Обобщающий урок по русскому языку по теме «Фразеологические обороты»
Учитель: Кузнецова Юлия Николаевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №3 г.о. Самара
Тема: Обобщающий урок по теме« Фразеологические обороты ».
Класс: 5
Задачи урока:
1.Образовательная - обобщить и систематизировать знания учащихся по теме. Углубить и расширить знания учащихся о фразеологических оборотах.
2.Воспитательная – пробудить интерес учащихся к изучению фразеологических оборотов.
3.Развивающая – развить навыки работы со словарем, обогатить словарный запас учащихся.
Тип урока: Обобщающий урок.
Иллюстративный материал, используемый на уроке:
1. «Фразеологический словарь русского языка».
2. Рисунки к упражнениям.
Структура урока:
1. Организационная часть урока. 2 мин.
2. Актуализация знаний учащихся: 5 мин.
- Повторение пройденного материала на предыдущем уроке;
3. Объявление темы урока: Фразеологические обороты. 1 мин.
4. Сообщение учащимся цели урока и задач. 2-3 мин.
Ход урока:
Учитель |
Ученики |
Ожидаемый результат |
Проводит проверку общеучебных умений и навыков: 1.Ставит перед классом конкретную задачу: -узнай, -вспомни и расскажи, -сопоставь, -определи сходство и различие, -классифицируй, -дай определение, -придумай, сочини .
2.Проводит фронтальный опрос: -вспомни определение фразеологизма; -чем отличается свободное словосочетание от фразеологизмов; -приведи примеры фразеологических оборотов и свободных словосочетаний; -устойчивые словосочетания возможны только в русском языке? -вспомни определение синонимов и антонимов.
|
1. Активизируют свои знания, умения и навыки, необходимые для усвоения нового материала.
2.Проводят сопоставление имеющихся у них знаний и вновь услышанных, находят общие понятия, обобщают полученные знания на предыдущих уроках. 3.Отвечают на вопросы учителя, используя при этом ранее изученный материал. Развивают умение анализировать, сопоставлять и обобщать имеющиеся знания и новые. 4.Делают выводы о значении фразеологизмов в речи. |
1. Определен уровень обученности.
2. Определена зона ближайшего развития.
3. Определена доля необходимой педагогической помощи
4.Выбраны формы и методы индивидуальной мотивации каждого ученика в соответствии с его эмоциональным состоянием. |
Подведение итогов урока. 5-7 мин.
1.Вовлекает учащихся в самоанализ.
|
1. Участвуют в анализе. |
1. Учащиеся обобщили и расширили знания о фразеологизмах. |
2.Способствует личностному становлению учащихся. |
2. Отмечают, какие знания обобщили. |
2. Показали богатство устойчивых словосочетаний. |
3.Учитывает общекультурный уровень учебной деятельности.
|
3. Анализируют свои ответы. |
3. Научились самостоятельно определять значения фразеологизмов и правильно употреблять их в речи. |
4.Оценивает уровень сформированности знаний, умений по результатам работы учащихся. |
4.Отвечают на вопрос: «Для чего нужны фразеологизмы в нашей речи?» |
4.Приобрели навыки взаимодействия в коллективе. |
|
|
5.Учащиеся получили навыки самоанализа и анализа работы класса на уроке.
|
|
|
6.Учащиеся проверили свою самостоятельность мышления, способность к анализу и творчеству. |
Примерные задания к уроку.
На уроке были использованы упражнения, которые условно разделены на 3 типа:
1. Упражнения, связанные нахождением фразеологизма и определением его значения.
2. Упражнения, связанные с самостоятельным подбором фразеологизмов.
3. Упражнения, связанные с использованием фразеологизмов в связной речи.
С помощью данных упражнений можно сформировать у учащихся фразеологические умения, использовать данный материал как на уроках русского языка, так и литературы.
1.Орфоэпическая разминка.
Испокон веков
Как с гуся вода
Семи пядей во лбу
Гроша ломаного не стоит
2. Найдите фразеологизм.
Эта деревня не за горами, а за тем лесом. |
Весна уже не за горами. |
Не разгибая спины, поднимите руки вверх. |
Они трудились не разгибая спины. |
В двух словах он допустил ошибку. |
Объясните свою просьбу в двух словах. |
3.Объясните значение фразеологических сочетаний.
Алые погоны …
Пятый океан …
Голубые береты …
Корабль пустыни …
4.К каждой пословице (разных народов) левого столбца назовите русскую, соответствующую ей по смыслу. Русские пословицы вы найдете в правом столбце.
- Есть дым, есть и огонь. |
- За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. |
- Готовь зонт при ясной погоде. |
- Дыма без огня не бывает.
|
- За стаей фазанов погнался, ни одного не поймал. |
- Готовь сани летом, а телегу зимой. |
- Молчаливость лучше многословия. |
- По одежке встречают, по уму провожают. |
- Не суди о человеке по его внешности. |
- Слово-серебро, молчание-золото. |
5.Определите значение фразеологизма и подберите к нему синонимы.
Два сапога пара.
6.Расположите фразеологизмы по степени возрастания признака.
Приходить в ярость, действовать на нервы, доводить до бешенства, выходить из равновесия.
7.Подберите к фразеологизмам антонимы.
Слова не вытянешь;
кот наплакал;
выбиться из колеи
Собрать волю в кулак;
куры не клюют;
рта не закрывают.
8.Из данных фразеологизмов составьте связный рассказ.
Выводить на чистую воду;
не пропускал мимо ушей.
ЗАГАДКИ – СКЛАДКИ
1. Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой…
2. Мы исходили городок
Буквально вдоль …
И так устали мы в дороге,
Что еле …
3. Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь …
4. Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, …
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши вянут.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кузнецова Юлия Николаевна
→ kuznetsova167 19.10.2012 0 3257 552 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.