Урок литературы в 8 классе "М.Ю. Лермонтов"



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Потаповская средняя общеобразовательная школа №8»















Урок литературы в 8 классе


М.Ю.Лермонтов.

Жизненный и творческий путь поэта-художника.

Кавказ в судьбе М.Ю.Лермонтова.










Учитель русского языка и литературы

I кв.категории

Сейбутене Елена Викторовна














Тема урока: М.Ю.Лермонтов.

Жизненный и творческий путь поэта-художника.

Кавказ в судьбе М.Ю.Лермонтова.


Цели урока:

  1. Восстановить сведения о личности и творчестве М.Ю.Лермонтова, полученные в прошлые годы.

  2. Расширить представления о жизненном и творческом пути поэта.

  3. Воспитывать эстетическое восприятие (через музыку, живопись, художественное слово).


Словарная работа: рефрен


Оборудование: портрет Лермонтова, презентации по теме «Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова» и игра «Крестики-нолики по творчеству Лермонтова», иллюстрации к произведениям поэта, выставка книг.


Ход урока:

  1. Актуализация темы.

На предыдущем уроке мы закончили изучение творчества А.С.Пушкина, но с его именем и произведениями мы встретимся еще неоднократно. А.С.Пушкин – великий поэт-классик, творчество которого будет освещать путь каждого из нас на протяжении всей нашей жизни. А.С.Пушкина не стало 28 января 1837 года. И практически сразу же по городу разнеслись гневные и трагические строки из стихотворения «Смерть поэта»:

Погиб Поэт! – невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой…

Это стихотворение принадлежало молодому человеку, еще мало известному, но завоевавшему российского читателя мгновенно. Россия обрела нового гениального поэта – Михаила Юрьевича Лермонтова.

  • Запишите тему сегодняшнего урока. Сформулируйте цели занятия (повторить сведения о М.Ю.Лермонтове, его творчестве, узнать что-то новое из его биографии, рассмотреть роль Кавказа в его судьбе) (Одновременно вывешиваются на доску листочки с написанными на них целями занятия)

  • Кто может объяснить, почему в формулировке темы Лермонтов назван художником? (Поэт – это художник слова. При помощи слов и художественных образов он точно и красочно может что-либо передать читателю. Михаил Юрьевич был не только поэтом, но и художником в прямом смысле этого слова – живописцем, он оставил после себя настоящие шедевры живописи, но об этом чуть позже)


2. Работа по теме урока.

  • Кто помнит, когда родился М.Ю.Лермонтов?

  • Родился М.Ю.Лермонтов 3 октября 1814 года в Москве, свое детство он провел в родовом имении Тарханы (фильм) Смотрите и слушайте внимательно, после фильма будет задание.

  • Сейчас мы должны составить «психологический портрет» молодого М.Ю.Лермонтова. (Класс делится на группы и каждой дается листок со списком слов, из которых одна команда должна выбрать слова, характеризующие поэта со стороны его душевного состояния, а другая – со стороны его способностей. Эти слова надо выписать на доске – по одному человеку от команды): талант, грусть, фантазия, печаль, одаренность, одиночество, веселье , радость, бездарность, гениальность, тоска.

  • Посмотрим, какой же у нас получился портрет. (Группа зачитывает свои слова). Талантливый, одаренный, обладающий огромной фантазией, именно таким и был молодой М.Ю.Лермонтов (это вы услышали из фильма), таким оставался до конца жизни. Свои слова зачитывает вторая группа. Что подтолкнуло вас выбрать именно эти слова? Чувство одиночества, тоски, печали, поиск смысла жизни проходит через все творчество М.Ю.Лермонтова, в чем вы уже не раз убеждались и еще не раз убедитесь, знакомясь с его произведениями. Предлагаю вашему вниманию прослушать романс на стихи Лермонтова «И скучно, и грустно…» (запись) Вот такой печальный романс, пользовавшийся в свое время большой популярностью.

  • Я уже упоминала, что Лермонтов был не только поэтом, но и великим художником - живописцем. Посмотрите на репродукции его картин (слайды с репродукциями картин Лермонтова)

  • Что объединяет эти картины? (на этих картинах изображен Кавказ)

  • Судьба поэта была очень тесно связана с гордым и неукротимым Кавказом. Предлагаем вашему вниманию сообщение, которое приготовил ваш одноклассник:

Впервые Лермонтов оказался на Кавказе еще ребенком, когда его туда отвезла на лечение бабушка. И уже тогда мальчика поразила и навсегда покорила величественная природа Кавказа: снеговые вершины гор, бурные горные реки, живописные скалы. После смерти своего кумира – А.С.Пушкина – Лермонтов пишет стихотворение «Смерть поэта», строчки из которого мы слышали в начале урока, но властям это стихотворение не понравилось, они посчитали его недозволительным, и Лермонтов был отправлен из-за этого стихотворения в ссылку. Во время ссылки он посетил много мест, встречался со многими интересными людьми, слушал и записывал кавказские предания и легенды. Многие из них дали толчок его творческому воображению: так появилась поэма «Демон», «Мцыри», «Беглец». По окончанию ссылки он был переведен в Петербург. Но через некоторое время – вновь ссылка и опять на Кавказ, теперь уже за участие в дуэли с французским послом. Здесь же на Кавказе, в 1841 году, Лермонтов погибает на дуэли.

  • Предлагаю вашему вниманию стихотворение «Кавказ» (ребятам раздаются тексты, чтение стихотворения «Кавказ»)

  • Какую особенность в построении этого стихотворения вы заметили? (повторяется последняя строчка каждой строфы)

  • Какую роль выполняет эта повторяющаяся строка? (она содержит в себе главную мысль стихотворения)

  • Строка, повторяющаяся в конце каждой строфы и содержащая в себе главную мысль произведения, называется РЕФРЕН. Запишите в тетради.

  • Кавказ для Лермонтова был символом свободы, мужества и красоты. Но это вовсе не означает, что поэт не любил свою родину, Россию. Ей он посвятил немало стихов. Прослушайте стихотворение «Родина», подберите иллюстрацию к стихотворению (работа в группах, ребятам раздаются карточки с изображением русской природы) (запись)

  • Какие иллюстрации вы подобрали и почему?

  • Поэт прожил очень короткую и трагичную жизнь, но успел за эти немногие годы написать много прекрасных стихотворений, поэм и даже роман. Кто помнит, какие произведения Лермонтова вы изучали? (стихотворения «Парус», «Бородино» 5 кл., «Тучи», «На севере диком…» 6 кл., «Песня про купца Калашникова» 7 кл.)

  • Сейчас я предлагаю вам поиграть в крестики-нолики и одновременно проверить, насколько хорошо вы знаете творчество М.Ю.Лермонтова (игра «Крестики-нолики» по творчеству Лермонтова) Играем до тех пор, пока одна из команд не заполнит своими знаками 3 подряд идущих клетки.


Игра «Крестики-нолики» по творчеству М.Ю.Лермонтова


  1. Художественное слово. Прочитать наизусть одно из ранее изученных стихотворений М.Ю.Лермонтова.

  2. Деревья. Назовите произведения М.Ю.Лермонтова, героями которого являются деревья или в которых упоминается какое-либо дерево («Три пальмы», «Стоит одиноко…», «Листок», «Песня про купца Калашникова…»)

  3. Черный ящик. Угадайте, что в ящике.

«Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч света золотой…» (Парус)

  1. Кавказ. Назовите причины первой и второй ссылок М.Ю.Лермонтова на Кавказ (Причина первой ссылки – стихотворение «Смерть поэта», второй – участие в дуэли с сыном французского посла)

  2. Иван Грозный. Иван Грозный - первый русский царь. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, освоение русскими Урала и Сибири. А как связано имя Ивана Грозного с именем М.Ю.Лермонтова? («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

  3. Вернисаж. На нашем сегодняшнем вернисаже представлены иллюстрации к произведениям М.Ю.Лермонтова. Ваша задача – назвать произведения, к которым подобраны иллюстрации.

  4. Кто это говорит? Кому принадлежат эти слова?

«Я мало жил и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог…» (Мцыри)

  1. Вопросительный знак. В каком стихотворении М.Ю.Лермонтова употребляются идущие подряд друг за другом 5 вопросительных предложений? («Тучи»)

  2. Реконструкция. За одну минуту вы должны реконструировать отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова и сказать его название:

Мы долго молча отступали,

Ворчали старики:

О русские штыки?»

Не смеют, что ли, командиры

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Чужие изорвать мундиры

Досадно было, боя ждали,


3. Домашнее задание:

  1. Прочитать поэму «Мцыри»

  2. Индивидуальное сообщение «История создания поэмы «Мцыри»»


  1. Рефлексия:

  • Достигли ли мы тех целей, которые ставили перед собой в начале урока? (внимание на доску)

  • Как вы думаете, для чего мы затронули тему «Кавказ в судьбе Лермонтова»? (Мы будем изучать поэму «Мцыри», действие которой происходит на Кавказе)

  • Выберите из предложенного списка наречий одно, которое характеризует ваше отношение к сегодняшнему уроку, озвучьте.

    • Ужасно

    • Интересно

    • Скучно

    • Занимательно

    • Хорошо

    • Плохо

    • Грустно

    • Весело и т.д.


















Источники:


  1. В.Хачиков «Лермонтовские места на Кавказских Минеральных Водах», издательство «Кавказская здравница», 2008 г.

  2. С.В. Чекалин «Лермонтов. Знакомясь с биографией поэта...», издательство «Знание ISBN», 1991 г.

  3. http://referatnatemy.ru/2011/01/obraz-kavkaza-v-tvorchestve-mixaila-jur-evicha-lermontova.html



Полный текст материала Урок литературы в 8 классе "М.Ю. Лермонтов" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сейбутене Елена Викторовна  seipriz3553
28.02.2012 0 9707 1713

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК