Внеклассное чтение по повести Н.В.Гоголя «Шинель». Трагическая судьба маленького человека в повести «Шинель» (8 класс)


Приложение Анненков П.В. «Н.В.Гоголь в Риме….»


«Однажды при Гоголе был рассказан канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего лепажевского ружья рублей в 200 ассигнаций. В первый раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружье перед собой на нос, где он находился, но его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришел в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидал своей обновки. Ружье было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его, были тщетны. Чиновник возвратился домой, лег в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купившим ему новое ружье, возвращен он был к жизни. Все смеялись анекдоту, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслью чудной повести его «Шинель».

Анненков П.В. «Н.В,Гоголь в Риме летом, 1841 года»



Приложение Письма Гоголя к матери


1.«Снова хожу каждый день в должность. Жалованья получаю сущую безделину. Весь мой доход состоит в том, что иногда или напишу, или переведу какую-нибудь статейку для господ журналистов. Одного только нужно опасаться здесь бедняку - заболеть, издержки на лекарства и лекарей для него совершенно невозможны, и ему остается одно средство - умереть».

Гоголь-матери, 2 февраля 1830г.


2. «В.. .четырех инстанциях бумага должна сделать 159 оборотов; столько же нужно и на оборотном пути к исполнению, и вдвое более,- если министр потребует каких-нибудь справок и объяснений». Добролюбов. Руководство к наглядному изучению Административного порядка течения бумагРоссии.1858 г.

«Взявши в сравнение свое место с местами, которые занимают другие, я тотчас вижу, что занимаемое мною есть еще не самое худшее. Теперь посудите сами. Доказательством моей бережливости служит то, что я до сих пор хожу в том самом платье, которое я сделал по приезде своем в Петербург из дому, и потому вы можете судить, что фрак мой, в котором я хожу повседневно, должен быть довольно ветх и истерся также не мало, между тем как до сих пор я не в состоянии был сделать не только фрака, но даже теплого плаща, необходимого для зимы. Хорошо еще, я немного привык к морозу и отходил всю зиму в летней шинели».

Гоголь-матери, 2апреля1830 г.




3. «Тишина в Петербурге необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, все служащие да должностные, все толкают о своих департаментах да коллегиях, все подавлено, все погрязло в бездельных, ничтожных трудах».

Гоголь-матери, 30 апреля 1829 г.







Внеклассное чтение по повести Н.В.Гоголя «Шинель». Трагическая судьба маленького человека в повести «Шинель» (8 класс)


Фролова Ирина Михайловна, учитель русского языка и литература, ГБОУ СОШ № 139 с углубленным изучением математики,

Санкт-Петербург


Цель урока: трагическая судьба маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель»



1. Начало урока

Сегодня у нас внеклассный урок по повести Н.В.Гоголя «Шинель», которая является завершением всех повестей Гоголя.


Эпиграф :

И веря; и не веря вновъ

Мечте высокого признанья,

Он проповедует любовь

Враждебным слогом отрицанъя.

Н.А.Некрасов


2. Рассмотрим портрет Н.В.Гоголя и ответим на вопрос: « Чем же он так необычен?»

Теперь обратимся к портрету. Вы видите необычный портрет Гоголя, он отличается от тех портретов, которые вы: видели в своих хрестоматиях по литературе. Чем же он так необычен?



В начале 1829 г.Н.В. Гоголъ приезжает в Петербург. Вскоре фортуна

к нему была благосклонна. В 1831 г. в крупных журналах публикуется первое издание "Вечеров,..", знакомство с профессором Петербургского

университета Плетневым, через него - с Жуковским, с Пушкиным, а в Москве, где был поездом, с историком Погодиным, Аксаковым и актером Щепчиным. Это состояние удачливости, везения отразилось в венецианском портрете: молодой человек в завитых волосах и модном галстуке, с легкой улыбкой – чутъ - чутъ от Хлестакова. Но странная история случилась с этим портретом. Он исчез на несколько десятков лет. В 1860 году его узнал актер Каратыгин у издателя и библиографа Ефремова в кабинете среди портретов известных. Ефремов предполагал, что это - портрет самого Венецианова, его ввела в заблуждение подпись художника. Каратыгин сказал, что Гоголь именно таким приходил на репетицию "Ревизора".


3. Рассказ о 3 циклах творчества К. В. Гоголя

Название цикла

Что в нем отражается в цикле

Авторское отношение к циклу

1 цикл «Вечера на хуторе…..»

Показана светлая жизнь, народные мечты о вольности

Благо

2 цикл « Миргород»


В нем присутствуют два лица: ослепительная картина возможного и жестокая картина сущего

Благо и зло

3 цикл «Петербургские повести

Гибель поэзии и творчества; пошлость и гнусность, задавившее высокое в русском человеке, возрождение возможно только после смерти

Зло


4. Жизненные источники повести Петербург 30-40 годов. Письма Н.В.Гоголя к матери (о жизни в Петербурге)


Приложение: письмо от 30 апреля 1829 г.

письмо от 2 февраля 1830 г.

письмо от 2 апреля 1830 г.



5. Возникновение сюжета повести «Шинель» (канцелярский анекдот)


Приложение: Анненков П.В. «Н.В.Гоголь в Риме….»



6. Разберемся в прочитанном (работа с текстом). Вопросы задаются учащимся заранее.


Узнав жизненные источники повести и как возник сюжет, разберемся в прочитанном:


1/ Каким образом Гоголь показывает обезличенностъ Акация Акакие­вича? В чем видит ее причину?


2/ Чем стала шинелъ в жизни Акакия Акакиевича? Почему? Проследить за изменением внешности, поведения, речи, настроения героя в то время, когда он впервые надел шинель.


3/ Какую роль в повести играет значительное лицо? Почему у него нет имени, ни фамилии? Где он служит? Как соотнести эту особенность изображения с маленькой деталью: отсутствием лица у генерала, изображенного на табакерке портного? Почему так смешно и нелепо согласуется средний род с мужским в рассказе о значительном лице: ''Одно значительное лицо недавно сделалось значительным, а до того был незначительным лицом»?


4/ Почему в бреду «сквернохульничая», Башмачкин постоянно обраща­ется к "значительному лицу» («ваше превосходительство»), а после смерти мстит не грабителям, а генералу?


5/ Гоголь пишет: ''Нужно знать, что Акакий Акакиевич объяснялся большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, кото­рые решителъно не имеют никакого значения». Перечитайте с этой точки зрения две сцены - разговор Башмачкина с Петровичем и разговор с генералом во время аудиенцию. Какие чувства вызывает у вас в этих сценах Башмачкин. Какова при этом его роль косноязычия?


6/ Какова роль фантастики в повести?

Писатель Б.Б.Набоков считал, что, человек, которого приняли за бесшинелъный призрак Акакия Акакиевича,- ведь это человек, укравший у него шинель. Полицейский, угодив в самый причудливый парадокс рассказа, принимает за этот призрак как раз ту персону, которая была антитезой ,- человека, укравшего шинель».

В пользу В.В. Набокова говорят такие детали: «шинель с Акакия Акакиевича снимают какие-то люди с усами, причем один из них приставил ему к самому рту кулак величиною с чиновничью голову». В конце повести коломенский булочник видит привидение с преогромными усами с и такими кулаками, «какого и у живых не найдешь».

Можно ли, по- вашему, согласиться с мнением Набокова или у вас есть другие соображения и доказательства?


7/ Исследовательская работа по сходству и различию анекдота и повести «Шинели»

Подводя итог, проведем небольшую исследовательскую работу отмети сходство и различие анекдота и «Шинели»

Анекдот

Повесть «Шинель»

1. Потеря любимой вещи тут же после приобретения

1. Потеря любимой вещи тут же после приобретения

2. Утрачен предмет роскоши

2.Утрачен предмет первой необходимости. Поэтому шинель становиться как бы действующим лицом. Недаром повесть названа «Шинель»

3. Лепажевское ружье- показатель некоторого достатка

3. А шинель? Написать ответ



4. Ружье пропадает по недосмотру владельца

4. А шинель? Написать ответ

5. В анекдоте оказался возможным благополучный конец: помогли товарищи

5. А в «Шинели»? Могут ли, в состоянии ли помочь товарищи? Написать ответ

6. Тема локальная, ограниченна, не выходит за определенные пределы, анекдот короток.

6. Тема «Шинели» - просто ли рассказ об утраченной вещи? Написать ответ



7. Домашнее задание

Написать сочинение по теме «Трагическая судьба маленького человека по повести Н.В. Гоголя «Шинель»




Интернет-ресурсы:


http://rudocs.exdat.com/docs/index-352078.html

http://900igr.net/prezentatsii/literatura/Urok-Gogol-SHinel/Urok-Gogol-SHinel.html

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2656/Itemid,0/


Полный текст материала Внеклассное чтение по повести Н.В.Гоголя «Шинель». Трагическая судьба маленького человека в повести «Шинель» (8 класс) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Фролова Ирина Михайловна  ирхин
11.10.2012 0 13290 683

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК