Урок русского языка по теме "Слова категории состояния"; 7 класс
Организационный момент: Приветственное слово учителя.
Мотивационный момент урока:
Перед вами 3 предложения, определите, что в них общего, и чем они отличаются? (Объединяет омоним слово «грустно»)
1. Его лицо было грустно.
2. Он грустно улыбнулся.
3. Мне грустно.
Задание: определяем синтаксическую роль слова грустно и указываем часть речи.
Какое предложение вызвало затруднение? Почему?
Сообщение темы и цели урока: Сегодня познакомимся с особой группой слов, которые обозначают состояние. Слова категории состояния. (Дети определяют цели)
Работаем с новым материалом:
- Работаем с теоретическим материалом учебника стр.76-77. Отметим известное галочкой, а новое воскл. знаком. (Дети работают с материалом учебника)
- Получается, что слова, обозначающие состояние являются самостоятельной частью речи. И первооткрывателем по праву можно назвать Льва Владимировича Щербу.
- Посмотрите, работая с учебником, мы с вами не встретили, привычное нам определение этой части речи, поэтому попробуем сами его сформулировать:
Категория состояния — это самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние человека, природы, окружающей среды и отвечает на вопросы как? каково?
- А что мы можем определить у любой части речи? Давайте выделим морфологические признаки слова категории состояния:
1. Общее грамматическое значение: обозначает (состояние человека, природы или окружающей среды). Отвечает на вопросы как? каково?
2. Н.ф. (т.к. в тексте)
3. Постоянные признаки: (нет). Непостоянные признаки: (нет). Неизменяемая часть речи.
4. Синтаксическая роль: (сказуемое)
Физкультминутка: (Приложение 4) Делимся на 2 группы: первая выбирает наречия, вторая СКС и крепят их на доску. Победит тот, кто правильно быстро выполнит задание.
Продолжаем работать с новым материалом:
- А сейчас я предлагаю систематизировать наши знания и оформить их в таблицу «Различие частей речи». Но заполнять нам придётся не все графы. Работаем с данными предложениями. (Дети заполняют недостающие графы таблицы – приложение 1)
- Проверяем, что у нас получилось.
Применяем полученные знания на практике:
- Теоретический этап завершён. Время практической деятельности. Найдите упр. 182 стр. 77. Выполните задание 1 и 3. (Дети выполняют упр. 182)
- Мы часто используем в разговорной речи слова категории состояния. Но эти слова привлекают поэтов и писателей. Давайте обратимся к поэтической речи. Найдём примеры употребления слов состояния. (Дети работают с раздаткой – приложение 2. Зачитывают примеры.)
- А чем можно объяснить частое использование в поэтической речи таких предложений? (Совсем неважно присутствие личности, важно показать внутреннее состояние героя, которое и передаётся словами состояния.)
- Внимание на слайд. Составьте предложения по картине, используя слова категории состояния. (Дети по картинам составляют предложения)
Подведем итог: Назовите ключевые слова урока. (Ответы детей).
Домашнее задание: (Приложение 3) Обязательное: Выполнить упр. 186 (1 и 2 задания).
На выбор:
- Найти и выписать из 1 главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» предложения со словами категории состояния.
Или
- Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима» или «Скоро Новый год».
Этап оценивания: Поставьте себе оценку, используя шкалу оценивания. (Дети оцениваю себя сами)
Рефлексия: Закончите фразу безличным предложением: Мне было на уроке…, используя слова категории состояния: интересно, познавательно, полезно, скучно, трудно, душно, утомительно…
Спасибо за урок!
Литература:
1. Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005.
2. Литература. 6 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [авт.-сост. В. П. Полухина и др.]; под ред. В. Я. Коровиной. - 14-е изд., – М.: Просвещение, 2007.
3. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 10-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
4. Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский]; под ред. В. Я. Коровиной. – 17-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
5. http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/74/670/74670889_483364511.jpg
6. http://www.linzik.com/uploads/posts/pics/Vneseni_izmeneniya_v_normi_russkogo_yazika.jpg
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шестакова Светлана Анатольевна
→ Swetusya 28.02.2012 0 21030 1656 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК