Урок по произведению Н.А. Некрасова "Размышление у парадного подъезда"; 7 класс


Ф.И.О. Кузнецова Инна Юрьевна

Должность: учитель русского языка и литературы

Место работы: город Астрахань сош№30

Дополнительные сведения: учитель 1категории, стаж работы 15 лет.

Урок по творчеству Н. А. НЕКРАСОВА. Урок русской литературы по произведению Н.А. Некрасова “Размышления у парадного подъезда”.

Тема: Раздумья поэта о судьбе народа в стихотворении «Размышление у парадного подъезда».

Цель: Помочь учащимся сформулировать проблемный вопрос и подойти к решению этого вопроса при помощи групповой работы, определить пафос стихотворения, поразмышлять над раздумьями лирического героя.

Задачи:

1.Учить видеть в стихах поэта отношение автора к проблеме.
2.Развивать навыки исследовательской деятельности, совершенствовать навыки выразительного чтения.

3.Воспитать чувство патриотизма, чувство сострадания и милосердия к русскому народу.

Ход урока:

Я лиру посвятил народу своему.
Н.А.Некрасов.

1.Мотивация:

Из воспоминаний А.Я.Панаевой: «Я встала рано и, подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ. Была глубокая осень. По всей вероятности, крестьяне желали подать какое-нибудь прошение. Но швейцар прогнал их. Я пришла к Некрасову и рассказала ему об этом. Через два часа он прочитал мне стихотворение «Размышление у парадного подъезда»».

2.Слово учителя:


Далеко не всегда мы знаем, как создавалось то или иное произведение, как возник творческий замысел. Благодаря воспоминаниям жены Некрасова, Авдотье Яковлевны Панаевой, у нас есть возможность узнать, как появилось стихотворение «Размышление у парадного подъезда».


3. Выразительное чтение стихотворения.

4. Элементы анализа текста стихотворения «Размышления у парадного подъезда».

-Размышление – это слово, которое даёт начало решению проблемы данного произведения. Раздумья поэта, впечатление от увиденного как размышление. Некрасов хотел донести до читателей мысль о судьбе русского народа с мучительным вопросом-обращением: «Эх, сердечный!

Ты проснёшься ль, исполненный сил». Некрасов призывает бороться за свою свободу.

Проблема рабского состояния народа в царской России решается путём исследования.

5.Словарная работа:

Пилигримы - странники

Похоронная тризна – поминовение усопших

Лепта – грош, денежка, провидение – промысел Божий

Останки – тело, труп

6.Исследование (Класс делится на 4 исследовательские группы.)

В стихотворении четыре основные картины сменяют одна другую.

Дайте названия каждой из сменяющих друг друга картин (каждая группа озаглавливает свою часть)

1.Парадный подъезд по торжественным дням

2.Парадный подъезд в обычные дни.

3.Владелец роскошных палат.

4.Великая скорбь русского народа.

Исследование первой части (группа 1):

-В первой части автор знакомит нас с картиной парадного подъезда знатного вельможи в торжественные дни, поэт зло бичует чинопочитание, низкопоклонство и раболепие низших чинов перед вельможей : чиновники, одержимые холопским недугом ,подъезжают к заветным дверям с каким –то испугом. Совершив своего рода обряд чинопочитания, где гости разъезжаются ,довольные собой .В восьми строках вступления дана остро сатирическая картина парадного подъезда по торжественным дням.

Исследование второй части(2 группа)

Эта часть рисует парадный подъезд в обычные дни. Собирательный образ народных ходатаев, пришедших искать защиты от мироедов у сильного вельможи и не допущенных к нему, является центральным. Он и наталкивает Некрасова на размышления. С большой симпатией автор изображает пилигримов-ходатаев:

Загорелые лица и руки,

Армячишка худой на плечах

По котомке на спинах согнутых

Крест на шее и кровь на ногах…

Они обращаются к швейцару, стоящему у подъезда, с выражением надежды и мук, просят допустить их к вельможе и предлагают скудную лепту.

Прогнанные от парадного подъезда швейцаром крестьяне пошли,

Повторяя: суди его бог!

Разводя безнадёжно руками,

И, покуда я видеть их мог,

С непокрытыми шли головами….

Сколько горя, страданий, унижений вынесли эти мужики на своём пути, так и не добившись правды!

Исследование третьей части(3 группа)

Разоблачается владелец роскошных палат. Звучит резкая сатира. В каждом слове поэта звучат гнев и возмущение против притеснителей народа:

Ты, считающий жизнью завидною

Упоение лестью бесстыдною,

Волокитство, обжорство, игру,

Пробудись!

Отношение к вельможе семьи и отчизны двойственное: при всём внешнем почёте, в глубине души все питают к нему неприязненные чувства.

..Как дитя,

Ты уснёшь, окружён попечением

Дорогой и любимой семьи

(ждущей смерти твоей с нетерпением),

Привезут к нам останки твои…….

Исследование четвёртой части(4 группа)

Некрасов от образов обездоленных, измученных далёкой дорогой, стонущих мужиков с изумительным мастерством переходит к широкому, обобщённому образу стонущей Руси, переполненной великой скорбью народной. Русский народ- сеятель ,хранитель ,сердечный – вызывает глубокое сочувствие. Эта часть начинается со слов «Родная земля! Назови мне такую обитель…» своим словарно – звуковым строем создаёт яркое представление о силе народного горя ,усиливающееся также и сравнением скорби народной с многоводной Волгой.

7. Работа с иллюстрациями учебника.

Какие из них кажутся наиболее удачными?

Как бы вы изобразили эту сцену?

Какая из иллюстраций привлекла ваше внимание?


8 .Слово учителя:

В «Размышлениях у парадного подъезда» с особой остротой раскрыты глубокое сочувствие Некрасова угнетённому народу и его ненависть к тем ,кто закрепощает народ, не даёт ему свободно жить. Некрасов осуждает покорность русского бесправного народа и призывает этот народ добиваться свободы и независимости. Только у такого народа, который может бороться за свои права, есть будущее…


9..Рефлексия. Что понравилось на уроке? Что запомнилось? Написать сочинение – миниатюру «Что меня взволновало в этом стихотворении»

Список литературы:

Ерёмина О.А. « Поурочное планирование по литературе 7 класс», Издательство «Экзамен» 2010 г.

Учебник – хрестоматия «Литература 7 класс» под ред. Коровиной В.Я., Москва, « Просвещение» 2011г.

Мальцева К.В. «Изучение произведений Некрасова в школе»,Москва, «Просвещение»,1956 г.















Полный текст материала Урок по произведению Н.А. Некрасова "Размышление у парадного подъезда"; 7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кузнецова Инна Юрьевна  CAT12
14.05.2012 0 17793 1733

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК