Разработка урока русского языка в 6 классе по программе С.И. Львовой на тему "Повествование как тип речи. Рассказ."
Цели урока: Развитие понятий: типы речи, рассказ и его композиция;
Отработка навыка редактирования текста, выявления композиционных частей рассказа.
Тип урока: обобщение знаний.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Словарная работа.
Присутствовать, искусный, биография, преодолеть препятствие, располагать информацией, знаки препинания, рассказ, композиция, кульминация, эпизод.
Задание: объяснить значение выделенных слов. Назовите слова, которые могут связывать предложения и абзацы в рассказе в единое целое и передавать последовательность действия. Составьте устно небольшой рассказ, используя слова сначала, потом, затем, и тут для связи предложений.
3. Редактирование. Прочтите текст; что сразу бросается в глаза и режет слух? Какие слова можно заменить, чтобы текст стал более благозвучным. Отредактируйте данный эпизод. Если вы справитесь с задачей, у вас получится отрывок из известного произведения.
Дело было тихим вечером. Герасим шел тихо и глядел на воду. Вдруг Герасим увидел, что что-то барахтается в воде у самого берега. Герасим нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастного щенка, подхватил его одной рукой, сунул его к себе в пазуху и пустился большими шагами домой.
Должен получиться такой текст:
Дело было к вечеру. Герасим шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой.
Задания и вопросы:
Отметьте слова, составляющие сюжетную основу рассказа, свидетельствующие о развитии действия.
Какие ключевые слова вы подчеркнули? Какой частью речи они являются?
Почему именно они составляют сюжетную основу?
К какому типу речи относится этот текст? Устно обоснуйте свой ответ.
Какие виды связи предложений используются в тексте?
4. Опрос теоретического материала
--Что такое рассказ?
--Что такое композиция рассказа?
--Какие составные части выделяются в рассказе?
--Расскажите о каждой из этих частей.
5. Работа по учебнику. Выполнение упражнения 255
Сочините небольшой рассказ, используя следующие глаголы. Попробуйте объяснить, почему они употреблены в форме настоящего и прошедшего времени. Распределите глаголы на три группы в зависимости от того, в какой части рассказа они будут использоваться: завязка, кульминация, развязка. Будет ли в вашем рассказе концовка? Объясните почему.
Живет, пробрался, упал, засмеялся, успокоился, вспоминает.
6. Работа с текстом.
Цель работы: проверить:
1)знание основных признаков понятия «типы речи»;
2)умение оформить свой ответ в виде письменного рассуждения, пользуясь книжной (учебно-научной) речью.
Задания: Прочтите текст. Слышали ли вы о подобных случаях?
Определите тип речи, докажите свою точку зрения. Есть ли в данном тексте другой тип речи, кроме основного? Как вы думаете, с какой целью автор вводит этот отрывок?
Оформите свой ответ в виде связного письменного рассуждения.
Разбейте текст на абзацы. Уберите ненужные повторы.
Добавьте портрет героини. В этом вам поможет фотография (изображение проецируется на экран).
Какой тип речи для этого вы используете?
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гогилова Ольга Ивановна
→ GjgilovaOI 24.10.2009 2 23100 4684 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.