Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание букв н-нн в именах прилагательных, образованных от существительных»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 6 КЛАССА
ТЕМА: «Правописание букв н-нн в именах прилагательных, образованных от существительных»
ВЫПОЛНИЛА: учитель русского языка МБОУ СОШ № 59 г.Нижнего Новгорода Аверьянова Т.Н.
УЧЕБНИК: Русский язык. 6 класс. В 3 ч. Ч.1 / С.И. Львова, В.В. Львов.-М.: Мнемозина, 2009 г.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для 6 класса «Учимся на 5», ч.1
ЦЕЛЬ УРОКА:1) Дать представление об основных группах прилагательных, соответствующих данному орфографическому правилу: 1. н н ый ; 2. ин ый ; 3) ан (ян) ый ; онн (енн) ый ; 5) н ый .
2) Отрабатывать умение выбирать н или нн на основе морфемно-словообразовательного анализа имени прилагательного.
ХОД УРОКА:
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Запись числа, классная работа.
2.АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА. (Запись на доске)
ВОДЯНОЙ ВОДА ОСЕННИЙ ОСЕНЬ
ГУСИНЫЙ ГУСЬ УТРЕННИЙ УТРО
КОЖАНЫЙ КОЖА СТАНЦИОННЫЙ СТАНЦИЯ
ЛЕТНИЙ ЛЕТО
Учитель:Откройте тетрадь, запишите сегодняшнее число, классная работа. Внимание на доску.
На доске записаны слова, что их объединяет? (Имена прилагательные)
Каким способом образованы данные прилагательные? (Суффиксальным)
Запишите словообразовательную пару и схему образования данных слов.( )
Что еще объединяет все записанные слова, кроме способа образования? От слов какой части речи образованы данные прилагательные? (От существительных)
Итак. Все прилагательные, записанные на доске, образованы от имени существительного суффиксальным способом. Почему же эти слова разделены на два столбика, по какому принципу? (Правописание н-нн)
Как же будет звучать тема нашего урока?
Запись темы в тетрадь. «Правописание букв н-нн в именах прилагательных, образованных от существительных».
Какую цель мы должны достичь на сегодняшнем уроке?
Давайте обратимся к учебнику, стр.177 и прочитаем от чего зависит выбор написания в прилагательных н-нн.
3. ЧТЕНИЕ МАТЕРИАЛА УЧЕБНИКА, СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ.
Учитель: От чего зависит выбор орфограммы н-нн в именах прилагательных? (От значения суффикса)
- Н - - НН -
1. ЛЕТО + -Н-(ИЙ) ЛЕТНИЙ Исключение: ЮНЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ
|
1.-ЕНН- (относящийся к чему либо) УТРО+-ЕНН-(ИЙ) УТРЕННИЙ Исключение:ВЕТРЕНЫЙ
|
2.-АН-(-ЯН) (материал, из которого сделан предмет) КОЖА+-АН-(ЫЙ)КОЖАНЫЙ
Исключение: оловянный, деревянный, стеклянный
|
2.-ОНН-(относящийся к чему либо) ДЕМОНСТРАЦИЯ+-ОНН-(ЫЙ)ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ
|
3.-ИН- (принадлежащий к кому-либо)
МЫШЬ+-ИН-(ЫЙ) МЫШИНЫЙ
|
3. Н Н ( ) ОСЕНЬ+-Н-()ИЙОСЕННИЙ
|
4.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Задание № 1. (Запись на доске)
Объясните написание н-нн в прилагательных, проведите словообразовательный анализ.
ШЕРСТЯНОЙ ШЕРСТЬ +-ЯН-(ОЙ)
ОРЛИНЫЙ ОРЕЛ+-ИН-(ЫЙ)
СМОЛЯНОЙСМОЛА+-ЯН-(ОЙ)
КУХОННЫЙКУХНЯ+-Н-(ЫЙ)
СОЛОМЕННЫЙСОЛОМА+-ЕНН-(ЫЙ)
Отчего зависит выбор написания данной орфограммы в словах?
Задание № 2.
Кто из вас готов поработать самостоятельно, уверен в своих силах?
(ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА НА КАРТОЧКАХ)
Задание: Вставьте пропущенные буквы, подчеркните каждое слово как член предложения. Объясните правописание н-нн в суффиксах прилагательных.
(В)дом_ р_здался ст_кля__ый перел_вающийся звон.
(У)аптек_ св_тились ст_кля__ые ш_ары.
Одинаково ли значение выделенных слов.
(РАБОТА У ДОСКИ)
Запишите предложения, проведите синтаксический разбор. Объясните правописание н-нн в суффиксах прилагательных.
Я кипячу крепкий чай в жестяном чайнике.
С жестяным свистом проносятся тяжелые утки.
Какое прилагательное встретилось нам в обоих предложениях? Одинаково ли значение этих слов?
Для чего же нам нужны прилагательные в предложении и тексте?
Задание № 3.
(РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СТР. 107, УПР.99)
Прочитайте предложения про себя. Чтение выразительно вслух.
Это текст или отдельные предложения? (Текст)
Докажите, что это текст.(ТЕМА, ИДЕЯ, ЗАКОНЧЕННОСТЬ)
К какому типу речи относится данный текст? Почему вы так считаете? (Описание, обилие прилагательных)
Перечислите встретившиеся прилагательные. Выпишите прилагательные, соответствующие изучаемому правилу, в составе словосочетания. Выделите суффиксы прилагательных.
(РАБОТА У ДОСКИ ДВУХ УЧАЩИХСЯ.ПЕРВЫЙ ВЫПИСЫВАЕТ ИЗ 1-ГО АБЗАЦА, 2-Й ИЗ ВТОРОГО)
1) день необыкновенный, погода ветреная, торжественных деревьях,
серебряный иней, кусты стеклянные.
2) старинная дорожка, песчаная дорожка, полотняным одеялом, журавлиные
песни, лебединые хороводы, истинная хозяйка.
Какой вид словосочетаний нам представлен?
(РЕЗЕРВ. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ)
Определите в каких словосочетаниях прилагательные употреблены в переносном значении?
ТОРЖЕСТВЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ, СЕРЕБРЯНЫЙ ИНЕЙ, СТЕКЛЯННЫЕ КУСТЫ, ПОЛОТНЯНОЕ ОДЕЯЛО (в контексте, метафора)
Какой образ создаёт автор, используя данные прилагательные? (Чародейки-зимы)
5.ПОСТОНОВКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
ЗАДАНИЕ. Запишите свой текст на тему «Зима», используя в нем прилагательные соответствующие нашему правилу. Можно проиллюстрировать свой текст.
6.ИТОГИ УРОКА.
Учитель: Что вы узнали нового на уроке? Достигли ли поставленной цели?
Какое настроение у вас осталось после нашего урока?
7. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Аверьянова Татьяна Николаевна
→ avertanik 29.10.2012 0 3885 691 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.