Урок литературы "Чтобы быть, нужно сначала принять на себя ответственность"; 7 класс
Учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МКОУ Малоирменской ООШ Чудакова Любовь Олеговна
Урок литературы в 7 классе
Тема: « Чтобы быть, нужно сначала принять на себя ответственность»
Цель: формирование понятия «проблема» на примере литературного произведения.
Задачи: а) обучающие: познакомить учащихся с отрывком «Дикий котенок»
из книги Джеральда Даррелла «Земля шорохов»; стратегией решения проблем;
б) развивающие: развитие умения выделять проблему и находить пути решения; умения ставить вопросы и искать ответы на них; формирование навыков анализа изучаемого произведения;
в) воспитательные: развитие познавательных и творческих способностей; использование проблемных задач; развитие культуры умственного труда; воспитание коммуникативных отношений.
Технология: РКМЧП
Ведущий метод: проблемный
Оборудование: презентация, лист решения проблем, текст, карточки.
Задачи:
* Проанализировать отрывок Дж.Даррела «Дикий котенок».
* Используя прием «Идеал», научиться решать поставленную проблему.
* Проанализировать результаты.
* Составить собственное суждение.
Структура проведения урока
Этапы урока
Самоопределение. Организация класса. Разминка-приветствие.
Цель: настроить учащихся на восприятие нового материала.
Деятельность учителя: Приветствие учащихся, организация внимания.
Я вам хочу сказать:
- Привет, друзья!
А в ответ услышать:
- Здравствуйте!
И полетят слова,
Как птицы два крыла,
И небеса ответят:
- Властвуйте!
Улыбнитесь мне и друг другу. Я рада видеть ваши улыбки. И надеюсь, что наше общение будет полезным.
Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Цель этапа: вызов.
Актуализация темы урока, вызов интереса, мотивация учащихся к учебной деятельности. Подвести учащихся к осмыслению темы. (Слайд 1)
Освоение нового материала.
Цель: познакомить с отрывком «Дикий котенок» из книги Дж.Дарелла «Земля шорохов»
Педагогический прием
Создание проблемной ситуации.
Работа в группах
Чтение 1 части текста.
Работа с листом решения проблем.
(Стратегия «Идеал») (Слайд4)
Команда собирает «банк идей». Решение доказывается автором и обсуждается в команде.
Команда рассказывает о своих решениях и их обоснованиях.
Деятельность учащихся.
Читают 1 часть текста.
Выявляют проблему.
Заполняют «Лист решения проблем»
Обсуждают решения.
Рассказывают о своих решениях и их обоснованиях.
Чтение 2 части текста
Ученики отвечают на вопросы (пятый раздел таблицы).
5.Рефлексия (Слайд 5)
- Было ли у меня решение, близкое авторскому?
- Что помогло мне принять решение (информация в тексте, собственные дополнительные знания)?
- Что мешало мне (невнимательно слушал(а) и читал(а), не проанализировал(а) ситуацию, не хватило фантазии, не воспользовался(лась) собственным опытом, дополнительными знаниями?
Система ожидаемых умений
- Умение анализировать
- Умение высказывать свои мысли, принимать решение.
- Умение планировать свою деятельность.
- Оценивать эффективность планирования и исполнения.
5. Закрепление
Цель: осмысление
Отработать умение высказывать свои мысли.
Работа в группах.
Деятельность учителя
Сейчас я вам раздам листочки, на которых записаны высказывания. Ваша задача объяснить смысл высказывания и привести примеры из жизни.
1. Будь готов изменить свои цели, но никогда не изменяй свои ценности. (слайд 5)
2. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за тех, кого приручил. (слайд 6)
3.Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать. (слайд 7)
4. С каждого надо спрашивать за то, что он может дать. Власть прежде всего должна быть разумной. (слайд 8)
Сент-Экзюпери
(Слайд 9)
Деятельность учащихся
Читают высказывание.
Дают толкование.
Моделируют ситуацию.
Выявляют проблему.
Делают вывод.
Педагогические приемы
Работа в группах
Индивидуальная работа.
Система ожидаемых умений:
- Умение работать в группе, сотрудничать друг с другом, делать общие выводы;
- Умение анализировать ситуацию, доводить работу до конца, высказывать свое мнение.
6. Подведение итогов.
7. Послушайте одну притчу.
- О чем она?
Все в твоих руках.
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
Деятельность учащихся
Высказывают свое мнение о самом лучшем способе решения проблемы взаимоотношений.
Голосуют за лучший вариант.
Педагогические приемы:
Самостоятельная работа.
Коллективная проверка с объяснением.
Система самооценки.
Умение делать выбор.
Умение слушать собеседника.
Умение анализировать и сравнивать.
7.Домашнее задание.
Прочитать рассказ Л.Андреева «Кусака». Предложить способы решения проблемы.
Список использованных источников:
1.Н.Г.Майорова «Обучение жизненно важным навыкам»
Издательство «Образование-культура» Санкт-Петербург 2002г.
2.Высказывания Сент-Экзюпери.
3.Материалы для создания презентации:
Картинка 1 слайд:
http://www.tsosh26.ru/index/shmo_russkogo_jazyka_i_literatury/0-264
Картинка 2 слайд:
http://lenagold.ru/fon/clipart/s/sve3.html
Картинка 3 слайд:
http://www.olimppress.ru/parts_25.htm
4.Источники фона презентаций сайты: http://blog.i.ua/ , http://www.photosight.ru/».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чудакова Любовь Олеговна
→ Berezina 11.05.2012 0 2798 493 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.