Урок русского языка по теме "Предлог как часть речи" (вводный урок); 7 класс


КОНСПЕКТ УРОКА
Организационный момент: Сегодня на уроке речь пойдёт о словах одной части речи, значение которых точно определил (Слайд 2) лингвист Василий Алексеевич Богородицкий, назвав эти слова «словечками отношений».
Мотивационный момент урока: В преддверии предстоящего праздника мы получили на свой сотовый телефон (Слайд 3) смс-сообщение: «Поздравляем с праздником Вам желаем счастья в жизни в День Защитников Отчизны»
- Как вы думаете, какие слова в тексте смс пропущены? (Правильно, предлоги)
- Значит, тема урока – Предлог как часть речи. (Записываем число и тему урока)
- А теперь представьте, что вам нужно поздравить с Днём защитника Отечества дедушку. Но он проживает в деревне, где сотовая связь отсутствует. Как быть тогда в этой ситуации? (Предположительные ответы детей)
- Правильно, обратиться к старому, так сказать «дедовскому способу» - отправить телеграмму. Так выглядит сегодня бланк телеграммы (Слайд 4) (фото бланка).
Сообщение учащегося (Приложение 8) «Из истории телеграммы»: Самая первая телеграфная станция в России начала действовать почти 160 лет назад с 1 октября 1852 года в здании Николаевского вокзала. Благодаря (Слайд 5) Борису Семёновичу Якоби, который разработал "пишущий телеграф", теперь телеграмму мог отправить любой человек, при этом доставка осуществлялась специальными почтальонами на бричках и велосипедах - все понимали, что это не письмо и передать информацию надо быстро. Стоимость отправки сообщения по городу составляла 15 копеек за факт отправки сообщения и сверх этого - по копейке за слово - по тем временам, тариф значительный (средний заработок рабочего составлял 2 рубля). Если сообщение было междугородним, то применялась уже дополнительная тарификация. Сегодня стоимость одного слова в простой телеграмме составляет 2 рубля 40 копеек, а в срочной - 3 рубля 64 копейки. Если телеграмма оформлена на простом бланке, стоимость её составляет 20 рублей, на специальном бланке-открытке - 30 рублей. В пункты назначения, где отсутствует телеграф, срочная телеграмма не может быть отправлена. Спасибо за внимание!
- Давайте составим текст поздравительной телеграммы нашему дедушке, но нужно помнить, что знаки препинания при телеграфировании заменялись словами: (Слайд 6) «Дорогой дедушка воскл Поздравляем праздником воскл Вам желаем счастья запт крепкого здоровья и долгих лет жизни тчк Твой внук тчк».
- Как вы думаете, почему в текстах телеграммы выпущены предлоги? (Правильно, чтобы меньше была стоимость телеграммы) Но не следует отвергать этот вид письма, так как это ещё и эстетично: получать красивые поздравительные открытки. Можете посчитать, сколько будет стоить наша телеграмма. (Цена срочной поздравительной телеграммы:
20 сл.*3,64+30=102 руб 80 коп; простой поздравительной телеграммы:
20 сл.*2,40+30= 78 руб)
- Правда, читать такой текст весьма неинтересно. Причина, как вы уже сказали, отсутствие предлогов. Перечислите, какие предлоги можно восстановить в текст телеграммы? (Ответ: С и В) (Слайд 7)
- А что вы знаете о предлогах? (Дети называют то, что им известно об этой части речи, приводя примеры)
- Но, приходя на урок, мы обязательно чему-то учимся. Как вы думаете, есть ли ещё что-то неизведанное в изучении этой темы? Предлагаю выполнить следующие задания: (Слайд 8) (Приложение1)
1 группа: В предложении найдите предлоги и дайте их характеристику: Несколько раз в течение лета мы ездили к морю.
2 группа: Найди «лишнее» слово и объясните свой выбор: в, до, вблизи, несмотря на, к, по.
3 группа: Сравните предложения и докажите, что в одном из них есть предлог. Отец беспокоился насчёт моего здоровья. – На счёт банка поступили деньги.
- Поднимите руки, кто справился с заданием. Почему возникла трудность? (Не хватает знаний, неизученный материал)
Определение задач урока:
- Для того чтобы успешно справиться с этими заданиями, нам необходимы новые знания: (Слайд 9)
- характеризовать предлог как служебную часть речи;
- знать морфологические признаки предлогов;
- знать разряды предлогов;
- уметь правильно писать производные предлоги.
- А это задачи сегодняшнего и последующих уроков.
Работаем с теоретическим материалом:
- Откройте учебники на стр.126-127, найдите упр.282 и упр.286. Прочитайте теоретический материал и снова выполните предложенные вам задания.
- Проверяем, что у вас получилось: 1 группа: В предложении найдите предлоги и дайте их характеристику: Несколько раз в течение лета мы ездили к морю (в течение – составной производный предлог).
2 группа: Найди «лишнее» слово и объясните свой выбор: в, до, вблизи, несмотря на, к, по («лишнее» слово – несмотря на, так как это составной предлог, а все остальные – простые предлоги).
3 группа: Сравните предложения и докажите, что в одном из них есть предлог. Отец беспокоился насчёт моего здоровья. – На счёт банка поступили деньги (в первом предложении слово «насчёт» является производным простым предлогом, его можно заменить другим предлогом - «о»).
- А что такое предлог? Давайте обратимся к определению. Все ли слова достаточно ясны? Предлоги - служебные слова, указывающие на различные грамматические отношения между словами в словосочетании и предложении.
Служебные слова – ничего не называют и не изменяются.
Грамматические отношения – возможность связывать слова в словосочетания и предложения.
Словами – разных самостоятельных частей речи.
Физкультминутка: Как гласит народная мудрость: «Делу - время, потехе - час»: Кто пришёл сюда подумать? Хлопайте в ладоши!
И кто просто посмотреть? Хлопайте вы тоже!
Кто уже устал немного? Топайте ногами!
И кто вовсе не устал, повторяйте с нами!
Кто всё знает о предлогах? Быстро присядайте!!
Ну, кто знает и не всё, тоже начинайте!
Кто готов урок продолжить? Правильно садитесь!
И кому не хочется, к нам присоединитесь!
- Всем спасибо, а мы продолжаем!
Работаем с новым материалом:
- Сейчас я предлагаю применить знания на практике. (Слайд 10) Выполните разноуровневые задания (Приложение 2-7) и оцените свою работу, используя критерии: 2 балла – всё сделал правильно; 1 балл – допустил 1-2 ошибки; 0 баллов – не справился с заданием.
1 уровень: Найти в тексте все предлоги (10 предлогов).
Ночь приближалась к концу, когда мы подошли к изгороди парка. Перед нами раскинулись широкие, слегка заболоченные луга, а в отдалении блестела холодным синим огнём спокойная река. В воздухе ещё стояли прозрачные ленные нити, но небосклон нежно розовел и Млечный Путь уже таял. Красота этой борьбы света, лунной ночи и молодой зари была достойна кисти лучшего художника. Очарованные, мы вышли из полуразрушенных ворот и направились к реке. Где-то со стороны донёсся лай собаки и замолк. Осторожно ступая по кочкам, мы подходили к берегу.
2 уровень: Найти в тексте все предлоги и определить, какие из них наиболее употребительные. (12 предлогов; наиболее употребительные предлоги – В: 4 раза и С: 2 раза)
Весна сияла на небе, но лес ещё по-зимнему был засыпан снегом. Были ли вы снежной зимой в молодом лесу? Конечно, не были: туда и войти не возможно. Теперь через дорожку в ту и другую сторону лежат согнутые деревья, и так низко, что только зайцу под ними и пробежать. Вот что случилось с деревьями: берёзка вершинкой своей, как ладонью, забирала падающий снег, и такой от этого вырос ком, что вершинка стала гнуться. В оттепель падал опять снег и прилипал к тому кому. Вершина с тем огромным комом всё гнулась и, наконец, погрузилась в снег и примёрзла до самой весны. (По М. Пришвину)
3 уровень: Прочитать внимательно текст. Вычислить, какой процент составляют предлоги. (75 слов, 6 предлогов: 8% составляют предлоги)
Позади небольшого дома ещё нестарый, неодичавший, не заглушенный бурьяном и кустарником сад. Я прошёл по террасе, тоже крепкой и красивой. Пионы неробко, почти гордо поднимали свои непокорные белые и красные головы из непрополотой травы. Было густо, и сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где ещё стояли тополи, сосны и юные, незрелые липы. Дальше сад расчищали для сенокоса. Тут уже не парило. Паутина не попадала в рот и глаза, дул не сдерживаемый деревьями ветерок. (По А. П. Чехову)
(Дети выполняют задания и оценивают себя сами).
Подведем итог: Назовите ключевые слова урока. (Ответы детей).
Домашнее задание: Обязательное: Выполнить упр. 283 (по заданию). На выбор: Выполнить упр. 285 (по заданию) или упр. 287 (по заданию).
Рефлексия: (Слайд 11) Ответьте на вопросы:
1. Что я узнал на уроке?
2. Чему я научился на уроке?
3. Что мне ещё нужно узнать?
- Спасибо за урок!
Литература:
1. Беляева О. В., Даценко О. А. Поурочные разработки по русскому языку: 6 класс. – М.: ВАКО, 2009.
2. Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005.
3. Уроки русского языка в 7 классе: поурочные планы по программе М.М. Разумовской / авт.-сост. О. А. Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2007.
4. http://statehistory.ru/2056/Izobretenie-telegrafa-v-Rossii/ (сообщение «Из истории телеграммы»)
5. http://www.grafo77.ru/telegramme-00.gif (бланк телеграммы)
6. http://www.culturemap.ru/upload/img/object_24.1218708933.10616.jpg (фото В. А. Богородицкого)
Полный текст материала Урок русского языка по теме "Предлог как часть речи" (вводный урок); 7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шестакова Светлана Анатольевна  Swetusya
09.03.2012 0 21327 1927

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК