Обобщающий урок по русскому языку по теме «Фразеологические обороты»


Учитель: Кузнецова Юлия Николаевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №3 г.о. Самара

Тема: Обобщающий урок по теме« Фразеологические обороты ».

Класс: 5

Задачи урока:

1.Образовательная - обобщить и систематизировать знания учащихся по теме. Углубить и расширить знания учащихся о фразеологических оборотах.

2.Воспитательная – пробудить интерес учащихся к изучению фразеологических оборотов.

3.Развивающая – развить навыки работы со словарем, обогатить словарный запас учащихся.

Тип урока: Обобщающий урок.

Иллюстративный материал, используемый на уроке:

1. «Фразеологический словарь русского языка».

2. Рисунки к упражнениям.

Структура урока:


1. Организационная часть урока. 2 мин.

2. Актуализация знаний учащихся: 5 мин.

- Повторение пройденного материала на предыдущем уроке;

3. Объявление темы урока: Фразеологические обороты. 1 мин.

4. Сообщение учащимся цели урока и задач. 2-3 мин.

Ход урока:


Учитель

Ученики

Ожидаемый результат

Проводит проверку общеучебных умений и навыков:

1.Ставит перед классом конкретную задачу:

-узнай,

-вспомни и расскажи,

-сопоставь,

-определи сходство и различие,

-классифицируй,

-дай определение,

-придумай, сочини .


2.Проводит фронтальный опрос:

-вспомни определение фразеологизма;

-чем отличается свободное словосочетание от фразеологизмов;

-приведи примеры фразеологических оборотов и свободных словосочетаний;

-устойчивые словосочетания возможны только в русском языке?

-вспомни определение синонимов и антонимов.


1. Активизируют свои знания, умения и навыки, необходимые

для усвоения нового материала.


2.Проводят сопоставление имеющихся у них знаний и вновь услышанных, находят общие понятия, обобщают полученные знания на предыдущих уроках.

3.Отвечают на вопросы учителя, используя при этом ранее изученный материал. Развивают умение анализировать, сопоставлять и обобщать имеющиеся знания и новые.

4.Делают выводы о значении фразеологизмов в речи.

1. Определен уровень обученности.


2. Определена зона ближайшего развития.


3. Определена доля необходимой педагогической помощи


4.Выбраны формы и методы индивидуальной мотивации каждого ученика в соответствии с его эмоциональным состоянием.

Подведение итогов урока. 5-7 мин.

1.Вовлекает учащихся в самоанализ.


1. Участвуют в анализе.

1. Учащиеся обобщили и расширили знания о фразеологизмах.

2.Способствует личностному становлению учащихся.

2. Отмечают, какие знания обобщили.

2. Показали богатство устойчивых словосочетаний.

3.Учитывает общекультурный уровень учебной деятельности.


3. Анализируют свои ответы.

3. Научились самостоятельно определять значения фразеологизмов и правильно употреблять их в речи.

4.Оценивает уровень сформированности знаний, умений по результатам работы учащихся.

4.Отвечают на вопрос: «Для чего нужны фразеологизмы в нашей речи?»

4.Приобрели навыки взаимодействия в коллективе.



5.Учащиеся получили навыки самоанализа и анализа работы класса на уроке.




6.Учащиеся проверили свою самостоятельность мышления, способность к анализу и творчеству.


Примерные задания к уроку.

На уроке были использованы упражнения, которые условно разделены на 3 типа:

1. Упражнения, связанные нахождением фразеологизма и определением его значения.

2. Упражнения, связанные с самостоятельным подбором фразеологизмов.

3. Упражнения, связанные с использованием фразеологизмов в связной речи.

С помощью данных упражнений можно сформировать у учащихся фразеологические умения, использовать данный материал как на уроках русского языка, так и литературы.

1.Орфоэпическая разминка.

Испокон веков

Как с гуся вода

Семи пядей во лбу

Гроша ломаного не стоит

2. Найдите фразеологизм.

Эта деревня не за горами, а за тем лесом.

Весна уже не за горами.

Не разгибая спины, поднимите руки вверх.

Они трудились не разгибая спины.

В двух словах он допустил ошибку.

Объясните свою просьбу в двух словах.


3.Объясните значение фразеологических сочетаний.

Алые погоны …

Пятый океан …

Голубые береты …

Корабль пустыни …


4.К каждой пословице (разных народов) левого столбца назовите русскую, соответствующую ей по смыслу. Русские пословицы вы найдете в правом столбце.

- Есть дым, есть и огонь.

- За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

- Готовь зонт при ясной погоде.

- Дыма без огня не бывает.


- За стаей фазанов погнался, ни одного не поймал.

- Готовь сани летом, а телегу зимой.

- Молчаливость лучше многословия.

- По одежке встречают, по уму провожают.

- Не суди о человеке по его внешности.

- Слово-серебро, молчание-золото.


5.Определите значение фразеологизма и подберите к нему синонимы.

Два сапога пара.


6.Расположите фразеологизмы по степени возрастания признака.

Приходить в ярость, действовать на нервы, доводить до бешенства, выходить из равновесия.


7.Подберите к фразеологизмам антонимы.

Слова не вытянешь;

кот наплакал;

выбиться из колеи

Собрать волю в кулак;

куры не клюют;

рта не закрывают.

8.Из данных фразеологизмов составьте связный рассказ.

Выводить на чистую воду;

не пропускал мимо ушей.

ЗАГАДКИ – СКЛАДКИ

1. Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

Водой…

2. Мы исходили городок

Буквально вдоль …

И так устали мы в дороге,

Что еле …

3. Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь …

4. Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес, …

Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши вянут.




Полный текст материала Обобщающий урок по русскому языку по теме «Фразеологические обороты» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кузнецова Юлия Николаевна  kuznetsova167
19.10.2012 0 3257 552

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК