Открытый урок русского языка в 6 классе "Местоимение как часть речи"
Лебедева Анжела Станиславовна
Учитель русского языка и литературы
МОУ « СОШ № 58» г. Волгоград
Открытый урок русского языка в 6 классе
"Местоимение как часть речи"
Предварительная подготовка к уроку
Ученикам предлагается написать небольшое сочинение-рассказ, состоящее из 5-6 предложений, повествующее про девочку или мальчика. Учащиеся должны по возможности избегать постоянного повторения тех или иных слов.
Цели:
повторить теоретический материал, касающийся темы «Местоимения»;
воспитывать стремление строить свою речь красиво и лаконично, избегая ненужных повторений;
развивать способность грамотно использовать местоимения в речи.
Оборудование: учебник, таблица типов местоимений, распечатанный теоретический материал, распечатанные тесты.
Тип урока: применение и совершенствования знаний.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Чтение учениками написанных сочинений.
III. Работа над новым материалом.
Учитель: Речь культурного человека отличается лаконичностью и красотой. Для того чтобы красиво и грамотно разговаривать и писать, необходимо не только развивать свой словарный запас, но и следить за построением предложений, фраз. Скажите мне, почему следующий рассказ нельзя назвать грамотным и красивым.
Жила-была одна девочка. Девочка любила ходить в школу. Каждый день девочка утром собиралась в школу и шла учиться. А вечером девочка, выпив чаю, начинала делать уроки. Сделав все задания, девочка шла гулять.
Учитель: Частое употребление слова «девочка» режет слух. С помощью каких средств можно исправить положение, сделав рассказ более корректным? (Подставив вместо слова «девочка» имя девочки или слово «она»). Благодаря таким словам, как «она», «он», «я», «ты» речь становится более лаконичной и грамотной. Такие слова называют местоимениями.
Учитель раздает распечатанный теоретический материал. Чтение материала.
Местоимения – это такие слова, которые означают лицо (я, ты; мы, вы; он, она, они), предметы или признаки этих предметов, не называя их конкретно (тот, это, всякий, столько).
Если вы не читали поэмы «Полтава», вы не сможете сказать, о ком говорит А.С. Пушкин в следующих строках:
Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, он весь, как божия гроза.
Как зовут этого его?
Вот еще одна литературная загадка: одиноко он стоит, задумался глубоко, и тихонько плачет он в пустыне. О ком или, может быть, о чем говорит М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Утес»?
Как видно из примеров, от именных частей речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное) местоимения отличаются тем, что они ничего не называют, а лишь обозначают лицо или указывают на предмет, признак, количество вообще, беспредметно.
В речи, в тексте всегда представлено слово, указывающее на конкретное значение местоимения. Так, если перед строками А.С. Пушкина поставить фразу Выходит Петр, сразу становится ясным, о ком идет речь в последующих строках.
Станут понятными, конкретными и стихи М.Ю. Лермонтова, когда перед определенным отрывком восстанавливается строка Но остался влажный след в морщине старого утеса.
Местоимение, таким образом, само по себе (вне контекста) имеет только указательное значение. Но в речи или в тексте это значение становится конкретным, соотносится с определенным лицом, предметом, признаком, количеством.
Упражнение 1
Спишите. Укажите местоимения, связывающие абзацы текста. Найдите предложение, соответствующее схеме _______ _______; но _______, _______.
Солнце светит ярко, но лучи его играя и улыбаясь, купаю(т)ся в лужах вместе с вороб(ъ)ями. Речка надувае(т)ся и темнее(е)т; она уже проснулась и не сегодня-завтра зар(е)вет. Деревья голы; но уже живут, дыш(а)т.
В такое время хорошо гнать м(е)тлой или л(о)патой грязн(о)ю воду в к(а)навах; пускать по воде корабл(и)ки или долбить каблуками упрямый лед. Хорошо также гонять голубей под самую высь поднебесн(у)ю или лазить на деревья и пр(и)ввязывать там скворечник. Да, все хорошо в это счастлив(о)е время года (А. Чехов).
(Деревья голы; но уже живут и дышат.)
Учитель: Так же, как и многие другие части речи, местоимения имеют свои характеристики, разряды. Попробуем вместе заполнить следующую таблицу:
Значение местоимения |
Примеры |
Личные |
(я, ты, мы, вы) |
Возвратные |
(себя) |
Вопросительные |
(кто?, что?, каков?, чей?) |
Относительные |
(кто, что, каков, чей) |
Неопределенные |
(никто, нечто, кое-что) |
Отрицательные |
(никто, ничто, ничей) |
Притяжательные |
(мой, твой, наш) |
Указательные |
(тот, этот) |
Определительные |
(весь, самый, другой, иной) |
Упражнение 2
Прочитайте текст. Выпишите из него местоимения, распределяя их по разрядам так же, как и в таблице.
Некоторые фокусники так искусно умели обманывать всяких зевак, что их принимали за колдунов и волшебников.
Был такой доктор. Звали его Гаспар Арнери.
Этот доктор умел делать такие удивительные вещи, что они действительно походили на чудеса. Конечно, ничего общего он не имел с волшебниками и шарлатанами…
Никого не было в стране мудрей и ученей Гаспара Арнери.
О его учености знали все: и мельник, и солдат, и дамы, и министры. А школьники распевали про него целую песенку с таким припевом: «Как лететь с земли до звезд, как поймать лису за хвост, как из камня сделать пар – знает доктор наш Гаспар» (Ю. Олеша).
IV. Подведение итогов.
В качестве подведения итогов учащимся предлагается решить несложный тест. В зависимости от вопросов верным может быть от одного до трех вариантов.
1. Укажите латинское название термина «местоимение»:
а) Прономен;
б) Заномен;
в) Троп;
г) Эпитет.
2. Какие слова в тексте может заменять местоимение?
а) Существительные;
б) Прилагательные;
в) Глаголы;
г) Числительные.
3. Какими членами предложения могут являться местоимения?
а) Всеми, кроме сказуемого;
б) Всеми;
в) Только определениями и дополнениями;
г) только дополнениями и обстоятельствами.
4. Как изменяются местоимения?
а) Только по падежам;
б) Только по родам;
в) По падежам, родам и числам;
г) Только по числам.
5. Для чего в тексте используется местоимение?
а) Для замены часто повторяющихся слов;
б) Для связи предложений и абзацев;
в) Для разделения предложений и абзацев;
г) Для обогащения словарного запаса.
6. К какому типу местоимения относится местоимение себя?
а) Личное;
б) Вопросительное;
в) Отрицательное;
г) Возвратное.
7. К какому типу местоимений можно отнести слово всякий?
а) Притяжательное;
б) Указательное;
в) Определительное;
г) Относительное.
8. Какое слово в ряду его, их, тех, меня, тебе является лишним?
а) Тебе;
б) Их;
в) Меня;
г) Тех.
9. Какая из строк содержит примеры отрицательного типа местоимений?
а) Нечто, незачем, кое-как;
б) Свой, наш, ваш;
в) Ничей, никто, ничего;
г) Другой, такой, самый.
10. Сколько типов местоимений существует?
а) 1;
б) 9;
в) 10;
г) 15.
(Ключ к тесту: 1. – а; 2. – а, б, ; 3. – б; 4. – в; 5. – а, б; 6. – г; 7 – в; 8 – г; 9. – в; 10. – б.)
V. Домашнее задание
В качестве домашнего задания ученикам предлагается написать небольшое (7-8 строк) сочинение на тему «Что было бы с языком, если бы в нем не было местоимений».
Список литературы
1. Барышникова Г. Весь русский язык в правилах и упражнениях. Учебное пособие для школьников и абитуриентов. – М., 2003.
2. Брагина Г.В. Мастерство учителя на уроке. – М., 1992.
3. Голуб И.Б. Уроки русской орфографии. О сложном просто и легко: Учебное пособие. – М., 2002.
4. Розенталь Д.Э. и др. Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов: Учебное пособие. – М., 1995.
5. Русский язык: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М., 2005.
6. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. – М., 1991.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лебедева Анжела Станиславовна
→ alebedeva 01.03.2012 0 12133 2237 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.