Внеклассное чтение по повести Н.В.Гоголя «Шинель». Трагическая судьба маленького человека в повести «Шинель» (8 класс)
Приложение Анненков П.В. «Н.В.Гоголь в Риме….»
«Однажды при Гоголе был рассказан канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего лепажевского ружья рублей в 200 ассигнаций. В первый раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружье перед собой на нос, где он находился, но его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришел в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидал своей обновки. Ружье было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его, были тщетны. Чиновник возвратился домой, лег в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купившим ему новое ружье, возвращен он был к жизни. Все смеялись анекдоту, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслью чудной повести его «Шинель».
Анненков П.В. «Н.В,Гоголь в Риме летом, 1841 года»
Приложение Письма Гоголя к матери
1.«Снова хожу каждый день в должность. Жалованья получаю сущую безделину. Весь мой доход состоит в том, что иногда или напишу, или переведу какую-нибудь статейку для господ журналистов. Одного только нужно опасаться здесь бедняку - заболеть, издержки на лекарства и лекарей для него совершенно невозможны, и ему остается одно средство - умереть».
Гоголь-матери, 2 февраля 1830г.
2. «В.. .четырех инстанциях бумага должна сделать 159 оборотов; столько же нужно и на оборотном пути к исполнению, и вдвое более,- если министр потребует каких-нибудь справок и объяснений». Добролюбов. Руководство к наглядному изучению Административного порядка течения бумагРоссии.1858 г.
«Взявши в сравнение свое место с местами, которые занимают другие, я тотчас вижу, что занимаемое мною есть еще не самое худшее. Теперь посудите сами. Доказательством моей бережливости служит то, что я до сих пор хожу в том самом платье, которое я сделал по приезде своем в Петербург из дому, и потому вы можете судить, что фрак мой, в котором я хожу повседневно, должен быть довольно ветх и истерся также не мало, между тем как до сих пор я не в состоянии был сделать не только фрака, но даже теплого плаща, необходимого для зимы. Хорошо еще, я немного привык к морозу и отходил всю зиму в летней шинели».
Гоголь-матери, 2апреля1830 г.
3. «Тишина в Петербурге необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, все служащие да должностные, все толкают о своих департаментах да коллегиях, все подавлено, все погрязло в бездельных, ничтожных трудах».
Гоголь-матери, 30 апреля 1829 г.
Внеклассное чтение по повести Н.В.Гоголя «Шинель». Трагическая судьба маленького человека в повести «Шинель» (8 класс)
Фролова Ирина Михайловна, учитель русского языка и литература, ГБОУ СОШ № 139 с углубленным изучением математики,
Санкт-Петербург
Цель урока: трагическая судьба маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель»
1. Начало урока
Сегодня у нас внеклассный урок по повести Н.В.Гоголя «Шинель», которая является завершением всех повестей Гоголя.
Эпиграф :
И веря; и не веря вновъ
Мечте высокого признанья,
Он проповедует любовь
Враждебным слогом отрицанъя.
Н.А.Некрасов
2. Рассмотрим портрет Н.В.Гоголя и ответим на вопрос: « Чем же он так необычен?»
Теперь обратимся к портрету. Вы видите необычный портрет Гоголя, он отличается от тех портретов, которые вы: видели в своих хрестоматиях по литературе. Чем же он так необычен?
В начале 1829 г.Н.В. Гоголъ приезжает в Петербург. Вскоре фортуна
к нему была благосклонна. В 1831 г. в крупных журналах публикуется первое издание "Вечеров,..", знакомство с профессором Петербургского
университета Плетневым, через него - с Жуковским, с Пушкиным, а в Москве, где был поездом, с историком Погодиным, Аксаковым и актером Щепчиным. Это состояние удачливости, везения отразилось в венецианском портрете: молодой человек в завитых волосах и модном галстуке, с легкой улыбкой – чутъ - чутъ от Хлестакова. Но странная история случилась с этим портретом. Он исчез на несколько десятков лет. В 1860 году его узнал актер Каратыгин у издателя и библиографа Ефремова в кабинете среди портретов известных. Ефремов предполагал, что это - портрет самого Венецианова, его ввела в заблуждение подпись художника. Каратыгин сказал, что Гоголь именно таким приходил на репетицию "Ревизора".
3. Рассказ о 3 циклах творчества К. В. Гоголя
Название цикла |
Что в нем отражается в цикле |
Авторское отношение к циклу |
1 цикл «Вечера на хуторе…..» |
Показана светлая жизнь, народные мечты о вольности |
Благо |
2 цикл « Миргород»
|
В нем присутствуют два лица: ослепительная картина возможного и жестокая картина сущего |
Благо и зло |
3 цикл «Петербургские повести |
Гибель поэзии и творчества; пошлость и гнусность, задавившее высокое в русском человеке, возрождение возможно только после смерти |
Зло |
4. Жизненные источники повести Петербург 30-40 годов. Письма Н.В.Гоголя к матери (о жизни в Петербурге)
Приложение: письмо от 30 апреля 1829 г.
письмо от 2 февраля 1830 г.
письмо от 2 апреля 1830 г.
5. Возникновение сюжета повести «Шинель» (канцелярский анекдот)
Приложение: Анненков П.В. «Н.В.Гоголь в Риме….»
6. Разберемся в прочитанном (работа с текстом). Вопросы задаются учащимся заранее.
Узнав жизненные источники повести и как возник сюжет, разберемся в прочитанном:
1/ Каким образом Гоголь показывает обезличенностъ Акация Акакиевича? В чем видит ее причину?
2/ Чем стала шинелъ в жизни Акакия Акакиевича? Почему? Проследить за изменением внешности, поведения, речи, настроения героя в то время, когда он впервые надел шинель.
3/ Какую роль в повести играет значительное лицо? Почему у него нет имени, ни фамилии? Где он служит? Как соотнести эту особенность изображения с маленькой деталью: отсутствием лица у генерала, изображенного на табакерке портного? Почему так смешно и нелепо согласуется средний род с мужским в рассказе о значительном лице: ''Одно значительное лицо недавно сделалось значительным, а до того был незначительным лицом»?
4/ Почему в бреду «сквернохульничая», Башмачкин постоянно обращается к "значительному лицу» («ваше превосходительство»), а после смерти мстит не грабителям, а генералу?
5/ Гоголь пишет: ''Нужно знать, что Акакий Акакиевич объяснялся большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решителъно не имеют никакого значения». Перечитайте с этой точки зрения две сцены - разговор Башмачкина с Петровичем и разговор с генералом во время аудиенцию. Какие чувства вызывает у вас в этих сценах Башмачкин. Какова при этом его роль косноязычия?
6/ Какова роль фантастики в повести?
Писатель Б.Б.Набоков считал, что, человек, которого приняли за бесшинелъный призрак Акакия Акакиевича,- ведь это человек, укравший у него шинель. Полицейский, угодив в самый причудливый парадокс рассказа, принимает за этот призрак как раз ту персону, которая была антитезой ,- человека, укравшего шинель».
В пользу В.В. Набокова говорят такие детали: «шинель с Акакия Акакиевича снимают какие-то люди с усами, причем один из них приставил ему к самому рту кулак величиною с чиновничью голову». В конце повести коломенский булочник видит привидение с преогромными усами с и такими кулаками, «какого и у живых не найдешь».
Можно ли, по- вашему, согласиться с мнением Набокова или у вас есть другие соображения и доказательства?
7/ Исследовательская работа по сходству и различию анекдота и повести «Шинели»
Подводя итог, проведем небольшую исследовательскую работу отмети сходство и различие анекдота и «Шинели»
Анекдот |
Повесть «Шинель» |
1. Потеря любимой вещи тут же после приобретения |
1. Потеря любимой вещи тут же после приобретения |
2. Утрачен предмет роскоши |
2.Утрачен предмет первой необходимости. Поэтому шинель становиться как бы действующим лицом. Недаром повесть названа «Шинель» |
3. Лепажевское ружье- показатель некоторого достатка |
3. А шинель? Написать ответ |
|
|
4. Ружье пропадает по недосмотру владельца |
4. А шинель? Написать ответ |
5. В анекдоте оказался возможным благополучный конец: помогли товарищи |
5. А в «Шинели»? Могут ли, в состоянии ли помочь товарищи? Написать ответ |
6. Тема локальная, ограниченна, не выходит за определенные пределы, анекдот короток. |
6. Тема «Шинели» - просто ли рассказ об утраченной вещи? Написать ответ |
7. Домашнее задание
Написать сочинение по теме «Трагическая судьба маленького человека по повести Н.В. Гоголя «Шинель»
Интернет-ресурсы:
http://rudocs.exdat.com/docs/index-352078.html
http://900igr.net/prezentatsii/literatura/Urok-Gogol-SHinel/Urok-Gogol-SHinel.html
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2656/Itemid,0/
На странице приведен фрагмент.
Автор: Фролова Ирина Михайловна
→ ирхин 11.10.2012 0 13290 683 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.