Урок русского языка "Синтаксис и пунктуация"; 5 класс (.docx)
Шестое октября.
Классная работа.
Тема урока: Синтаксис и пунктуация.
Цель нашего урока:
узнать, что изучают синтаксис и пунктуация, разделы науки о языке.
Задание: зачеркивая буквы О,В, Д,Ж вы получите пословицу. Запишите её.
Выделите и объясните написание окончаний имен существительных.
О |
Б |
Ж |
Е |
Д |
З |
Я |
В |
З |
Д |
Ы |
В |
К |
О |
А |
И |
Г |
Ж |
Р |
А |
Д |
М |
Ж |
М |
А |
О |
Т |
И |
Ж |
К |
И |
Н |
Е |
У |
В |
Ч |
Д |
А |
О |
Т |
С |
О |
Я |
М |
А |
Т |
Ж |
Е |
М |
Д |
Д |
А |
В |
Т |
И |
О |
К |
Ж |
Е |
О |
Проверим:
Без языка и грамматики не учатся математике.
Грамматика – наука о строе языка.
Г рамматика – gramma = буква (греч.)
Морфология
– morphos
= форма (греч.) Logos
= учение (греч.) Синтаксис
– sintacxis
= составление
построение порядок
(др. греч.)
Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий
способы соединения слов в словосочетания и предложения,
типы предложений и их строения.
Пунктуация – это раздел науки о языке, изучающий систему знаков препинания и правила их постановки.
Пунктуация – punctum = точка (лат.)
10 знаков препинания:
. – точка
? – вопросительный знак
! – восклицательный знак
…- многоточие
, - запятая
; - точка с запятой
: - двоеточие
- -тире
( ) – скобки двойные (круглые)
« » - кавычки двойные
Казнить нельзя помиловать.
Казнить, нельзя помиловать.
Казнить нельзя, помиловать.
Учитель: Кычина Вера Васильевна.
МОУ СОШ №1 г. Нарьян-Мара Архангельской области.
Предмет: русский язык
Учебник: русский язык. 5 класс. Под редакцией: Т.А. Ладыженской
Тема урока: Синтаксис и пунктуация. Первый урок по теме.
Цели и задачи: повторить ранее изученное по теме "Синтаксис. Пунктуация"; заинтересовать учащихся в изучении нового материала по данной теме; развивать ключевые компетенции при обучении языку, формировать умения и навыки самостоятельной работы
Ход урока:
Организационный момент. Приветствие. Посадка. Готовность к уроку.
В начале урока разминка: развиваем внимание и быстроту реакции. Задание на СЛАЙДЕ: зачеркивая буквы О,В, Д,Ж вы получите пословицу. Запишите её.
Выделите и объясните написание окончаний имен существительных.
О |
Б |
Ж |
Е |
Д |
З |
Я |
В |
З |
Д |
Ы |
В |
К |
О |
А |
И |
Г |
Ж |
Р |
А |
Д |
М |
Ж |
М |
А |
О |
Т |
И |
Ж |
К |
И |
Н |
Е |
У |
В |
Ч |
Д |
А |
О |
Т |
С |
О |
Я |
М |
А |
Т |
Ж |
Е |
М |
Д |
Д |
А |
В |
Т |
И |
О |
К |
Ж |
Е |
О |
Ответ: Без языка и грамматики не учатся математике.
Вспоминаем падежные окончания существительных.
Кто знает, что такое грамматика? (…)
Грамматика – это наука о строе языка. Наука эта древняя, начало ей было положено примерно две с половиной тысячи лет назад в Греции и Индии. Свое название грамматика получила от греческого слова gramma = буква.
СЛАЙД.
Грамматика включает в себя два раздела: МОРФОЛОГИЮ И СИНТАКСИС.
Что изучает морфология?
(______)
Запишите в тетрадь.
Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий:
способы соединения слов в словосочетания и предложения,
типы предложений и их строения.
СЛАЙД.
На основе грамматики разработаны русская орфография и пунктуация.
Самуил Маршак в статье «Письмо ученику» писал: «Тот, кто не изучал грамматики, не знает законов языка…
Конечно, нас учит правильно и толково говорить не одна только грамматика. Надо читать хорошие книги, прислушиваться к живому человеческому слову. Но грамматика дисциплинирует наш язык и объясняет нам, почему следует говорить так, а не иначе»
- Что такое грамматика?
- Из каких разделов состоит грамматика?
- Для чего нужно изучать грамматику?
6. Самостоятельно прочитайте материал учебника на странице 44, п. 23
7. СЛАЙД. Прочитайте слова, записанные на доске: Старая, красться, мокрый, лиса, дождь, тропинка, по, в;
-Что нужно сделать, чтобы из этих слов составить словосочетания, предложение? (изменить форму, применив предлоги, изменив окончание, поменять местами, т.е. установить смысловые и грамматические связи)
Составьте из этих слов предложение и запишите его в тетрадь.
(В дождь старая лиса кралась по мокрой тропинке.)
У нас получилось предложение. Из предложений состоит текст.
Словосочетания, предложения, текст – это единицы языка. СЛАЙД.
8. Запомните! Изучая синтаксис, вы узнаете, как устанавливать смысловые и грамматические связи между словами, т.е. по каким правилам соединяются слова в словосочетания и предложения. Знаки препинания помогают правильно понять смысл написанного. Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация. СЛАЙД.
Пунктуация – это раздел науки о языке, изучающий систему знаков препинания и правила их постановки.
Пунктуация – punctum = точка (лат.)
9. В школе изучают 10 знаков препинания. СЛАЙД.
. – точка
? – вопросительный знак
! – восклицательный знак
…- многоточие
, - запятая
; - точка с запятой
: - двоеточие
- -тире
( ) – скобки двойные (круглые)
« » - кавычки двойные
Учебник с. 46 прочитайте теоретический материал о роли знаков препинания.
10. Используя оглавление учебника, определите, что вы узнаете, изучая синтаксис в 5-м классе.
11. упр. 115 устный разбор, расстановка знаков препинания, выполнение письменно.
12. О важности знаков препинания. Работа с предложениями:
Казнить нельзя помиловать.
Казнить, нельзя помиловать.
Казнить нельзя, помиловать.
12. Подведение итогов урока.
- С какими разделами языка вы сегодня познакомились?
- Какие единицы языка вы знаете?
13. Домашнее задание: п. 23-24 упр. 120 – письменно
Информационные источники:
Шибалова Л.В.Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык: учеб. Для 5 класса общеобразоват. Учреждений»/Л.В. Шибалова.- М.: Издательство «Экзамен», 2011.
Фролова Т.Я. 20 ступенек грамотности: Русский язык Симферополь: 2008.
Русский язык.5 класс: поурочные планы по учебнику Т.А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык 5 класс»/ авт.-сост. И.В. Карасева.- Волгоград: Учитель, 2007.
Львов С.И. Русский язык.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В. 3ч. /С.И. Львова, В.В. Львов.- М.: Мнемозина, 2010.
На странице приведен фрагмент.
Автор: кычина вера васильевна
→ барс030 04.04.2012 0 16296 1558 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.