Урок-сказка "Повторение и обобщение изученного материала по теме "Имя существительное"; 5 класс


Боровская Елена Анатольевна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ Молодёжнинская средняя общеобразовательная школа Приаргунского района Забайкальского края









































Урок – сказка в 5 классе


К уроку учащиеся должны прочитать или вспомнить сказку А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

При составлении заданий я использовала текст произведения.


Тема: «Повторение и обобщение изученного материала по теме «Имя существительное».


Цель: 1. Закрепление и систематизирование знаний по теме: «Имя существительное»;

2. Развитие умений и навыков письменной и устной речи;

3. Повышение интереса к русскому языку и литературе.

4. Воспитание правильного поведения за столом


Оборудование:

  1. письмо-стихотворение, написанное учителем;

  2. большой лист бумаги (ватман) с написанным на нем меню или слайд;

  3. карточки с заданиями;

  4. листы с названиями этапов, которые постепенно вывешиваются на магнитной доске;

  5. рисунок с изображением Буратино;

  6. сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино».























Ход урока:


I. Организационный момент.

II. Слово учителя с элементами беседы:

  1. Ребята, вы знаете сказку «Приключения Буратино»?

- Кто автор этой сказки?

- Кто является главным героем этой сказки?

- Я получила письмо от папы Карло. У него опять неприятности. И поэтому он обращается к вам с просьбой помочь ему.

Послушайте!

2.Чтение письма учителем:

Здравствуйте, милые дети!

Я самый несчастный папа на свете!

Мой сынок, мальчишка деревянный,

Оказался такой упрямый.

Хоть волшебный театр он открыл,

Но про учебу совсем позабыл.

Целый день бегает, играет,

А грамоты ну, нисколечко не знает.

Пронюхали об этом Кот и Алиса

И похитили его, лоботряса.

Пришел я домой, а он и был таков…

Искать его надо в стране Дураков.

Помогите, о добрые дети,

Папе Карло, несчастнейшему папе на свете!

  1. Какое несчастье случилось у папы Карло?

- Поможем ему найти Буратино?

- Для этого нужно преодолеть препятствия, которые поставили Базилио и Алиса. Справимся с ними? Покажем свои знания, умения и смекалку?

- Ну, тогда вперед!


III. (Выполнение заданий)


  1. «Интеллектуальная разминка» (Вопросы по выбору)

Чтобы отправиться в путь, надо размяться.

  1. Что обозначает имя существительное?

  2. На какие вопросы отвечает имя существительное?

  3. Назовите постоянные морфологические признаки имени существительного.

  4. Назовите непостоянные морфологические признаки имени существительного.

  5. Какова синтаксическая роль имени существительного?




2. В харчевне «Трех пескарей»

- Мы с вами подошли к харчевне «Трех пескарей», что стоит у дороги в страну Дураков. Хозяин харчевни никого не пропустит дальше, если мы у него не пообедаем. Придется заказать себе обед. Выберите из меню харчевни блюда и запишите их по предложенному началу: «Принесите мне, пожалуйста, …» У имен существительных определите склонение и род, выделите окончания.

(На доске – плакат с названиями блюд или слайд).


«Меню харчевни «Трех пескарей»


Баранья похлебка с чесноком Булочки с корицей

Рассольник Сладкие пирожки

Грибной бульон Миндальное пирожное

Чудно зажаренный барашек Малиновое варенье

Гусенок Леденцовый петушок

Голубь на вертеле Сырая луковица

Прекрасная печенка Три корочки хлеба

Жирные караси Кипяченое молоко

Мелкая рыбешка на закуску Горячее какао

Жареный поросенок Холодный лимонад

Парочка уточек Чистая вода.


  1. Мост

- Мы подошли к мосту, перейдя который, попадем в Страну Дураков. Но вот неудача! Мост неисправный. Кот и Лиса его разобрали по бревнышкам. Давайте починим мост.


Игра «Головоломка»:

Перед вами на доске в двух колонках записаны части предложений. Восстановите предложения, соединив стрелочками части. Найдите имена собственные.

- Какие имена собственные еще встречаются в сказке?

- Расскажите о правописании имен существительных собственных.


1.Джузеппе уронил рубанок

что золотые монеты зазвенели у него во рту.

2.Это оказалась старая

черепаха Тортила с подслеповатыми глазами.

3.Лиса Алиса ухмыльнулась

как крыло белой бабочки.

4.Тут Буратино от страха так затрясся

и злобно зарычал.

5.Это была пожилая

злая крыса Шушара.

6.Мальвина побледнела

и съела все вместе с костями

7.Артемон поджал хвост

и сел прямо на пол


  1. Распутье

Что это?

- Перед нами распутье. Придется нам разделиться на две группы и пойти по разным дорогам. Может быть, мы так быстрее найдем Буратино.

И опять препятствие.

(Работа учащихся разных групп по карточкам).


  1. Игра «Кто больше»

1 группа: Какие животные встречаются в сказке? Запишите. На какой вопрос отвечают записанные слова? Как называются такие имена существительные?

2 группа: Из текста выпишите слова существительные, которые обозначают род занятий человека. На какой вопрос отвечают записанные слова? Как называются такие имена существительные?

Вспыхнули матовые уличные фонарики…

Двери в домах раскрылись, выбежали маленькие человечки, полезли в игрушечный трамвай. Кондуктор зазвонил, вагоновожатый завертел ручку, мальчишка живо прицепился к колбасе, милиционер засвистел, - трамвай укатился в боковую улицу между высокими домами. Проехал велосипедист… Пробежал газетчик…. Мороженщик прокатил через площадку тележку с мороженым….


  1. Игра «Кто быстрее» ( слова записаны на доске).

1 группа: Запишите слова в предложном падеже, выделите окончания, объясните выбор.

Приключение, декорация, комедия, представление, сценарий, инфузория.

2 группа: Запишите слово в творительном падеже, выделите окончание, объясните выбор.

Лестница, стриж, товарищ, солнце, ключ, плечо.


3. Игра «Кто больше» (по карточкам).

1 группа: из предложений выпишите имена существительные, имеющие форму только единственного числа.

Чем ближе он подходил к школе, тем громче … играла музыка.

Ночь была темна,- этого мало – черна, как сажа. Мыши приносили Мальвине сахар, сыр и кусочки колбасы.

Артемон кинулся к муравейнику, лаем разбудил все население и послал четырех муравьев - перегрызть веревку, на которой висел Буратино.

Не нужно касторки, я очень хорошо себя чувствую.

2 группа: Из предложений выпишите имена существительные, имеющие форму только множественного числа.

Джузеппе сдвинул очки на кончик носа.

Он посмотрел в корзину со стружками – никого.

Он зажег лампу, взял ножницы, клей….

Вырезал и склеил коричневую курточку и ярко-зеленые штанишки.

Не держите вставочку судорожно и слишком близко к перу, иначе вы испачкаете пальцы в чернилах.

5. Поле Чудес

Две дороги слились в одну, которая привела нас на Поле Чудес.

Поле Чудес находится в центре Страны Дураков.

Буратино уже однажды побывал там.

Что он делал на Поле Чудес?

- Он многого не знал и не умел и поэтому иногда совершал глупые поступки.

Вспомните, как ведет себя Буратино в гостях у Мальвины.

Перед вами отрывок из сказки, где описываются действия Буратино. Прочитайте его. (текст написан на доске).

Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя.

В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал.

Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил все какао из носика.

Поперхнулся, пролил какао на скатерть.

- Что не так делал Буратино?

- Как нужно правильно вести себя за столом?

Запишите в тетради советы для Буратино о правильном поведении за столом. У имен существительных определите падеж и число, выделите окончание.


  1. Освобождение Буратино

На краю Поля Чудес стоит заброшенный сарай. Чей это голос мы слышим? Там Буратино! Чтобы освободить Буратино, нам нужно открыть замок . Замок с секретом, который специально придумали Алиса и Базилио, чтобы никто не смог выручить Буратино.

Но мы попробуем разгадать этот секрет.


Игра «Корректоры»

На доске записаны предложения.

Исправьте ошибки, допущенные при написании, морфемном и синтаксическом разборе. (Учащиеся выходят к доске и исправляют ошибки).

В комнати стоял чюдесный кукольный тиатр.

(побудительное, невосклицательное, простое, распространенное).

На занависи его блестел залатой зигзак молнее (повествовательный, восклицательный, сложное).


IV. Итог

Вот мы и освободили Буратино.

Посмотрите, сколько препятствий мы преодолели, благодаря вашим знаниям и готовности прийти на помощь. Вас никто не сможет заманить в Страну Дураков и, надеюсь, Буратино тоже.


V. Рефлексия.


VI. Оценки.


VII. Домашнее задание.

- подготовиться к контрольной работе, повторив сведения по теме.





Полный текст материала Урок-сказка "Повторение и обобщение изученного материала по теме "Имя существительное"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Боровская Елена Анатольевна  Wbkz
02.10.2012 0 7633 1424

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК