Урок русского языка "Второстепенные члены предложения. Определение"; 5 класс (.docx)


МОУ « Лотошинская средняя общеобразовательная школа №1»

Второстепенные члены предложения. Определение.

Урок по русскому языку в 5 классе





Ионова Галина Викторовна






Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с понятием определение, способами выражения второстепенного члена, ролью в речи.

  2. Научить находить определение в речи, употреблять его в предложении.


Презентация. РРТ.

Сегодня мы продолжим нашу работу с второстепенными членами предложения.

1.Устная синтаксическая минутка. Найти грамматическую основу в предложениях.

Лес пахнет дубом и сосной. За лето высох он от солнца. И осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой. Ближний лес затихает. В нём показалися всюду просветы. (слайд 2)

- Какими являются предложения по наличию в них второстепенных членов?

- Дать связный рассказ о дополнении (устный ответ ученика).(слайд 3)

2. Переход к теме урока. Разобрать предложение, дать полную его характеристику, найти грамматическую основу и дополнения.

По тополям и клёнам холодный вихорь пролетел. (повеств., невосклиц., простое, распростр.)(слайд 4)

- В предложении есть ещё один второстепенный член. К какому слову он относится? Как задать к нему вопрос? Что обозначает второстепенный член предложения?(слайд 5)

3.Знакомство со стихотворением.

Признак предмета или явления

Обозначает определение.

Чей? и Какой? – ответы просты,

Лишь не хватает волнистой черты.

Вывод правила по теме урока.(слайд 6)

4.Работа с текстом.

Наступила осень. Вчера подул ветер. Кружатся в воздухе и летят листья. На дорожке лежат листья осинки, листья ольхи. Улетают птицы.

- Можно ли эту запись назвать текстом? Как его можно озаглавить? Чего не хватает в данном тексте? Подберите подходящие по смыслу определения и запишите получившийся текст. Подчеркните определения.

- Какова роль определений в тексте? (слайд 7)

5.Знакомство с ученической работой. Выписать определения вместе с теми словами, к которым они относятся.

Прогулка в осенний лес

Тихо в осеннем лесу. Только разноцветные листья шуршат под ногами и закрывают влажную землю золотым ковром. Последние тёплые лучи солнца пробираются сквозь ветви деревьев. Птицы готовятся к дальнему отлёту в южные страны.

Проходя по узкой тропинке, я увидела, как с ветки на ветку прыгает юркая белка. В зубах она держит белый гриб.

Хорошо гулять в лесу осенью! Не слышно стрекочущих кузнечиков, не видно трудолюбивых муравьёв. Сорван последний грибок. Таинственный лес затих до будущей весны.

(В осеннем лесу; разноцветные листья; влажную землю; золотым ковром; последние теплые лучи; к дальнему отлёту; в южные страны; по узкой тропинке; юркая белка; белый гриб; стрекочущих кузнечиков; трудолюбивых муравьёв; последний грибок; таинственный лес; до будущей весны).(слайды 8,9)


6. Словарная работа.(слайд 10)

ПОРАЖАТЬ

ЗАРАЖАТЬ

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЙ

- Чем поражает нас осень?

7.Синтаксический разбор предложения.

Золотая осень поражает нас обилием плодов, тишиной, спокойствием, красотой пёстрого леса.

8.Подведение итогов урока.(слайд 11)

9. Д./З: стр.71, правило, упр. 182


Список используемой литературы:

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя.- СПб.: Свет, 1996.

  2. Бутеева Е.В. Комиссарова Л.Ю. Методические рекомендации для учителя. Русский язык 5класс.: Образовательная система «Школа 2100». Москва, Баласс. 2006.



Урок знакомит учащихся с новым понятием – определение, позволяет выявить основные способы выражения определений, их роль в речи. Ученики приобретают умение находить определение в предложении, отличать от других второстепенных членов, употреблять в устной и письменной речи.

Слайд 1
Слайд 2
Лес пахнет дубом и сосной. За лето высох он от солнца. И осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой. Ближайший лес затихает. В нем показалися всюду просветы. Лес пахнет дубом и сосной. За лето высох он от солнца. И осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой. Ближайший лес затихает . В нем показалися всюду просветы.
Слайд 3
Дополне ние – это… Дополнение – это… второстепенный член предложения, обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей. Дополнения выражаются существительным или местоимением в косвенном падеже
Слайд 4
По тополям и кленам холодный вихорь пролетел. По тополям и кленам холодный вихорь пролетел. (повеств., невоскл., простое, распростр.)
Слайд 5
По тополям и кленам холодный вихорь пролетел. вихорь (какой?) холодный
Слайд 6
Признак предмета или явления Обозначает определение. Чей? И Какой? – ответы просты, Лишь не хватает волнистой черты
Слайд 7
Наступила осень. Вчера подул ветер. Кружатся в воздухе и летят листья. На дорожке лежат листья осинки, листья ольхи. Улетают птицы.
Слайд 8
Тихо в осеннем лесу. Только разноцветные листья шуршат под ногами и закрывают влажную землю золотым ковром. Последние тёплые лучи солнца пробиваются сквозь ветви деревьев. Птицы готовятся к дальнему отлёту в южные страны. С ветки на ветку прыгает юркая белка. В зубах она держит белый гриб. Не слышно стрекочущих кузнечиков, не видно трудолюбивых муравьёв. Сорван последний грибок. Таинственный лес затих до будущей весны.
Слайд 9
в осеннем лесу разноцветные листья влажную землю золотым ковром последние теплые лучи к дальнему отлёту в южные страны юркая белка белый гриб стрекочущих кузнечиков трудолюбивых муравьёв последний грибок таинственный лес до будущей весны
Слайд 10
удивлять поражать выразительный Придумать со словами предложение Золотая осень поражает нас обилием плодов, тишиной, красотой пёстрого леса.
Слайд 11
Определение – это… Обозначает… Отвечает на вопросы… Подчеркивается… Определения делают нашу речь… второстепенный член предложения признак предмета или явления Какой? Чей? волнистой линией Яркой, образной, выразительной
Слайд 12
Спасибо за урок!

Полный текст материала Урок русского языка "Второстепенные члены предложения. Определение"; 5 класс (.docx) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ионова Галина Викторовна  galinavik
15.05.2012 0 20929 2151

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК