Слайд 1
Игра «Кто быстрее?»
-Кто быстрее и правильнее образует причастия и деепричастия от
данных глаголов?
Читать, писать, нарисовать, любить, уважать, чувствовать, держать,
взять, нести, терять.
Данилейко Татьяна Аркадьевна
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Бабежская СОШ»
Конспект урока русского языка в 7 классе на тему: «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте».
Цели:
1.Закрепить сведения о деепричастии и деепричастном обороте.
2.Выработать умение находить деепричастный оборот, правильно ставить знаки препинания при нём. Учить отличать причастия от деепричастий, причастный оборот от деепричастного.
3.Воспитывать любовь к родному языку, вызвать интерес к изучаемой теме.
Оборудование. ТСО, слайды, сигнальные карточки, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока.
1.Синтаксическая пятиминутка.
- Выполнить синтаксический разбор предложения.
Д..ревья радос..но тр..пещут, купаясь в небе, заполнен..ом солнечным светом.
-Образовать все возможные формы причастий (1 вариант) и деепричастий ( 2 вариант) от данных глаголов :
Решить, писать, читать, входить, сесть, встать, выйти, дышать, сердиться, думать, слушать, сделать.
2.Теоретическая пятиминутка.
-Что такое причастие?
-Что такое деепричастие?
-Что называется причастным и деепричастным оборотом?
-Чем отличается причастный оборот от деепричастного?
3.Игра «Кто быстрее?» (слайд №1)
-Кто быстрее и правильнее образует причастия и деепричастия от данных глаголов?
4. Работа с сигнальными карточками. Учитель читает предложения, а ученики поднимают карточки, красный цвет-сигнал деепричастного оборота, зелёный-причастного.
1) Сапёры, управляющие лодкой, не бросали вёсел.
2) Сапёры, управляя лодкой, не бросали вёсел.
3) Палка, торчавшая из воды, служила ориентиром.
4)Палка, торча из воды, служила ориентиром.
5) Лодка, управляемая твёрдыми и сильными руками, чиркнула плоским днищем о песчаную отмель.
6) Струи пуль тяжёлого пулемёта, установленного на лодке, просвистели поверх голов.
7) Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками.
8)Приехав в Оренбург, я прямо явился к генералу.
5.Какой схеме соответствует данное предложение: Спустясь по крутой тропинке, мы остановились у самой реки и обнажили шпаги. (слайд №2).
6.По страницам художественных произведений.
-Найти деепричастные обороты. Указать авторов и названия данных произведений.(отрывки на слайдах).
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет.
То заплачет, как дитя. (А. С. Пушкин «Зимний вечер»).
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит. (А. С. Пушкин «Зимнее утро»).
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей. (А. С. Пушкин «Пророк»).
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный чёлн;
А я – беспечной веры полн –
Пловцам я пел… (А. С. Пушкин «Арион»).
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! Не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой…» (М. Ю. Лермонтов «Бородино»).
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус. (М. Ю. Лермонтов «Бородино»).
У Чёрного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская;
На ветвях зелёных качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы. (М. Ю. Лермонтов «Листок»).
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается. (М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»).
7.Самостоятельная работа.
Текст проецируется на экран или учащимся раздаются карточки с текстом.
-Списать текст, образовать от глаголов в скобках деепричастия или причастия; расставить знаки препинания, вставив пропущенные буквы (по вариантам).
1 вариант.
По ясному небу н..слись (не закрыть) со..нца низкие дымчатые тучи. (Запыхаться) мчится вдоль дороги мартовский ветерок. (Извиниться) за майскую погоду черёмуха пригласила всех знакомых на ча..питие. (Думать) о звёздах мы думаем и о земном.
2 вариант.
Если прищ..рить глаза то высоко (мерцать) звёздоч..ки пр..близят..ся. (Разогнать) обл..ка прокатился по небу тонким колесом позолоче(н,нн)ый мес..ц. Обл..ка (задевать) за рыжую бороду молодого мес..ца сд..рают с неё позолоту и плывут дальше уже (окрасить).
8. Тестирование (из материалов ЕГЭ).
-Выберите грамматически правильно построенное предложение.
Прочитав этот рассказ,…
а)…меня, как живые, окружали его герои;
б)…я много думал о событиях, описанных в нём;
в)…мне стало грустно;
г)…он мне понравился.
-Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка:
а) Пуля визжа и свистя пролетела над головой.
б) Моя собака, почуяв зайца, насторожилась.
в) Осветив край леса и согревая утренний воздух, медленно поднимается запоздалое солнце.
г) Я осторожно спустился к ручью и, набрав воды в котелок, внимательно осмотрелся.
-Найдите слова с ударением на втором слоге:
а) заняв;
б) начав;
в) начал;
г) приняв.
9.Итог урока. Игра «Третий лишний».
1) сбегая, провожая, трепещущий;
2) весело, обдумав, решая;
3) желая, хотеть, любя;
4) зная, действуя, земная.
Домашнее задание. Подобрать примеры из прозаических произведений А. С. Пушкина с причастными и деепричастными оборотами.
Автор: Данилейко Татьяна Аркадьевна
→ бабеж 10.07.2012 1 15442 3083 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.