый пол
Выкраше.. ый пол
Испече..
ый хлеб
Лома.. ый паркет