Слайд 1
Черты волшебной сказки
в повести Н.В. Гоголя
«Вий»
Учитель русского языка и
литературы:
Шамарова Ю.И.
Дмитровская муниципальная средняя общеобразовательная
школа №1 им В.И. Кузнецова с УИОП
Конспект
открытого урока по литературе,
проведённого в 6 «В» классе
средней школы №1
Учитель русского языка и литературы:
Шамарова Ю.И.
2012 год
Тема: Черты волшебной сказки в повести Н.В. Гоголя «Вий».
Цель: проанализировать произведение Н.В. Гоголя; определить качество знаний учащихся с помощью тестирования.
Задачи. Образовательная: научить анализировать текст и находить отличительные черты сказки.
Развивающая: развивать речь, мышление, внимание, логику, память.
Воспитательная: воспитывать любовь к слову, русскому языку.
Оборудование: компьютер, проектор, экран или интерактивная доска, учебные принадлежности к уроку литературы, тетради для тестов.
Деятельность учителя |
Содержание |
Деятельность учащихся |
Орг. момент. Слово учителя.
III. Беседа по вопросам.
IV. Подведение итогов.
V. Выставление оценок.
|
Сегодня мы с вами вспомним содержание повести Н.В. Гоголя «Вий» и проанализируем это произведение. С чего всё начинается?
- Назовите главных героев?
- При каких обстоятельствах философ Брут видит ведьму?
Что происходит дальше?
(Запомните этот момент).
- Хочется или нет Хоме ехать к сотнику?
- Что происходит на хуторе сотника?
- Что, по-вашему мнению, в данный момент чувствует философ? - Что происходит в первую ночь в церкви?
На вторую ночь повторяется то же самое, ведьма читает заклинания и хочет погубить философа, отомстить ему. - Пытается ли Хома бежать с хутора? - Назовите сказочные элементы из этой части текста? - Кто помог справиться ведьме с Хомой?
- Почему чудовища не могли одолеть Хому?
- Опишите Вия?
От чего умер Хома Брут?
Мы с вами хорошо поработали, вспомнили произведение, нашли сказочные элементы в повести. А сейчас мы посмотрим, на сколько вы внимательно читали текст произведения. «5» - без ошибок «4» - 1 и 2 ошибки «3» - 3 и 4 ошибки «2» - более 5 ошибок.
Выставляю оценки в NET- школу.
Спасибо за работу, до свидания! |
Подготовка к уроку. Слушают.
Мнения уч-ся: семинаристы возвращались домой, и искали вакансии, места, где бы они могли подзаработать. Философ Хома Брут, ритор Тиберий Горобец, богослов Халява, панночка (ведьма), сотник (её отец), казаки. Искали ночлег в поле, увидели одинокий дом в поле (сказочный элемент). Там жила старушка, которая приютила их на ночь, положила спать в разные места. Сама пришла к философу, оседлала его, тот почувствовал себя конём (сказочный элемент). Хома и ведьма неслись над полем, пока он не начал читать молитвы, и они упали на землю. Затем философ стал бить палкой её, она превратилась в прекрасную девушку (сказочный элемент). Хома бежит подальше от этого места, а вскоре выясняется, что панночка, дочка известного сотника, находится при смерти. Она попросила, чтобы Хома служил по ней отходную. Философ не может отказать ректору семинарии, так как сотник является меценатом, спонсором семинарии и иногда поставляет для неё крупу и яйца. Нет. Ему угрожает ректор, что изобьют его, если он не поедет. Панночка умирает, и Хома должен читать отходную. С большой неохотой Хома соглашается. Когда философ видит девушку, он понимает, что это самая ведьма, которую убил он. Страх, осознаёт свою вину, чувствует, что что-то может произойти. Панночка встаёт из гроба и направляется к философу. И только круг, нарисованный на полу, спасает Хому. Наступает утро.
(Учащиеся комментируют текст). Хома даже поседел.
Да, но его ловят казаки, которые его привезли. Ведьма встаёт из гроба, гроб летает, Хома поседел. Чудовища, приведения, Вий – начальник гномов. Они не видели, где он находится, да и Хома не боялся их, дрогнул только перед Вием. «Приземистый, дюжий, косолапый человек, весь в земле, длинные веки были опущены до самой земли». От страха; он говорил себе, что не нужно смотреть на Вия, на чудовищ, но не выдержал и умер.
Выполняют тест: вопросы появляются на экране, потом проверка с помощью ключа. Ребята сами проверяют тест.
Ставят оценки.
|
Использованная литература:
Бельская Л.Л.
Литературные викторины/ Л.Л. Бельская. – М.: Просвещение, 2003 – 301с.
Бурляй В.К.
Современный урок литературы: использование активных методов. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2000. – 112с.
Гоголь Н.В.
Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород/ Н.В. Гоголь. – М.: Дрофа, 2007 – 541с.
Открытый урок литературы.
Пособие для учителей/ Редакторы – составители: Карпов И.П., Старыгина И.Н. – М.: Московский Лицей, 2000. – 301с.
Автор: Шамарова Юлия Игоревна
→ breene 12.07.2012 0 5690 601 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.