Слайд 1
Добро и зло в рассказе
Леонида Андреева
«Кусака»
Композитор П. И. Чайковский
Подснежник(Апрель)
Добро и зло в рассказе Леонида Андреева «Кусака».
(урок литературы в 7 классе)
Учитель литературы МОУ Заволжского лицея г. Заволжска Ивановской области Сосина Ольга Викторовна.
Тема урока: знакомство с писателем и чтение рассказа.
Цели урока: - получить представление о личности Л. Андреева;
- прочитать рассказ;
- развивать речь через устные высказывания;
- воспитывать доброту, внимание к людям и ответственность.
Метод творческого чтения, его приёмы: выразительное чтение
иллюстрация
демонстрация
творческое задание по личным впечатлениям
Этапы урока: объявление темы; формулирование целей урока; выразительное чтение с анализом отдельных слов, выражений, деталей сюжета; беседа по прочитанному с анализом психологических деталей с помощью вопросов и развёрнутых ответов; домашнее задание, позволяющее проявить творческие способности и своё отношение к прочитанному.
При проведении урока используется проецирование слайдов через мультимедиа-проектор.
Ход урока:
Слайд №1 открывает урок.
Домашним заданием к уроку было прочтение рассказа целиком, для того чтобы на уроке сэкономить время и рассмотреть самые важные моменты, не упуская возможности выразительного чтения вслух.
Слово учителя. Сегодня мы познакомимся с личностью Леонида Андреева и прочтём все вместе рассказ «Кусака». Это тема нашего урока (запись названия урока и темы в тетрадь). Какие цели мы должны перед собой поставить, чтобы писатель и его произведение запомнились надолго?
Ответы детей. (Узнать, как он жил, где учился, про что писал - совместная формулировка первой цели; прочитать рассказ и понять, о чём он, что хотел автор сказать нам - совместная формулировка второй и четвёртой целей; третью формулирует учитель)
Слово учителя. Познакомиться с писателем и понять рассказ нам помогут следующие иллюстрации: пьеса П.И.Чайковского «Подснежник (Апрель)», фоном звучащая на протяжении презентации, ещё одна фотография писателя ( дети обратили внимание на то, что она совсем не похожа на ту, что есть в учебнике), рисунок художника начала двадцатого века Давида Бурлюка, фотографии современных авторов и анимационный образ собаки.
Слайд №2.
Ученикам предлагается записать этапы биографии писателя по мере их появления на экране. Последовательное их появление позволяет закрепиться биографическим сведениям о писателе
(желательно затем сравнить их с текстом учебника: Что ещё нового мы узнали о Леониде Андрееве?)
Слайд №3.
Выразительное чтение фрагментов с экрана.
Беседа по тексту. Кто главный герой рассказа? Почему? Как звали собаку? Почему у неё не было имени? Какие качества копились в её характере? Они были изначально или появились со временем? ( вопросы приводят к мысли о жестокости жизни, о том, что любой человек ( а речь идёт не только о собаке) может стать злым, если живёт в окружении жестокости, такого нельзя допускать)
Слайд №4.
Здесь можно обратиться к пересказу эпизода ( дети обычно рассказывают об этом без подготовки) и подумать над тем, почему поменялось настроение мужика ( возвращаемся к выводам из третьего слайда)
Слайд №5.
Обращаем внимание на «довольство собой и гордость» - качества личности, не позволяющие опуститься, озлобиться; выясняем, почему эти качества в собаке остались при всех унижениях
( она нашла своё место - в жизни появился смысл)
Слайд №6.
Здесь можно обратиться к тексту: какими мы видим людей? Как ведёт себя собака? Почему?
( на первый взгляд, жизнь налаживается, собака стала нужной людям, и люди, кажется, добры и заботливы)
Слайд №7.
Обратим внимание на иллюстрацию: глаза собаки на ярком, весёлом фоне лета; почему «странная мольба», для чего писатель задаёт вопрос о счастье? Что необходимо для счастья?
(здесь появляется мысль о доверии людям, о надёжности друзей, о взаимопонимании)
Слайд №8.
Первый фрагмент заставляет задуматься: почему писатель так изображает природу? (обычно дети сразу пересказывают конец , в связи с этим можно обратить внимание на авторские намёки, предсказания событий, часто встречающиеся в художественных произведениях)
После чтения второго фрагмента можно подумать над тем, какими словесными красками автор подчёркивает последующее (метафора « загорелась осень», олицетворения «заплакало небо», «прорвался луч», эпитет «анемичный» и т. д.)? Почему так?
Перед третьим фрагментом нужно найти в учебнике строки о разговоре с мамой и о последней прогулке Лёли с Кусакой, обратить внимание на поведение девочки (предпочтение породистой собаки дворняжке и уход юной героини от проблемы—это тоже жестокость жизни; кто-то вспомнил Экзюпери: «мы в ответе за тех, кого приручили»; если дети не вспомнят, учителю следует самому обратить внимание на эти слова)
После прочтения последних фрагментов подумаем, как собака переживает расставание
( троекратное повторение слова «выла» передаёт безысходность и трагедию брошенного существа, заставляет читателей сочувствовать и жалеть)
Слайд №9.
Содержимое данного слайда можно представить разными способами:
Как письменную самостоятельную работу по прочтению и пониманию проблем текста.
Как устные развёрнутые ответы на вопросы, появляющиеся в порядке осмысления рассказа ( коллективное обобщение материала).
Слайд №10.
Подведение итогов, выставление оценок за вдумчивое домашнее чтение ( детям, заметившим нюансы текста) и работу на уроке; домашее задание.
Использованная литература:
Текст рассказа в учебнике для 7 класса под ред. Т. Ф.Курдюмовой
Биографические материалы с сайта http://www.andreev.org.ru/
Фотографии современных авторов
Анимация с сайта «33 буквы»
Автор: Сосина Ольга Викторовна
→ exbntkm1994 10.10.2009 0 14540 3387 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.