Урок литературы в 9 классе. Региональный компонент



Литература

9 класс

Региональный компонент.

Открытый урок по лирике А.Попова и Я.Бернарда.

Тема: «Я поклоняюсь Красоте…» (Ян Бернард).






Автор Величко Ирина Леонидовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 1 им.М.Ю.Лермонтова

г. Пятигорска












Красотой спасётся мир…

Ф.М.Достоевский.

Цели урока:

  1. Формирование нравственных ценностей;

  2. Формирование понятия красоты на материале поэтического текста;

  3. Привлечение внимания учащихся к творчеству ставропольских авторов;

  4. Воспитание любви к малой родине, коммуникативной культуры, духовных нравственных ценностей;

  5. Развитие познавательной активности учащихся;

  6. Обучение работе в группах.

Оборудование: электронная презентация к уроку, живые цветы, книги Я.Бернарда и А.Попова, раздаточный материал, материал для рефлексии.



Ход урока.

  1. Организационный момент и целеполагание.

Слово учителя: Здравствуйте, дети. Перед вами тема урока литературы «Я поклоняюсь красоте…». Это строка из стихотворения нашего земляка поэта Яна Бернарда. А эпиграф, который я предпослала к уроку – это известное утверждение Ф.М.Достоевского «Красотой спасётся мир…»

Вы , наверное, уже догадались, о чём будет сегодняшний урок? Ну что ж, надеюсь вас не разочаровать.

Слово учителя о красоте. ( Видеоряд с красотами).

Для работы сегодня я предложила вам произвольно разделиться на 3 группы:

1 группа – теоретики,

2 и 3 группы – аналитики.

Суть работы первой группы – дать определение красоте, используя различные словари и справочники.

Аналитики будут работать с текстами стихотворений

А ещё я хочу предложить индивидуальное творческое задание:

Сочинение – миниатюра. Кто хочет поработать?

Итак, начнём.

2.Аналитическая работа с текстами

Я хочу предложить вашему вниманию стихотворение А.Попова

Послушайте , пожалуйста.


«Открой дорогу красоте!».

День ото дня взлетаем мы всё выше

И свято верим в силу красоты.

И нет у взлёта потолочной крыши,

И нет порога жизненной черты.


А потому и дело наше вечно:

Искусство не увянет никогда!

Творенья совершенствуй бесконечно

И твёрдый дух имей в пути всегда!


Ведь человек рождён на свет для счастья:

Оно ведёт к восторженной мечте.

Так отметай же, друг в пути ненастья,

Открой в пути дорогу красоте!


Слово учителя:

- Ребята, вам понравилось стихотворение?

- А к какому виду лирики его можно отнести?

- А вы слышали что-нибудь о его авторе?

А ведь Алик Попов – наш с вами земляк – пятигорчанин.


Олег Владиславович Попов(1964 – 1997) был выпускником СОШ №16 г.Пятигорска. В 33 года, в возрасте, когда был распят Иисус Христос, Олега не стало – он трагически погиб в номере фешенебельной гостиницы «Южная», пытаясь дать отпор ворвавшемся к нему грабителям. Стихи этого поэта увидели свет только после его смерти.

Красота – один из главных образов его лирики.



А вот другое стихотворение. Может, кто- нибудь хочет его прочесть? Давайте послушаем.


Ян Бернард «Красота».

Я поклоняюсь Красоте,

Её улыбке затаённой.

К её священной чистоте

Я приближаюсь восхищенно.


Она – бессмертие веков.

Она – родная дочь рассвета,

Слиянье вёсен и лугов,

И песня каждого поэта.


Она – великий горный пик,

Заветных истин воплощенье.

И тот, кто красоту постиг,-

Остановил мгновенье!..


Слово учителя:

- Вам понравилось? А чем?

- Какие ассоциации у вас возникли?

-Слышали ли вы что- нибудь об авторе?


Ян Бернард – известный ставропольский автор. Его стихи и проза не могут никого оставить равнодушным. На его долю выпало трудное военное детство. Во время бомбёжки потерялась его мать. Только через 30 лет выяснилось, что она жива. Он взрослел в окопах, был настоящим сыном полка. После войны, приехав на Ставрополье, долгое время Бернард работал корреспондентом газеты в Минеральных Водах, писал стихи и прозу. Мир его поэзии добр и светел, я думаю, вы замети по его восторженным стихам .



Итак, давайте поработаем в группах. У всех есть свои задания. На обдумывание- 3-5 минут. А пока вы будете работать, я включу музыку, которая будет вам помощник


Задания:

Задания для первой группы.

Задания для второй группы.

Отметьте

  • Впечатление;

  • Ключевые слова;

  • Художественные образы;

  • Композиция, метрика;

  • Образ лирического героя, его внутренний мир;

  • Настроение, отношение к окружающему миру;

  • Почему употребляется местоимение «мы» и глаголы в форме мн.числа;

  • Лирический сюжет, динамика чувств;

  • Языковое оформление, средства создания образности.

  • Определите ключевые слова, почему слово «Красота» у Бернарда с большой буквы?

  • Каков образ лирического героя, его настроение, отношение к окружающему миру;

  • Что представляет собой красота в понимании героя?

  • Где мы можем встретиться с образом Красоты?

  • Легко ли постичь красоту, по мнению лирического героя?

( Прокомментировать последние строки стихотворения).



Заслушиваются ответы, созданные группами аналитиков. ( Живая беседа).

Беседа с учащимися.


  • А вы заметили, в чём различие в восприятии красоты этими авторами? ( показать оба текста).

  • А как вы думаете, какую роль в нашей жизни играет красота? Зачем она нужна каждому из нас?

  • Прокомментируйте слова русского критика Д.И.Писарева: «Красота чувствуется, а не меряется аршином». Согласны вы с этими словами?

  • Так что же такое красота? Мы не будем придумывать определение, а послушаем, как это понятие трактуется в ______________ словарях.

  • Пожалуйста, теоретики, поделитесь с нами результатами вашей работы. ( Теоретики читают определения в словарях и их комментируют).

Слово учителя :Спасибо. А ведь у каждого из нас своё понимание красоты. О красоте написано очень много, ею восхищались во все времена. Что же такое истинная красота? Как её почувствовать? Это летучее, хрупкое, неясное, но понятное каждому состояние души. Она не только в природе и в человеческой личности. Она – в поэтическом слове.

Очень интересное определение принадлежит средневековому философу Фоме Аквинскому. По его словам, красивым является то, что доставляет удовольствие при наблюдении, рассмотрении, разглядывании.

Учитель привлекает внимание учащихся к розе.

-Вот посмотрите, ребята, красива ли роза?

- А почему она красива?


Чтение учителем стихотворения Я.Бернарда « Роза».


О, как она пылала грозно,-

Одна-

На весь притихший сад,

И от неё в морозный воздух

Струился тонкий аромат.


Ты розу вырыл,

И до ночи

Она в дому твоём жила,

Но лепестков сосредоточье

Распалось.

Роза умерла!


Красота, к сожалению, очень уязвима. Но она может быть и вечной, потому что красота - это гармония. Гармония в природе, музыке, живописи, в слове, но главное, пожалуй, в душе.

Давайте послушаем сочинение – миниатюру, задание, которое было предложено ____________.

3.Заключительный этап

1) Беседа о нравственной стороне красоты

Что же главное? Духовная красота! Человек должен быть творцом



Заключительное слово учителя.

Да, ребята, восприятие красоты у каждого своё. Кто- то любит классическую музыку, кто- то –рэп; кого - то восхищают морские дали, а кого- то -пустыня. Кто- то восторгается полотнами Леонардо да Винчи, Рафаэля, а кто- то – Пикассо и Дали.

Неоспоримо одно: красота присутствует везде

, но не все её видят, не все обращают на неё внимание. Давайте присматриваться к себе и к окружающим нас людям, к миру, и тогда мы увидим нечто прекрасное в каждом дне жизни и в людях, которые нас окружают.

Алик Попов был убеждён ,что красиво1, в первую очередь должна быть душа:

Сохраняйте души чистыми, как дети,

В этом подлинная сила красоты!


Я вам, ребята, от всей души желаю .чтобы вы все были по- настоящему красивы.

2). Оценки.

3). Домашнее задание: найти произведения ставропольских авторов о красоте.

4). Рефлексия.






7



Полный текст материала Урок литературы в 9 классе. Региональный компонент смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Величко Ирина Леонидовна  Кипрская
31.08.2012 0 3251 390

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК