Пушкинский вечер "Очарованье пушкинской строки..."; 9 класс
1. Сидунова Эльвира Александровна.
2. Учитель 5-11 классов.
3. МБОУ СОШ №4 им. А. С. Пушкина.
«Очарованье пушкинской строки...»
(традиционный Пушкинский вечер)
Сценарий подготовлен Сидуновой Э.А. учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ №4, ст.Каневская
(На сцену выходят Саша и Галя)
Саша: Зря я согласился идти с тобой на этот Пушкинский вечер.
Галя: Почему это зря?
Саша: Да скучно все это! Эх, лучше бы я дома боевик посмотрел... а тут... скука!
Галя: Какая может быть скука, ведь мы в гостях у Пушкина! Ты помнишь сказки Пушкина?
Саша: О! сказки - то я помню!
Галя: Сказки -то ты помнишь. А кроме сказок ты что-нибудь читал?
Саша: А разве у него еще что-то есть?
Галя: Ну ты даешь! Придется с тобой попутешествовать по большой книге, лежащей здесь.
(Подает Саше большую книгу «Проза А.С.Пушкина)
Саша: Ого-го! Какая толстая книга. Ну и что интересного в этой прозе?
Галя: А ты переверни страничку и увидишь.
(Саша открывает книгу. На сцене появляются герои повести «Барышня-крестьянка». Инсценировка отрывка встречи Лизы и Алексея в роще. По окончании сценки выходят Саша и Галя)
Саша: А кто это был? Что за произведение?
Галя: Может быть зал нам поможет определить, из какого произведения эти герои?
Саша: А мне понравилось. Можно перевернуть еще страничку?
(Саша перелистывает страничку. Инсценировка эпизода объяснения Бурмина и Марьи Гавриловны из повести «Метель»)
Саша: Боже мой! Какая трогательная история! Хорошо, что так замечательно все закончилось. Но, Галя, что это за произведение? Я непременно его прочитаю.
Галя: Пусть наши гости скажут.
Саша: Галя, давай скорее перевернем еще страничку. Кажется, я становлюсь пушкиноманом.
(Шелест страниц, бой барабана, выходит Петр Первый) Саша: Ты кто?
Петр Первый: Как! Ты меня не знаешь? А ты читал «Полтаву»?
Саша: Нет.
Петр Первый: Эх! Стыд - то какой! Так слушай.
(Бой барабанов. Читает отрывок «И грянул бой»)
Саша: Галя, это тоже Пушкин?
Галя: Да, Сашенька! Сколько прекрасных стихов написано Пушкиным. Более шестисот положены на музыку. Особенно много романсов написал И. Глинка.
Саша: Как много я не знал. Как мне все это наверстать?
Галя: Вот тебе книга. Иди и читай!
( Саша берет книгу. Уходят.)
Ведущий: Дорогие друзья! Мы предлагаем вам совершить путешествие в девятнадцатый век, в эпоху великого поэта - Александра Сергеевича Пушкина. Я приглашаю вас в литературно- музыкальную гостиную. Как тогда говорили, салон. В девятнадцатом веке такие салоны пользовались большой популярностью. В салоне вели разговоры о литературе, искусстве, ставили спектакли, играли в различные литературные игры, музицировали, танцевали. Пушкин был душой таких собраний. Еще долго после гибели Поэта гости, собиравшиеся в салонах Петербурга и Москвы, делились воспоминаниями о Пушкине, восхищались его личностью и творчеством.
(Выходят участники вечера, рассаживаются, идет непринужденная беседа)
Ведущий: Дамы и господа! Милые нашему сердцу друзья! Сегодня наш дом открыт для всех, кто любит Пушкина.
Ведущий: Надеемся, скучать вам не придется, ведь даже незримое присутствие Пушкина обещает немало интересного.
(Вальс)
Ведущий: мысли и дух Пушкина бессмертны. Его не стало в этом мире, но дух, им посеянный, навсегда останется.
Ведущий: Мысли и дух Пушкина живут в его героях. Многих из них он наделяет сильными страстями. И как бы исследует их душу, заставляет и нас задуматься над многими проблемами. Таковы «Маленькие трагедии». Среди них «Моцарт и Сальери». (Звучит музыка Моцарта).
Ведущий: Сальери убежден, что музыка принадлежит только избранным. Он чувствует гениальность Моцарта, но, по его мнению, не таким должен быть избранник искусства, и решает отравить Моцарта.
Ведущий: Философское содержание трагедии состоит в убежденности Пушкина, что «гений и злодейство - две вещи несовместные», что искусство творит добро. Предлагаем вам инсценировку из этой трагедии.
( инсценировка из «Моцарта и Сальери». Сцена отравления)
Ведущий: Произведения Пушкина отличает, по словам Белинского, лелеющая душу гуманность. Зло у него всегда наказано.
Ведущий: В повести «Пиковая дама» показана страсть к деньгам и власть денег над душой человека. Герман любой ценой хочет узнать тайну трех карт и стать богатым. Ради этого он готов принести в жертву жизнь человека и любовь.
Ведущий: Пушкин проводит Германа к сумасшествию, наказывает его безумием. Для Пушкина человек, который отвергает истинные человеческие ценности: красоту, любовь, доброту, дружбу- и ставит превыше всего в жизни деньги, такой человек - неполноценный.
(Инсценировка «Герман у графини).
Ведущий: Но одной человеческой страсти Пушкин уделяет особое внимание - это любовь. Давно известно, что Пушкин - поэт любви. В его произведениях мы встречаемся с любовью счастливой и безответной, веселой, легкой и трагической.
Звучит стихотворение «Я вас люблю, хоть я бешусь...»
Ведущий: У Александра Сергеевича есть «любимое дитя его фантазии». Вся жизнь, вся душа, вся любовь его в романе «Евгений Онегин». Его можно назвать романом о любви, любви чистой, не нашедшей своего счастья.
Ведущий: «Велик подвиг Пушкина в том, - писал Белинский, - что он первый поэтически воспроизвел в лице Татьяны русскую женщину». Показал, как она умеет любить, быть верной своей любви, долгу, самой себе.
Ведущий: «Татьяна - существо исключительное, натура глубокая, страстная, любящая... Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви, ничто другое не говорило в ее душе,» - писал Белинский. Перед вами Татьяна Ларина. «Письмо Онегину».
Письмо Татьяны.
Ведущий: В своей жизни поэт пережил немало возвышенных минут вдохновения и прекрасных минут настоящей любви. Одна из страниц жизни Пушкина связана с именем Анны Петровны Керн. На свет появляются божественные строчки «Я помню чудное мгновенье .» Позже композитор Глинка положил эти стихи на музыку.
Романс или стихотворение «Я помню чудное мгновенье...»
Ведущий: В южном цикле любовь начинает звучать как счастье полноты жизни, душевного подъёма, восторга. Находясь в Одессе, Пушкин увлекся Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой. Она была одной из привлекательнейших женщин своего времени. Все ее существо было проникнуто такой мягкою, очаровательной, женственною грацией, такой приветливостью, таким неукоснительным щегольством, что легко себе объяснить, как такие люди, как Пушкин, без памяти влюблялись в Воронцову...» - вспоминал писатель Соллогуб.
Ведущий: Перед ссылкой в Михайловское Воронцова дарит Пушкину на память свой портрет в золотом медальоне и кольцо-талисман с сердоликовым восьмиугольным камнем. Это кольцо Александр Сергеевич бережно хранил.
Чтение стихотворения «Талисман»
Ведущий: Богатые впечатления южной природы Кавказа и Крыма волновали поэтическую натуру Пушкина и требовали воплощения в художественном произведении. Уезжая из Крыма, Пушкин посещает Бахчисарай, который дал ему тему для новой поэмы - «Бахчисарайский фонтан»
Чтение стихотворения «В прохладе сладостной фонтанов...» + восточный танец.
Инсценировка из повести «Арап Петра Великого»
Диалог двух сплетниц
Ведущий: 1830 год стал самым счастливым в жизни Пушкина. Год исполнения желаний: в этот год Пушкин венчался с Натальей Николаевной Гончаровой, первой красавицей Петербурга.
Не ведал мир такой любви, не ведал мир такой печали.
Он ей дарил свои стихи, что для нее в душе звучали.
Он столько лет в нее влюблен. Его любовь неповторима
И в каждом звуке слышит он ее божественное имя.
И даже в тяжкий смертный час, назло сомненьям и обидам,
Свою любовь в последний раз улыбкой вновь благословит он.
Прошли года, пройдут века. Его любовь осталась с нами
И так же трепетна строка. И так же искренне признанье.
Чтение стихотворения «Мадона»
Ведущий: Прекрасное время. Счастье переполняет поэта. Работается легко. В семье мир и покой.
Но...
Чтение стихотворения «Предчувствие» («Снова тучи надо мною...»)
Ведущий: Если Пушкин был, по словам Тютчева, первой любовью России, то и жена его стала первой любовью, мифом, живой легендой тогдашнего света.
Ведущий: Поэтому, как и на поэта, на нее обрушился шквал обожания, сплетен, восторгов, зависти, комплиментов. Все в ней восхищало и потому многих тем более раздражало. Свет готов был гнать не только «его свободный дар», но и ее дар - красоты, ума, обаяния.
Ведущий: Свет искал случая расправиться с Пушкиным. Предметом нападок выбрали честь семьи, честь самого поэта. А орудием расправы стал Дантес: необразованный барон второго дня. Лампады тихий свет
Бледнел пред утренней зарею,
И утро весело в темницу. И поэт
К решетке поднял влажны взоры.
Вдруг шум. Пришли! Зовут! Они.
Надежды нет.
Звучат замки, ключи, запоры.
Зовут... постой, постой... день, только день один.
И казней нет, и всем свобода.
И жив велики гражданин среди великого народа.
Не слышат. Шествие безмолвно. Ждет палач.
Но дружба смертный путь поэта очарует.
Вот плаха. Он взошел. Он славу именует...
Плачь, Муза, плачь!
А мне приснился сон, что Пушкин был спасен Сергеем Соболевским. Его любимый друг с достоинством и блеском дуэль расстроил вдруг. Дуэль не состоялась. Осталась только ярость да шум великосветский... К несчастью, Соболевский в тот год в Европах жил.
А мне приснился сон, что Пушкин был спасен.
Все было очень просто: на площади у моста он встретил Натали.
Их экипажи встали, она была в вуали - в серебряной пыли.
Он вышел поклониться, сказать, что пусть не ждут... Могло все измениться в те несколько минут.
А мне приснился сон, что Пушкин был спасен.
Под дуло пистолета, не опуская глаз, шагнул вперед Данзас.
И заслонил поэта.
И слышал только лес, о чем шептал он другу. И опускает руку несбывшийся Дантес. К несчастью, пленник чести так поступить не смел. Остался он на месте. И выстрел прогремел.
Что значит слово «смерть» - не понимаю.
Ты яркий день, ты белой ночи зори!
Не погребен ты в древнем Святогоре,
Ты не упал, сраженный пулей подлой,
Тебя народ в ладони поднял,
Припал к груди, чтоб рана не болела...
Ты жив, и жизнь твоя не оскудела...
Ты жив, печаль твоя опять светла,
Когда ложится ласкова мгла
На холмы Грузии. Когда опять
В Тригорском солнце ты идешь встречать.
Чтение стихотворения «Памятник»
Ведущий: Пушкин - вечность, но вечность в движении. Он наш современник, говорящий с нами на понятном языке.
Ведущий: Пушкин - эталон нравственности, духовности, гражданственности. Читая Пушкина, вы воспитаете в себе человека.
Список использованных источников информации:
«Использование опорных схем на уроках литературы в старших классах» Т. И. Богомолова. Калуга, 1994.
Материалы из журнала «Русский язык в школе».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сидунова Эльвира Александровна
→ Elvira_Sidunova 09.09.2012 0 2980 568 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.