Слайд 1
Урок литературы в 7
классе
Волошко Любовь Игоревна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 5
г.о. Железнодорожный
Московской области
ПРИЛОЖЕНИЕ
Японские трехстишия ( хокку).
Видели все на свете
Мои глаза – и вернулись
К вам, белые хризантемы. Иссе Косуги
Осенний дождь во мгле!
Нет, не ко мне, к соседу
Зонт прошелестел. Ранран
На голой ветке
Ворон сидит одиноко.
Осенний вечер. Мацуо Басё
Как я завидую тебе!
Ты высшей красоты достигнешь
И упадешь, кленовый лист! Масаока Сико
Хорошо по воде брести
Через тихий летний ручей
С сандалиями в руке. Еса Бусон.
Как же это, друзья?
Человек глядит на вишни в цвету,
А на поясе длинный меч. Кёрай
Как вишни хороши!
Они с коня согнали
И князя – гордеца. Исса
Грузный
колокол.
А на самом его краю
Дремлет
бабочка. Бусон
“Вишни,
вишни цветут!” -
И об этих старых
деревьях
Пели когда-то. Басё
Урок литературы в 8 классе «Японское хокку. Своеобразие, идеи»
Цель урока:
дать представление о японской поэзии хокку;
совершенствовать исследовательские способности учащихся,
углублять умения и навыки, необходимые для самостоятельного творчества,
воспитывать интерес к поэзии;
развивать культуру общения и речи
Тип урока: изучение нового материала.
Используемые технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ-технологии.
Оборудование урока: мультимедийная установка, презентация, фотографии видов Японии, самурая, икебаны, кимоно, оригами, сакуры и др., веер, чашки для чайной церемонии, белая хризантема, плакаты, коврики.
Ход урока:
Оргмомент. Работа с оформлением рабочих тетрадей.
Стадия вызова.
1)-Лингвистическая задачка: отгадайте запрятанное слово.
...............в привычное – и вы увидите неожиданное;
............... в некрасивое – и вы увидите красивое;
............... в простое – и вы увидите сложное;
............... в малое – и вы увидите великое.
- Как вы догадались, что это за слово? ("Всматривайтесь")
-Что создает интонацию настойчивости в высказывании? (повтор, 5 раз повторяется слово). Почему так настойчив восточный мудрец? Зачем это нужно? - на этот вопрос мы ответим в конце урока, а пока начнем всматриваться …хотя бы в тему нашего урока.
Объявление темы урока.
2)-Все слова в теме - ключевые. Что они значат?(идея - главная мысль, своеобразие – то, чем отличается от другого, японский - относительное прилагательное. К чему относится? к Японии)
3)- Какие ассоциации вызывает слово Япония? (работает со слайдом вместе с учениками)
4)-Выскажите свою гипотезу: о чем пойдет речь на уроке? (о хокку, это литературное произведение)
5)-Зафиксируйте этот этап урока в таблице Знаю/Хочу узнать/
-Обсудите с соседом по парте.
-Проверка. Какие цели урока поставили?
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
|
|
|
Япония – потрясающая страна. Здесь уникально всё – города, искусство, культура. Япония славится своим искусством – поэзией, живописью, театром.
Цель урока: познакомиться с хокку, сделать вывод об их своеобразии, научиться читать и понимать хокку.
Стадия осмысления.
Прочитаем хокку японского поэта Кобаяси Исса
Наша жизнь – росинка.
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь – и все же…
-Почему мы назовем это стихотворением?
-Какие образы увидели?
-Какая росинка, нарисуйте словами.
-Замечаем ли мы такую мелочь? А между тем она - как жизнь. Почему?
-О чем стихотворение?
-Что еще необычного для стихотворения увидели?
- Японский поэт не дает подробного рассказа о предмете или явлении, он только будит мысль читателя. Хокку является для читателя намеком, импульсом, посланным поэтом. Японский поэт ждет, что читатель станет соавтором: что-то додумает, что-то дочувствует, о чем-то догадается. Образы, которые заключены в этих стихах, должны вызвать у читателя какие-то ассоциации, чувства, настроения. Эти стихи нельзя читать быстро, нужно вдумываться.
2) Из сердцевины пиона
Медленно выползает пчела…
О, с какой неохотой!
Басё
-Что представили?
-Какой пион? Нарисуйте (словами).
-Какая пчела? Нарисуйте.
-О чем стихотворение? (написал, когда покидал гостеприимный дом)
3) Самостоятельная работа. Поработайте с хокку. Прочитайте, заполните таблицу. Обсудите в парах. Подготовьте понравившееся хокку к выразительному чтению.
Хокку |
Что я себе представил |
Ассоциации |
О чем я подумал, прочитав хокку |
|
|
|
|
Обсудите в парах.
Проверка.
-Читаем, обмениваемся мыслями.
III. РЕФЛЕКСИЯ.
1)-Подведем итог. Что лежит в основе хокку? - образ-картинка. Он философски переосмысливается. Автор приглашает читателя к соавторству, недоговаривает. Объем маленький, а смысла много.
4) Игра. Додумайте последнюю строчку хокку.
В
зарослях сорной травы,
Смотрите,
какие прекрасные
____________ (Бабочки
родились!)Исса
Искусство писать хокку - это прежде всего умение сказать многое в немногих словах (схема классического хокку: 5-7-5 слогов)
Хокку может быть понято по-разному, в нём всегда заключена глубокая философская мысль. Это не просто поэтическая форма, а определённый способ мышления, видение мира.
Мозговой штурм: Мацуо Басё в конце своей жизни написал : «Моя поэзия - вещь бесполезная…» Вы согласны с этим высказыванием?
К чему так настойчиво призывал восточный мудрец?
Заполните таблицу «Узнал».
Итог урока:
-Чем сегодня занимались на уроке?
-Удалось ли достичь целей, которые вы поставили перед собой?
-Что понравилось/не понравилось на уроке?
IV. Домашнее задание: написать сочинение на тему «О чем рассказало мне хокку?»
Автор: Волошко Любовь Игоревна
→ Voloshko 13.07.2012 1 4282 657 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.