Урок и презентация по литературе "Мотивы одиночества в лирике Лермонтова. Стихотворение "Парус" 6 класс
Автор: Шершнёва Елена Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ»Каськовская ООшкола» Куньинский район Псковская область
Предметная область: литература
Тема урока: Мотивы одиночества в поэзии М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Парус». 6 класс
Цели урока:
познакомить учащихся с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова;
чтение и анализ стихотворения «Парус».
Дидактические задачи урока:
Учебные:
расширить представление о передаче эмоций через художественный текст;
познакомить с понятием «антитеза».
Развивающие:
развивать умение учащихся анализировать лирическое произведение;
развивать умение строить монологические аргументированные высказывания по теме;
развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные:
способствовать формированию нравственных качеств у учащихся;
способствовать эстетическому воспитанию на примере произведений и картин М.Ю. Лермонтова;
формировать положительное отношение к знаниям;
нравственное и эстетическое воспитание учащихся.
Форма проведения урока: презентация, заочное путешествие.
Форма организации учащихся: индивидуальная, коллективная.
Основной метод обучения : метод эвристической беседы.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оформление урока: Презентация «Мотивы одиночества в творчестве М.Ю. Лермонтова»
Методические особенности урока:
1. Использование ИКТ, Internet в подготовке учащимися сообщений о Лермонтове.
2. Заочное путешествие «М.Ю.Лермонтов – великий русский поэт» с использованием видеоролика, подготовленного с помощью программы Windows Movie Maker.
3. Развивающее обучение
Использованные источники:
Егорова Н.В.Универсальнве поурочные разработки по литературе: 6 класс, - 2-е изд., - М.: ВАКО, 2007
Литература. 6 класс: учеб. для общеобр. учреждений. В 2-х ч. Ч.1 / авт.-сост. В.П. Полухина и др.; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009.
http://www.nndb.com/people/857/000024785/lermontov2C.jpg Лермонтов
http://900igr.net/kartinki/literatura/Lermontov-poet/034-Ros-Lermontov-bolnym-rebenkom-do-chetyrekh-let-plokho-khodil-i-babushka.html
http://forum.exler.ru/arc/uploads/77/post-1233593976.jpg портрет Лермонтова
http://lermontov.niv.ru/images/pictures/picture_22.jpg перестрелка в Дагестане
http://www.pergam-club.ru/book/1638 Нападение.
http://www.liveinternet.ru/users/dalgren/post188789785/ картины
http://www.museum.ru/rme/pic/ler_picb.jpg Крестовая гора
http://www.liveinternet.ru/users/3596969/post137430966/ биография
Антитеза – в переводе с греческого «antithesis» - противоречие, противоположение –противопоставление образов, эпизодов, картин, слов. Антитеза помогает передать мысль и чувство, усиливает эмоциональность речи. В стихотворении «Парус» противопоставлены море - парус - лирический герой.
Инверсия – (лат. Inversio – перестановка) –
Необычный порядок слов, благодаря которому автор достигает особой выразительности речи: в тумане моря голубом, что ищет он в стране далёкой, что кинул он в краю родном.
Михаил Юрьевич Лермонтов
М.Ю. Лермонтов родился 3 (15) октября 1814 года. Поэт прожил очень короткую, трагическую жизнь, но за эти немногие годы успел написать много прекрасных стихотворений, поэм и даже роман.
Детство будущего поэта было омрачено смертью матери Марии Михайловны, ссорой отца Юрия Петровича с бабушкой, разлукой с отцом и слабым здоровьем. Всё это отразилось на судьбе Лермонтова. Он чувствовал себя одиноким.
Воспитанием маленького Лермонтова занималась бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. Детские годы поэт провёл в имении бабушки в Тарханах (Пензенская губерния). Елизавета Алексеевна очень любила внука, заботилась о нём, дала хорошее образование. Для поправки слабого здоровья мальчика бабушка дважды, в 1820 и 1825 годах, возила его на Кавказ. Лермонтов навсегда полюбил природу Кавказа.
Поэт учился в благородном пансионе при Московском университете, затем в университете, в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В курс образования входили также рисование, лепка, музыка, иностранные языки. И всегда рядом с ним была Елизавета Алексеевна. Даже короткая разлука приносила им обоим страдания.
В эти же годы Лермонтов пробует свои творческие силы. Его кумиром был А.С. Пушкин. В 1828 году им написаны первые произведения: несколько стихотворений дошедшие до нас две поэмы – «Корсар» и «Кавказский пленник». Известность Лермонтову принесло резкое, гневное, обвинительное стихотворение «Смерть поэта», написанное им в 1837 году в память о погибшем Пушкине. Царское правительство отправило поэта за стихотворение в ссылку на Кавказ, где шли военные действия. Хлопотами бабушки Лермонтов через некоторое время возвращается в Тарханы – и снова в 1840 году ссылка на Кавказ, теперь уже за дуэль с французским посланником. Там же, на Кавказе, в 1841 году поэт погиб на дуэли с Мартыновым.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
литература 6 класс
Тема урока: Мотивы одиночества в поэзии М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Парус».
1.
|
ФИО (полностью)
|
Шершнёва Елена Михайловна |
2.
|
Место работы
|
МБОУ «Каськовская основная общеобразовательная школа» |
3.
|
Должность
|
учитель русского языка и литературы |
4.
|
Предмет
|
литература |
5.
|
Класс
|
6 |
6.
|
Тема и номер урока в теме
|
Мотивы одиночества в поэзии М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Парус». № 19
|
7.
|
Базовый учебник
|
Литература 6 класс: учеб. для общеобр. учрежд. В 2-х ч. Ч.1. /авт.-сост. В.П. Полухина и др. /; под ред. В.Я. Коровиной.– 16-е изд.- М.: Просвещение, 2009. |
Используется технология «ИКТ в современном уроке» и личностно-ориентированное обучение.
10.Тип урока: комбинированный
11.Формы работы учащихся: самостоятельная, индивидуальная, творческая.
12.Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.
Цели урока:
познакомить учащихся с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова;
чтение и анализ стихотворения «Парус».
Дидактические задачи урока:
Учебные:
расширить представление о передаче эмоций через художественный текст;
познакомить с понятием «антитеза».
Развивающие:
развивать умение учащихся анализировать лирическое произведение;
развивать умение строить монологические аргументированные высказывания по теме;
развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные:
способствовать формированию нравственных качеств у учащихся;
способствовать эстетическому воспитанию на примере произведений и картин М.Ю. Лермонтова;
формировать положительное отношение к знаниям;
нравственное и эстетическое воспитание учащихся.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
|
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время (в мин.) |
№ 1
|
Организационный момент.
|
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством великого русского поэта М.Ю. Лермонтова и его стихотворением «Парус». Будем формировать умение анализировать лирическое произведение, выясним, что такое антитеза. Демонстрирует материалы презентации слайд 1 – 3
|
|
3 мин.
|
№ 2
|
Объяснение нового материала
Беседа с учащимися |
Сейчас мы совершим заочное путешествие «М.Ю. Лермонтов - великий русский поэт». Вы узнаете много интересного и трогательного из биографии поэта. Будьте внимательны. Учитель представляет видеоролик с фотографиями семьи Лермонтова, картинами поэта.
- Ребята, что из увиденного вам запомнилось, может быть, удивило?
|
Учащиеся зрительно воспринимают новые для них сведения о Лермонтове.
Дети рассказывают о своих впечатлениях от увиденного. |
7 мин.
|
Индивидуальная форма работы |
Открывает слайд 4-5 презентации. Слово о Лермонтове: По силе восприятия действительности, силе чувств, силе энергии и языковой выразительности, по смелости мысли поэзия Лермонтова не имеет ничего подобного в русской литературе. Жизнь поэта была короткой и трагичной, но наполненной творчеством. Послушайте, пожалуйста, рассказ о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова, подготовленный Яной.
|
Учащиеся слушают сообщение одноклассника. |
5 мин. |
|
|
Беседа с учащимися |
- Что вас больше всего затронуло в услышанном? |
Предположительные ответы: - детство без матери, разлука с отцом, высокий уровень образования, Кавказ… |
3мин. |
Актуализация знаний
|
Демонстрирует слайды 6-7 Да, ребята. Поэт был высокообразован, кроме поэтического таланта, был одарен и удивительной музыкальностью: хорошо играл, сочинял музыку, пел арии из оперетт. Слыл шахматистом и математиком, владел шестью иностранными языками. Лермонтов мог бы стать настоящим художником (оставил много полотен). Но все отдал литературе. Достаточно сказать, что поэмы "Черкесы" и "Кавказский пленник" он написал, когда ему было тринадцать с половиной лет. |
Зрительное восприятие темы
|
3 мин.
|
|
Чтение и анализ стихотворения
Индивидуальная работа |
И теперь мы познакомимся с одним из стихотворений Лермонтова «Парус» Слайд № 8: - Знаменитый «Парус» - создание семнадцатилетнего поэта. Образы бури, моря и паруса характерны для ранней лирики Лермонтова, где свобода поэтически связывается с одиночеством, мятежными стихиями. Слайд 9-10: - Какова история стихотворения «Парус»?
|
Подготовленный ученик читает стихотворение «Парус»
Рассказ ученика об истории написания стихотворения. -Стихотворение
«Парус» было написано М. Лермонтовым
в 1832 г. Вынужденный оставить Москву
и университет, Лермонтов уезжает в
Петербург. Оставлено всё, что любил
поэт. Спокойной и безмятежной жизни
не предвиделось. И однажды, бродя по
берегу Финского залива, он пишет это
стихотворение, о чем свидетельствует
М. Лопухина, в письме к которой Лермонтов
послал первый вариант стихотворения.
Быть может, грустное восприятие
паруса, переходящее в глубокое
философское раздумье, и сам образ
были навеяны стихами А. Бестужева-Марлинского
«Андрей, князь Переяславский»: Белеет парус
одинокой, У ног колчан, в руке весло.
|
21 мин. |
|
|
|
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
- Какое слово определяет это настроение?
- Эпитет «одинокий» стоит на необычном месте, выделяется в поэтической строке, на него падает смысловое ударение. Это слово и задаёт настрой всему стихотворению. Необычный порядок слов в предложении называется инверсией. Слайд 11 - Как вы представляете море и то, что услышали в стихотворении?
- Красота моря, его стихийная сила всегда поражает тех, кто его видит. Рядом с морем мелкие проблемы и суетные дела отступают, меркнут.
- Почему парус назван мятежным? Что значит «Мятежный»?
- Действительно, спокойная жизнь не для него. Он жаждет чего-то другого. Не цель конечная ему важна, а движенье, буря, непокой, ощущение жизни.
|
- В стихотворении чувствуется грусть, тревога, сожаление, неопределённость и надежда.
- слово «одинокий»
- море огромное, берегов не видно, вода синяя или зелёная, волны высокие…
- Он такой маленький, одинокий и мчится по волнам бескрайнего моря. Борется с ним. |
|
|
|
-Только ли о парусе говорит Лермонтов? - Да, поэт пишет и о человеке - гордом, одиноком, мятежном, о таком человеке, каким был сам Лермонтов.
- Какие художественные средства использует в стихотворении Лермонтов?
- Молодцы. Запомнили, что такое инверсия. Слайд 12. Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Кроме указанных вами выразительных средств Лермонтов использует в стихотворении антитезу (открывается гиперссылка) - Прослушайте ещё раз стихотворение. Слайд 13 Какие мысли и чувства владеют вами сейчас?
- Закончить урок я хочу строками библиографа о стихотворении «Парус»: слайд 14
|
- Наверное, он пишет и о человеке.
- Эпитеты: одинокий, мятежный, в далёкой, в родном, золотом; Инверсия: парус одинокий; Олицетворение: парус ищет, кинул, просит; играют волны, ветер свищет;
- Чувство грусти, одиночества и одновременно надежды на то, что впереди будет всё хорошо. - Неизвестности. |
|
3.
|
|
- А теперь запишите домашнее задание – слайд 15 - Спасибо за работу на уроке. |
… сына были похожи на папу. :
самопроверка |
|
Приложение к плану-конспекту урока
Мотивы одиночества в поэзии М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Парус»
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ средств
№
|
Название ресурса
|
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
|
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР, ссылка на Интернет-ресурс
(если использовался)
|
1.
|
электронный |
Презентация видеоролик
|
|
2. |
медиаресурс |
Фотографии, текстовый документ |
http://www.bigring.ru/?trID=1162 Тарханы http://forum.exler.ru/arc/uploads/77/post-1233593976.jpg Лермонтову 4-6 лет http://lermontov.niv.ru/images/pictures/picture_22.jpg перестрелка в Дагестане http://www.pergam-club.ru/book/1638 Нападение. hhtp://www.liveinternet.ru/users/dalgren/post188789785/ картины http://www.museum.ru/rme/pic/ler_picb.jpg крестовая гора http://www.liveinternet.ru/users/3596969/post137430966/ биография
|
|
|
|
|
ПАРУС
Белеет
парус одинокой
В тумане моря
голубом!..
Что ищет он в стране
далекой?
Что кинул он в краю
родном?..
Играют волны - ветер
свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы!
он счастия не ищет
И не от счастия
бежит!
Под ним струя светлей
лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А
он, мятежный, просит бури,
Как будто
в бурях есть покой!
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шершнёва Елена Михайловна
→ 21091961 11.07.2012 1 16899 3733 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.